65. Роль вхутемаСа – вхутеиНа в формировании в 1920х годах новой российской художественной культуры.
25 декабря 1920 года были созданы Московские государственные высшие художественно-технические мастерские (сокращенно ВХУТЕМАС). Это должно было быть специальное высшее учебное заведение, имеющее целью подготовку "художников-мастеров высшейквалификации для промышленности". Образовался ВХУТЕМАС первоначально в результате слияния бывшего Строгановского училища и бывшего Училища живописи, ваяния и зодчества. в 1927 году ВХУТЕМАС был переобразован в институт (ВХУТЕИН), который просуществовал до 1930 года.
Во первых, система художника должна предоставить достаточно простой материал для творчества, для учебный упражнений. Либо элементарные геометрические формы, либо повседневные предметами. Это требование элементарности материала объясняется соображением доступности тех или иных упражнений даже для аудитории, не обладающей художественным опытом. Вне зависимости от индивидуальной художественной подготовки, все оказываются в одинаковом положении – работе на самом фундаментальном, нулевом уровне, ге индивидуальный вкус, технические навыки, эстетические соображения не столько важны, как открытость к эксперименту. Во вторых, сами правила манипулирования этими элементами должны быть достаточно простыми, что бы за кароткий промежуток времени позволить участникам реализовать то или иное задание, освоить заложенную в этих правилах технологию моделирования формы: комбинаторику элементов, трансформацию объемной формы из плоскости, работу с цветовыми растяжками, использование простейших динамических эффектов, равновесие и т.д. и в третьих, мастер, который был «использован» в качестве отправной точки для упражнений, должен был обладать известной универсальностью, глобальностью пластических возможностей. Вот почему вовсе не случайно идеи и формальные приемы творчества Малевича, Кандинского, Татлина, Родченко привлекают внимание педагогов различных школ для построения систем вводного обучения основам формообразования. Сами же эти мастера в 20е годв осуществили первое «внедрение» своих систем в жизнь в виде учебных курсов основного отделения ВХУТЕМАСа. Применение в художественном образовании заданий, связанных с применением по характеру элементов и операций упражнениями имеент собственную, не только «авангардную» историю. А практике педагогов – просвятителей 19 века Песталоцци, Фребеля и других часто применялись упражнения с элементарными геометрическими фигурами. Песталоцци считал, что квадрат – основа всех форм, что обучение рисунку в начальной школе должно основываться на расленении квадрата и криволинейных форм, комбинации которых и дадут все видимое многообразие форм мира. Второй возможной предпосылкой для художников авангарда внедрихшихся со своими художественными системами в образование, были упражнения по начертательной геометрии, широко присутствовавшие в школах в начале 20 века. В этих упражнениях уже заданы такие темы, как проекции точек на плоскости, развертка объемной формы, построение сопряжений и ортогонального изображения деталей античного ордера – с колонной, портиком, валиками и т.д. Система худ-ого образования была готова к созданию методики обучения, основанной на элементарности операций и форм. Но, в отличие от предшественников, импульс пришел не из сферы чистой педагогики или научного знания, а из сферы искусства. Несмотря на внешнее сходство с «внехудожественными», развивающими элементарными упражнениями, авангардные концепции привнесли новые горизонты видения, мышления, творчества. Педагогика и начертательная геометрия позволяли понять устройство видимого мира, в то время как авангардные худ-ые системы позволяли множество таких миров моделировать.
Целью ВХУТЕМАСа была “подготовка художников – мастеров высшей квалификации для промышленности, а также инструкторов и руководителей для профессионально-технического образования”.
ВХУТЕМАС состоял из восьми специализированных факультетов: архитектурного, деревообделочного, металлообрабатывающего, полиграфического, текстильного и керамического, а также чисто художественных факультетов – живописного, скульптурного.
Деревообделочный и металлообрабатывающий факультеты Мастерских были своеобразной лабораторией формирования дизайна в нашей стране. Здесь в ходе подготовки первого отечественного отряда дипломированных дизайнеров (“инженеров-художников”) шел сложный процесс поиска и уточнения сферы дизайна и профиля деятельности дизайнера, уяснения роли дизайнера в фор¬мировании этой сферы творчества, метода дизайн-проектирования.
Обучению студентов на всех факультетах предше¬ствовала общая художественная подготовка. Преподава¬ние в Мастерских велось по концентрам (направлениям): графический, плоскостно-цветовой, объемно-простран¬ственный, пространственный. Дисциплины: “Графика”, “Цвет”, “Объем” и “Пространство” преподавались студен¬там всех специализаций. Тем самым закладывался как бы единый фундамент художественных средств формо¬образования для “инженеров-художников” всех отраслей промышленности. При этом на пропедевтичес¬ких курсах уже закладывалась определенная професси¬ональная ориентация и, прежде всего, это выражалось в отношении к материалу. Основным художественным ма-териалом архитектуры считалось пространство. Пионеры советского дизайна в своих поисках средств художе¬ственной выразительности обращались прежде всего к конструкции. В материале пропедевтических упражнений они видели не только определенную физическую суб¬станцию – глину, гипс, масло, гуашь, акварель и т.д., но и элементы построения формы – объемы, плоскости, линии, которые становились средством построения конструкции. И уже через конструкцию выражалась художественная идея дизайнерского проекта.
Во ВХУТЕМАСе был введен макетный метод проек¬тирования. Его автор Н. Ладовский считал, что будущий архитектор должен учиться мыслить объемно-простран¬ственной композицией, эскизировать не на бумаге, а в объеме, и лишь затем переносить отработанную в объеме композицию на бумагу. Такой метод помогал расковать фантазию на этапе выработки новых приемов средств выразительности.
На факультете по обработке дерева и металла пре¬подавали А.Родченко, Эль Лисицкий, В.Татлин и другие представители Производственного искусства. Ведущими принципами их работы были: экономичность материалов и конструкций, рациональность использования простран¬ства, многофункциональность и мобильность изделий. Ка¬тегорически отвергалось всякое поверхностное украша¬тельство. Большое внимание обращалось на гигиенич¬ность вещей. Многие из их принципов стали впослед¬ствии каноническими для дизайна.
На металлообрабатывающем факультете в течение 10 лет профессиональной подготовкой руководил А. Родченко. Разработанную им концепцию проектирования можно рассматривать как одну из ранних систем дизайн-образования.
Учебные задания развивались по двум направлени¬ям: конструирование вещи – “конструкция” и лицевая обработка металла – “композиция”.
Курс “Композиция” помогал студентам овладеть тех¬нологиями обработки поверхностей, прививал навыки художественно-декоративного решения изделия, “исходя из потребительской целесообразности”. Постановка конк¬ретного задания подчиняла декоративный рисунок фун¬кции вещи. Это мог быть товарный знак, световая рек¬лама, рисунок для облицовочной плитки или нагрудный значок. При этом оформление поверхности изделия опи¬ралось не на ручную, а на промышленную технологию: изучались способы штамповки, гравирования, гальвано¬техники, технология окраски, способы печати.
Учебные задания по конструированию строились с нарастанием сложности от проекта к проекту: от вещей, выполняющих только одну функцию, – к многофункци¬ональным предметам; от простых конструкций – к более сложным; от изделий из металла – к сочетанию металла с деревом, керамикой, кожей и другими материалами.
Первыми учебными заданиями по конструированию были проектирование простейших обыденных вещей: ложка, дверная ручка, кастрюля, утюг, ножницы, подкова. По мнению А.Родченко, нужно научиться в простейшей обыденной вещи проявить творческий подход, найти оригинальное и вместе с тем рациональное решение конструкции и формы с тем, чтобы потом это решение можно было многократно воспроизвести в промышленности.
Большое внимание в обучении уделялось инженер-нотехническим дисциплинам, что объяснялось во многом первоочередной необходимостью развитию промышленности. Это проявилось в проектировании многофункциональных, мобильных предметов: складной киоск-витрина, кресло-кровать, трансформирующийся стол и другие. Художественная сторона творчества проявилась, прежде всего, как изобретательская деятельность, направленная на поиски оригинальной, функционально и технически оправданной конструкции.
Среди заданий, которые А.Родченко давал своим ученикам, были следующие: упростить существующую вещь, т.е. снять с нее украшения, выявить конструкцию, убрать неработающие части и т.д. Улучшить существующую вещь – сделать ее более удобной, может быть, функциональной, по-новому решить цвет и материал. Разработать новые формы вещей, исходя из наиболее промышленных, массовых способов изготовления, использования массовых материалов и т.д. Предложить новую вещь или комплекс вещей с новыми социальными функциями – например, оборудование избы-читальни, советского кооператива, общежития совхоза и т.д.
Начиная с 1920 года, рационализм как творческое течение в России развивался в тесной органической взаимосвязи с ВХУТЕМАСОМ, который стал центром формообразующих процессов. Именно здесь в процессе общения лидеров рационализма со студентами стали кристализоваться элементы развернутой творческой концепции рационализма.
- 1. Зарождение первобытного искусства: Живопись, пластика, керамика. Архитектурные сооружения: менгиры, дольмены, кромлехи
- 2. Гробничная арх-ра Древнего Египта: арх-ная композиция, скульптура, росписи.
- 3. Храмовая арх-ра Египта: композиция, символическое значение, средства выразительности
- 4. Рельефы и росписи Древнего Египта: каноны, условности, сюжеты, техника
- 5. Скульптура Древнего Египта: общая характеристика, типы изображений
- 6Амарнский период древнеегипетского искусства (архитектура, скульптура, живопись): традиции и новации
- 7 Греческая вазопись: геометрический, ориентализирующий, чернофигурный, краснофигурный стили. Эволюция изобразительности.
- 9. Афинский акрополь: композиционное решение, архитектурное сооружения, культурная значимость комплекса.
- 10 Скульптура Древней Греции
- 11. Типологическое разнообразие архитектуры Древнего Рима
- 12 Римский скульптурный портрет: средства выразительности, эволюция изображения
- 13. Арх-ра Др Рима: гражданские сооружения – виллы и инсулы, пространственная композиция, росписи.
- 14.Христианское мировоззрение и его отражение в стилистике византийский мозаик
- 16 Планировочные, конструктивные и образные особенности романской арх-ры
- 18. Основные принципы готической конструкции. Органическая связь конструктивных приемов и декоративных форм(на примере фр соборов)
- 15 Типологическое разнообразие византийских храмов
- 17 Романская скульптура
- Вопрос 19. Роль витража в ансамбле готического собора франция.
- Вопрос 20. Особенности готической скульптуры.
- Вопрос 21 Древнерусский храм 11-12вв. Стройматериалы и конструкции, худож-образное решение, эволюция.
- Вопрос 22. Древнерусская икона 12-14вв. Технология, язык, эволюция.
- Вопрос 24. Творчество Брунеллески как создателя нового архитектурного стиля.
- Вопрос 28. Принципы обновления живописного языка в творчестве Яна ван Эйка.
- Вопрос 29. Демократические основы творчества Питера Брейгеля Старшего, традиции и новаторство.
- Вопрос 30. Творчество Дюрера, (немецкое Возрождение).
- Вопрос 32. Идея русского централизованного государства в архитектуре и иконописи15-16 века.
- Вопрос 33. Переходный характер русского искусства 17века.
- Вопрос 34. Черты русского искусства Петровской эпохи.
- Вопрос 35. Отражение просветительской идеологии в русском портрете второй половины 18века.
- Вопрос 36. Стиль Классицизм в русской архитектуре второй половины 18-первой трети 19вв; исторические предпосылки, принципы, периоды, основные мастера.
- 37: Особенности русского романтизма (на примере живописи).
- 38. Творчество а. Г. Венецианова как пример раннего реализма.
- 40. Товарищество передвижников : предпосылки создания, цели и задачи, специфика жанров.
- 43. Творчество в.М. Васнецова как пример создания «русского» стиля.
- 45. Серов
- 46. «Мир искусства».
- 47. Стиль барокко в итальянской арх. 17 века
- 51. Диего де Сильва Веласкес
- 52. Принципы классицизма во французской живописи 17 века
- 54: Рококо во франц. Живописи 18 века.
- Вопрос 55. Жак Луи Давид
- 58. Реализм во Франции 19 века.
- 59. Проблемы традиций и новаторства в творчестве э. Мане.
- 60. Французский импрессионизм: общая характеристика, основные мастера.
- 61. Постимпрессионизм: принципы и творческий метод на примере живописи п. Гогена, в. Ван Гога, п. Сезанна.
- 62.«Абстракционизм» в.Кандинского.
- 64. Творческий метод «аналитического искусства» п. Филонова.
- 65. Роль вхутемаСа – вхутеиНа в формировании в 1920х годах новой российской художественной культуры.
- 66. Ассоциац.Худ-ов революц. России.
- 68. «Суровый стиль» - новое направление в советском искусстве. Его живописно-пластическое и жанровое своеобразие. Лидирующие художники и произведения.
- 70. Новые черты в образно – пластической структуре художественных произведений 1970х годов, философское и ассоциативно - метафорическое искусство. Лидирующие художники и произведения.