Тема 4. Барокко - система художественного видения и стиль.
Барочные антиномии: природа и социальная жизнь как враждебная стихия, конфликт разума и чувства, тела и духа, земного и небесного. Щедрая чувственность и повышенная одухотворенность, визионерство, экстатический порыв к трансцендентному. Идеал мученичества за веру – и привязанность к жизни, мирским и телесным радостям. Борьба противоположностей, драматизм, динамика становления, открытость образа вовне. Конфликт массы и пространства, линии и объема («рваный» контур), повышенная энергия цвета, динамика фактуры – «живопись мазка и пятна».
Особая форма синтеза искусств – взаимопроникновение, переход одних видов искусства в другие. Зрелищность, театральность, универсальность. Выдающиеся достижения в области градостроительства и ансамблевого мышления (городские дворцовые и загородные резиденции и виллы), в архитектуре церковных и светских зданий, монументальных формах скульптуры и живописи, алтарной картине.
Связь итальянского барокко с имперскими претензиями эпохи Контрреформации. Грандиозность масштабов, роскошь материалов, декоративная яркость, разнообразие решаемых задач и жанровое богатство.
Итальянское барокко началось в Риме в архитектуре, сразу в завершенном, образцовом решении (фасад церкви Иль Джезу, арх. Д. делла Порта, 1575). Типичное для барокко умножение архитектурных и пластических элементов (колонн, пилястр, карнизов, фронтонов). Перегруженность, причудливость барочной стилевой формулы, в которой вступают в противоборство классические (ордерные) и неклассические элементы.
Рождение градостроительства как искусства. План перестройки Рима, выполненный К.Мадерна. Новый принцип - основу застройки определяют не здания, а коммуникации. Наиболее яркие градостроительные решения - «Римский трезубец» на площади дель Пополо, пьяцца Навона, площадь Св. Петра и колоннада Бернини, обелиски, зарождение региональной планировки, высотные акценты и перспективы.
Родоначальники барочной живописи - находившийся в Риме П.П.Рубенс и итальянец Д.Ланфранко (фрески купола Сант Андреа делла Валле, алтарная и станковая религиозная картина). Живопись зрелого и позднего итальянского барокко (плафоны П.да Кортона в палаццо Барберини, Д.Б.Гаулли в Иль Джезу, А.Поццо в Сант Иньяцио). Отдельная фигура утрачивает свое значение, колористические и светотеневые контрасты, бурная динамика, эмоциональная кульминация (экстаз, триумф), не линия, а пятно, стремление создать "единый сияющий общий эффект". Власть оптической иллюзии, продолжающей реальный интерьер в область видения (видимости). Около 1600 года, в сферу барочной образности вступает скульптура (С.Мадерно), наиболее яркие достижения которой связаны с деятельностью Дж.Л.Бернини (1598 – 1680).
- Рабочая программа
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 5. Содержание дисциплины Западноевропейское искусство 17 века
- 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
- 7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
- 8.Методические рекомендации для проведения промежуточных и итоговой контрольной работ:
- Раздел I. Введение
- Тема 1. Общая периодизация развития пространственных искусств.
- Тема 2. “Европа столиц” (д. К. Арган). Основные художественные центры. Рим - космополитическая столица мира.
- Тема 3. Своеобразие ведущих национальных школ.
- Раздел II. Искусство Италии в 17 веке.
- Тема 1. Академия братьев Карраччи. Болонский академизм: теория и практика.
- Тема 2. Караваджо и концепция реализма Нового времени.
- Тема 3. Европейский караваджизм.
- Тема 4. Барокко - система художественного видения и стиль.
- Тема 5. Лоренцо Бернини и Франческо Борромини.
- Раздел III. Искусство Фландрии.
- Тема 1. Петер Пауль Рубенс.
- Тема 2. Фламандская живопись 17 века
- Раздел IV. Искусство Испании
- Тема 1. Рибера и Сурбаран.
- Тема 2. Веласкес.
- Раздел V. Искусство Голландии.
- Тема 1. Ф.Халс и голландская живопись первой половины хvii века.
- Тема 2. Живопись «малых голландцев».
- Тема 3. Рембрандт Харменс ван Рейна (1606 – 1669)
- Тема 4. Ян Вермер и делфтская школа.
- Раздел VI. Искусство Франции.
- Тема 1. Феномен "лотарингской школы".
- Тема 2. Французская архитектура и живопись 1630-1650-х годов.
- Тема 3. Классицизм в архитектуре
- Тема 4. Классицизм в живописи
- Тема 5. Искусство конца XVII века. Комплекс Версаля и связанные с ним мастера.
- Примерные темы курсовых работ
- Раздел I. Искусство Франции
- Тема 1. Французская архитектура первой половины XVIII века.
- Тема 2. Французская архитектура неоклассицизма.
- Тема 3. Антуан Ватто и французская живопись первой трети XVIII века.
- Тема 4. Франсуа Буше (1703-1770) и живопись французского рококо.
- Тема 5. Жан-Батист Симеон Шарден и Жан-Батист Грез и бытовой жанр во французской живописи.
- Тема 6. Французский пейзаж XVIII века. Робер и Верне.
- Тема 7. Жан-Оноре Фрагонар
- Тема 8. Французская скульптура.
- Раздел II. Искусство Италии
- Тема 1. Итальянская живопись рубежа XVII и XVIII веков.
- Тема 2. Джованни Баттиста Тьеполо.
- Тема 3. Доменико Тьеполо и Пьетро Лонги. Жанровая живопись в Венеции.
- Тема 4. Ведута.
- Тема 5. Неоклассицизм в Риме.
- I. Искусство Франции
- II. Искусство Италии