16 Планировочные, конструктивные и образные особенности романской арх-ры
Термин романский стиль возник гораздо позднее, в начале XIX в., когда ис¬следователи указали на теснейшую связь западноевропейского зодчества с не¬которыми формами и конструкциями римской архитектуры. Однако основа ро¬манского стиля появилась значительно раньше — в XI—XII вв., когда европей¬ские мастера начали возрождать цилиндрические и крестовые своды, полу¬циркульные арки, облицовку стен тесаным камнем, свойственные Византии. Романская архитектура возникла на территории бывшей Римской империи, на¬селенной народами, говорящими на языках романской группы. Однако несмот¬ря на влияние византийского зодчества, у романской архитектуры было свое собственное лицо.
С развитием торговли и ремесла в XI—XII вв. все большую роль начинали играть города. Они об¬носились мощными крепостными сте¬нами, укреплялись рвом, у мостов и городских ворот стояла стража, улицы на ночь перегораживались цепями на огромных замках. С XII в. началась ре¬гулярная планировка городов. На пе¬ресечении под прямым углом двух глав¬ных магистралей размещался центр города — рыночная площадь, где стро¬ились собор и ратуша. Как правило, город заселялся по профессиям: ули¬цы или целые кварталы оружейников, аптекарей, ткачей, булочников и т.д.
На зеленых холмах или скалистых уступах возводились средневековые замки, окруженные глубокими рвами. Центром крепости был донжон — массивная башня с узкими окнами: пер-вый этаж ее служил кладовыми, вто¬рой — жильем владельца, третий — помещением для слуг и охраны, под¬земелье — тюрьмой, крыша — местом для дозора. С XII в. донжон стал засе¬ляться только во время осады, а ря¬дом с ним строился дом феодала. В ком¬плекс замка входила капелла, масса хозяйственных построек размещалась во внутреннем дворе.Архитектура романского стиля сурова, тяжеловесна и замкнута. Ей прису¬ще стремление к целостности, строгости, простоте, отсутствию украшений и орнамента. Ее характерный элемент — арочная форма дверных и оконных проемов.
В период расцвета романской архитектуры, в конце XII в., входы соборов оформлялись в виде расположенных одна за другой уменьшавшихся полукруг¬лых арок, опирающихся на пристенные колонны — так называемый перспектив¬ный портал. Стены романских зданий отличались большой толщиной и создава¬ли впечатление массивности и мощи. Вместе с тем оконные и дверные проемы делались очень узкими. В очертаниях форм преобладали вертикальные и гори¬зонтальные линии. Главный строительный материал — камень. Основные типы архитектурных построек: монастырские храмы, феодальные замки, городские укрепления и жилые дома.
Важнейшим типом культового здания стала монастырская церковь, в боль¬шей степени отразившая дух романской эпохи, ее представления о модели мира. Церковь была не только главной идеологической силой средневековья, но и его культурным центром. Господствующим типом храма становится базилика. Вытя¬нутая в плане, она отражала главную идею католической церкви — «крестный путь» страданий и искупления грехов. Храм подобного типа должен был вмещать большое количество паломников, а поэтому перед архитекторами встала задача расширения внутреннего простран¬ства, его соотношения с объемами здания. Решение этой задачи было в первую очередь связано с каменными перекрытиями. От неэффективных деревянных конструкций, сгоравших в частых пожарах, пришлось отказаться. Купола мало соответствовали продольному плану подобных построек, а потому в романских храмах стали использовать цилиндрические (над центральным залом) и более сложные крестовые (над боковыми нефами) своды перекрытий. К числу нов¬шеств следует отнести также второй поперечный неф (трансепт) и увеличение восточной части храма (хора), предназначенной для духовенства. Особенностью романского храма является расположенное под хором небольшое подземное по¬мещение (крипта), служившее для хранения церковных реликвий, а также мес¬том для погребений.
Свет проникал внутрь базилики из окон центрального нефа, который был шире и выше боковых. Церковь была наполнена светом, хотя небольшие окна, казалось бы, не предполагали такой светоносности. Мотив полукруг¬лой арки, одного из главных призна¬ков романского стиля, активно рабо¬тал в интерьере: вид в центр храма открывался через большие арки и ар¬каду (ряд связанных друг с другом арок) вдоль главного нефа. Грузные вначале сводчатые постройки и арка¬ды постепенно становились стройнее и тоньше.
Ясность силуэта, преобладание горизонталей, спокойная, суровая сила романского зодчества была ярким воплощением религиозного идеала того времени, символом всемогущества Бога.
- 1. Зарождение первобытного искусства: Живопись, пластика, керамика. Архитектурные сооружения: менгиры, дольмены, кромлехи
- 2. Гробничная арх-ра Древнего Египта: арх-ная композиция, скульптура, росписи.
- 3. Храмовая арх-ра Египта: композиция, символическое значение, средства выразительности
- 4. Рельефы и росписи Древнего Египта: каноны, условности, сюжеты, техника
- 5. Скульптура Древнего Египта: общая характеристика, типы изображений
- 6Амарнский период древнеегипетского искусства (архитектура, скульптура, живопись): традиции и новации
- 7 Греческая вазопись: геометрический, ориентализирующий, чернофигурный, краснофигурный стили. Эволюция изобразительности.
- 9. Афинский акрополь: композиционное решение, архитектурное сооружения, культурная значимость комплекса.
- 10 Скульптура Древней Греции
- 11. Типологическое разнообразие архитектуры Древнего Рима
- 12 Римский скульптурный портрет: средства выразительности, эволюция изображения
- 13. Арх-ра Др Рима: гражданские сооружения – виллы и инсулы, пространственная композиция, росписи.
- 14.Христианское мировоззрение и его отражение в стилистике византийский мозаик
- 16 Планировочные, конструктивные и образные особенности романской арх-ры
- 18. Основные принципы готической конструкции. Органическая связь конструктивных приемов и декоративных форм(на примере фр соборов)
- 15 Типологическое разнообразие византийских храмов
- 17 Романская скульптура
- Вопрос 19. Роль витража в ансамбле готического собора франция.
- Вопрос 20. Особенности готической скульптуры.
- Вопрос 21 Древнерусский храм 11-12вв. Стройматериалы и конструкции, худож-образное решение, эволюция.
- Вопрос 22. Древнерусская икона 12-14вв. Технология, язык, эволюция.
- Вопрос 24. Творчество Брунеллески как создателя нового архитектурного стиля.
- Вопрос 28. Принципы обновления живописного языка в творчестве Яна ван Эйка.
- Вопрос 29. Демократические основы творчества Питера Брейгеля Старшего, традиции и новаторство.
- Вопрос 30. Творчество Дюрера, (немецкое Возрождение).
- Вопрос 32. Идея русского централизованного государства в архитектуре и иконописи15-16 века.
- Вопрос 33. Переходный характер русского искусства 17века.
- Вопрос 34. Черты русского искусства Петровской эпохи.
- Вопрос 35. Отражение просветительской идеологии в русском портрете второй половины 18века.
- Вопрос 36. Стиль Классицизм в русской архитектуре второй половины 18-первой трети 19вв; исторические предпосылки, принципы, периоды, основные мастера.
- 37: Особенности русского романтизма (на примере живописи).
- 38. Творчество а. Г. Венецианова как пример раннего реализма.
- 40. Товарищество передвижников : предпосылки создания, цели и задачи, специфика жанров.
- 43. Творчество в.М. Васнецова как пример создания «русского» стиля.
- 45. Серов
- 46. «Мир искусства».
- 47. Стиль барокко в итальянской арх. 17 века
- 51. Диего де Сильва Веласкес
- 52. Принципы классицизма во французской живописи 17 века
- 54: Рококо во франц. Живописи 18 века.
- Вопрос 55. Жак Луи Давид
- 58. Реализм во Франции 19 века.
- 59. Проблемы традиций и новаторства в творчестве э. Мане.
- 60. Французский импрессионизм: общая характеристика, основные мастера.
- 61. Постимпрессионизм: принципы и творческий метод на примере живописи п. Гогена, в. Ван Гога, п. Сезанна.
- 62.«Абстракционизм» в.Кандинского.
- 64. Творческий метод «аналитического искусства» п. Филонова.
- 65. Роль вхутемаСа – вхутеиНа в формировании в 1920х годах новой российской художественной культуры.
- 66. Ассоциац.Худ-ов революц. России.
- 68. «Суровый стиль» - новое направление в советском искусстве. Его живописно-пластическое и жанровое своеобразие. Лидирующие художники и произведения.
- 70. Новые черты в образно – пластической структуре художественных произведений 1970х годов, философское и ассоциативно - метафорическое искусство. Лидирующие художники и произведения.