logo
ответы по госэкзамену по истории искусств

45. Серов

Валенти́н Алекса́ндрович Серо́в (1865—1911) — русский живописец и график, мастер портрета. Начал свое образование в классической гимназии, но прошел тока 3 низших класса и покинул с целью всецело посвятить себя искусству. С 1878-79 брал в Москве уроки рисунка и живописи у Репина. И в 1880 поступил в АХ. В 1884 году работает в Абрамцево

1)«Пейзаж с мостиком» (1879)).

2)Первый значительный пейзаж, в котором уже проглядывает «Серовское» лицо, начинают выступать черты нового реализма, является акварель 1885 «Амстердам»- показал красоту и эмоциональную выразительность самого простого, обычного, будничного. Динамичность диагональной композиции, множество домов с острыми вертикальными кровлями, свобода мазка придают этюду свежесть и трепетность. Серо- черно- красная гамма красок хорошо передают ненастный день с серым освещением.

3) «Волы» (1885)- первый опыт в анималистическом жанре- пейзаже. Этюд написан свежо, в пленере, без темных тонов. При внешней неподвижности все изображение пронизано внутренним ритмом движения, как бы «дыхание» натуры.

4)«Осенний вечер»

5)«Прудик»

6) Девочка с персиками (1887)- портрет В. С. Мамонтовой, отрадный сюжет, отрадна и живопись.

7)Девушка, освещенная солнцем (1888)- портрет- картина, портрет- жанр. Введение фигуры органически вовнутрь пейзажного пространства.

8)Портрет Государя Императора

9)Портрет Мамонтовой Л. А

10)Портрет А. Н. Серова

11)Портрет великого князя Павла Александровича

12)Портрет императора Александра III

13)Портрет композитора Н. А. Римского-Корсакова

14)Портрет Е. И. Рерих (1909)

15)Портрет И. И. Левитана

16)Портрет Н. С. Лескова

17)Портрет К. А. Коровина

18)Дети (1899, Русский музей)

19)Мика Морозов (1901, ГТГ)

20)Портрет М. Н. Ермоловой (1905, ГТГ)

21)Портрет Ф. И. Шаляпина (уголь, 1905, ГТГ)

22)Выезд Петра II и царевны Елизаветы Петровны на охоту (1900, Русский музей)

23)Портрет Иды Рубинштейн (1910, Русский музей)

24)«Похищение Европы» (1910)- через античную художественную тематику начинает по-новому понимать и трактовать природу. Сочетание живой реальной натуры с греческой архаикой, сочетание современности с древним эпосом. Декоративное решение. Монументальность, понимание ее как некой цветописи, которая придавала декоративность пластически понятным и трактованным формам.

25)Портрет княгини Ольги Орловой

Творчество Серова богато и разнообразно. Великий портретист, он не менее замечательный мастер художественного истолкования природы, художник бытового и анималистического жанров и наконец исторический живописец. В раннем творчестве Серова пейзаж занимает место, равное портрету. Их отличает единство отношения художника к природе и к человеку, общность решаемых в пейзаже и в портрете живописных задач. Молодой Серов в портрете берет свои модели как натуру, подобно тому, как он пишет пейзажи, заботясь прежде всего о правдивом изображении видимого, непосредственном пластическом его воплощении. От лирического пейзажа он приходит к героически- монументальной трактовке природы.