logo search
estetika

§ 14. Гипертекст

Понятие гипертекста (сверхтекста) пришло в нонклассику из вне­художественного компьютерного (чисто технического вначале) опыта организации текстового пространства, оказавшегося созвуч­ным структуралистски ориентированной культурологии, филосо­фии, эстетике. Суть его в гуманитарных науках состоит в том, что культура в целом, как и все ее фрагменты, включая и обычные вербальные тексты, рассматриваются в качестве некой целостной структуры, складывающейся из совокупности текстов, определен­ным образом внутренне и (или) внешне коррелирующих между собой. Часто эти связи трудно вербализуемы, но они ощущаются исследователем, сумевшим проникнуть в суть данного гипертекста, войти в его «святая святых», или — найти некий шифр для его прочтения. Сегодня вполне в духе времени говорить, например, о западноевропейской средневековой культуре как о своеобразном гипертексте, который складывается из текстов религии, искусства, народной культуры, государственности и т.п. Они, в свою очередь, также представляют собой иерархические или равноправные текс­товые структуры. Текст искусства, например, состоит из совокуп­ности текстов сакрального и профанного искусства, каждый из которых также предстает рядом текстов и т.п. Можно говорить о всей совокупности произведений того или иного художника, писа­теля, композитора, режиссера или, например, о каком-то профес­сиональном словаре, энциклопедии (по эстетике, философии, лите­ратуре, сюрреализму и т.п.) как о едином гипертексте.

1 Цит. по: Ильин И. Постмодернизм. Словарь терминов. М., 2001. С. 102.

505

Наиболее активно понятие гипертекста работает применительно к культуре, искусству и литературе ХХ в., многие произведения которых, особенно второй половины столетия, сознательно созда­ются в жанре гипертекста (например, система организации тексто­вой информации в Интернете или специальный жанр компьютерной литературы — гиперлитература), ибо этот тип текста наиболее адекватен ситуации ХХ в., в которой причудливая смесь элементов Культуры и пост-культуры сама представляет собой супер-гипер­текст. В лексикон современной науки понятие гипертекста наиболее активно вошло в связи с развитием компьютерных сетей коммуни­каций. В частности, самым грандиозным (практически бесконечным в информационном и пространственно-временном смыслах) гипер­текстом является система электронной коммуникации и гигантская база данных Интернета. Она состоит из несметного числа постоянно возникающих и так или иначе трансформирующихся страниц (сай­тов), которые имеют целые иерархии подстраниц (см., в частности, любой электронный журнал, сайты какого-либо художественного музея или библиотеки). Более того, электронный гипертекст Интер­нета является активным текстом, позволяющим каждому реципиенту активно участвовать в его конкретном развитии, трансформации, входить в киберпространство и гиперреальность (виртуальную ре­альность) этого своеобразного «текста», активно изживать, или переживать, ее.

Понятие гипертекста было введено в науку в 1960—1980-е гг. Т. Нельсоном, который определил его как нелинейный разветвляю­щийся текст, позволяющий читателю самому выбирать маршрут движения по его фрагментам, т.е. путь чтения. Структуралисты, постмодернисты, а затем теоретики сетевой литературы довели оп­ределение гипертекста почти до строгой формулы, которая сводится к тому, что гипертекст — это многоуровневая система информаци­онных (вербальных или каких-либо иных) блоков (или гнезд), в которой реципиент волен свободно нелинейным образом проклады­вать себе путь (совершать навигацию — тоже значимый термин в неклассической эстетике) считывания информации. Структура ги­пертекста, основу которой составляют многоуровневая разветвлен­ность и обилие перекрестных ссылок, программно предполагает возможность свободного входа в текст в любом его месте и произ­вольное странствие по его лабиринту, состоящему из, как правило, самодостаточных фрагментов-симулякров, размытость функции ав­тора, множественность авторов, активизацию реципиента (или чи­тателя) до уровня полноправного автора, самостоятельно выбираю­щего, например, линию развития сюжета. На этих принципах

506

построены гипертексты компьютерных романов М. Джойса «Пол­день», У. Гибсона «Виртуальный свет».

Современные теоретики гипертекста усматривают его начальные элементы во всей истории литературы, начиная с Библии, Дж. Боккач­чо, Я. Потоцкого, Л. Кэрролла и кончая Х.Л. Борхесом, У. Эко и современными создателями книжных (несетевых) гиперроманов-ги­пертекстов Итало Кальвино, Милорадом Павичем и др. Принципиаль­ная дисперсность, нелинейность и, как следствие, полисемия гипер­текста, а также возможность свободной навигации в нем реципиента наиболее полно соответствуют современным тенденциям гуманитар­ных наук и пост-культуры в целом на отказ от поисков какой-то одной истины, линии развития, тенденции, фабулы, сюжета; от абсо­лютизации каких-либо ценностей, от моногносеологизма и т.п. в куль­туре, науке, истории, искусстве, конкретном литературном тексте и т.п. Понятие гипертекста, таким образом, становится одной из цент­ральных категорий гуманитарных наук (или единой науки) будущего, новых принципов неклассического эстетического сознания.

В сфере визуальных арт-практик аналогом гипертекста, его ви­зуально-пространственной реализацией становится энвайронмент, о котором уже шла речь в предыдущей главе (см.: гл. VI. § 2).