5. Скульптура Древнего Египта: общая характеристика, типы изображений
Пластическое искусство Древнего Египта было неотделимо от архитектуры; скульптура являлась органической частью гробниц, храмов и дворцов. Скульптура появляется в гробницах как страховой случай, если тело умершего не сохранится. Произведения египетских скульпторов свидетельствуют о высокой степени технического мастерства; их работа требовала больших усилий - они вырезали, тщательно отделывали и отшлифовывали статуи из самых твердых пород камня (гранита, порфира и др.). При этом они достаточно достоверно передавали формы человеческого тела; меньше удавалась им прорисовка мускулатуры и сухожилий. Главным объектом творчества скульпторов был земной владыка или вельможа, реже простолюдин. Образ божества не являлся центральным; обычно богов изображали довольно схематично, часто с головами птиц или животных
Уже в период Древнего царства сложились канонические типы статуй: 1) стоящая (фигура напряженно выпрямлена, фронтальна, голова высоко поднята, левая нога делает шаг вперед, руки опущены и прижаты к телу); 2) восседающая на троне (руки симметрично положены на колени или одна рука согнута в локте) или сидящая на земле со скрещенными ногами. 3. композиция песцов; 4. кубические статуи; 5. осирические стати (только фараоны); 6. сфинксы. Все они производят впечатление торжественной монументальности и строгого спокойствия; для них характерны скованность позы, бесстрастное выражение лица, крепкая и сильная мускулатура (статуя вельможи Ранофера); перед нами - некий обобщенный социальный тип, воплощающий власть и могущество. В особой степени эти черты присущи огромным статуям фараонов с преувеличенно мощным торсом и величавой бесстрастностью поз (статуи Джосера, Хафра); в своем максимальном выражении идея божественной царской власть представлена в гигантских каменных сфинксах-львах с головой фараона (первые царские статуи вне пределов храмов). В то же время связь скульптурного изображения с заупокойным культом требовала его сходства с оригиналом, что обусловило раннее появление скульптурного портрета, передающего индивидуальное своеобразие модели и ее характер (статуи зодчего Хемиуна, писца Каи, царевича Каапера, бюст царевича Анхаафа). Таким образом, в египетской скульптуре холодная надменность облика и торжественная поза сочеталась с реалистической передачей лица и тела; она несла в себе идею социального назначения человека и одновременно идею его индивидуального существования. Скульптура малых форм оказалась менее каноничной, поскольку ее объектом могли быть представители низших слоев (статуэтки слуг и рабов в процессе работы).
В эпоху Среднего царства ведущие позиции в пластическом искусстве занимает фиванская школа. Если сначала она следует принципам схематизации и идеализации (статуя Сенусерта I из Лишта), то затем в ней усиливается реалистическое направление: царская статуя, прославляя могущество фараона, должна в то же время закрепить в сознании народа его конкретный облик. С этой целью скульпторы используют новые приемы - контраст между неподвижностью позы и живой выразительностью тщательно проработанного лица (глубоко сидящие в орбитах глаза, прорисованные мускулы лица и складки кожи) и резкая игра светотени (статуи Сенусерта III и Аменемхета III). В деревянной народной скульптуре популярны жанровые сценки: пахарь с быками, лодка с гребцами, отряд воинов; их отличает непосредственность и правдивость.
В ранний период Нового царства происходит отход от пластических нововведений предшествующей эпохи: при максимальной идеализации сохраняется только самое общее портретное сходство (статуи царицы Хатшепсут и Тутмоса III; возникает обычай воспроизводить в скульптурных изображениях знати черты правящего фараона. Но, начиная с царствования Тутмоса IV, скульпторы отказываются от канонической строгости форм в пользу изысканной декоративности: прежде гладкая поверхность статуи покрывается теперь тонкими струящимися линиями одежды и завитками париков и оживляется игрой светотени. Усиливается стремление к передаче движения и объема; тела обретают мягкость, рисунок лица - большую точность.
Тенденция к естественности и реалистичности характерна преимущественно для статуй частных лиц (статуя семейной пары времени Аменхотепа III, мужская голова из Бирмингемского музея). Эта тенденция достигает своей кульминации при Эхнатоне, когда происходит полный разрыв с каноном; от идеализации отказываются даже при изображении царя и царицы. Скульпторы ставят перед собой задачу передать внутренний мир персонажа (портретные головы Эхнатона и Нефертити), а также добиться реалистического изображения человеческого тела (статуэтки четырех богинь из гробницы Тутанхамона).
В период антиэхнотоновской реакции делается попытка вернуться к старым антиреалистическим приемам. Ведущей вновь становится тенденция к идеализации, характерная в первую очередь для мемфисской школы (статуи из Пер-Рамсеса). Однако в пластическом искусстве эпохи XIX-XX династий не сдает своих позиций и реалистическое направление, что проявляется прежде всего в царском портрете: здесь нет больше гиперболизованной мускулатуры, неестественно прямой позы, застывшего взгляда, устремленного вдаль; фараон предстает в образе сильного, но обычного воина, не в парадном, а в бытовом одеянии. Утверждается светский образ царя - не бога, а реального земного правителя (статуя Рамсеса II).
В начальный период Позднего царства пластическое искусство переживает упадок. В ХНХ вв. до н.э. монументальная скульптура уступает место малым формам (небольшие бронзовые статуэтки). В конце IX - начале VIII вв. до н.э. возрождается реалистический скульптурный портрет (статуэтки Тахарки, кушитских царевен, статуя фиванского градоначальника Монтуэмхета). В Саисскую и Персидскую эпохи реалистическое направление соперничает с возродившейся традиционалистской тенденцией.
- 1. Зарождение первобытного искусства: Живопись, пластика, керамика. Архитектурные сооружения: менгиры, дольмены, кромлехи
- 2. Гробничная арх-ра Древнего Египта: арх-ная композиция, скульптура, росписи.
- 3. Храмовая арх-ра Египта: композиция, символическое значение, средства выразительности
- 4. Рельефы и росписи Древнего Египта: каноны, условности, сюжеты, техника
- 5. Скульптура Древнего Египта: общая характеристика, типы изображений
- 6Амарнский период древнеегипетского искусства (архитектура, скульптура, живопись): традиции и новации
- 7 Греческая вазопись: геометрический, ориентализирующий, чернофигурный, краснофигурный стили. Эволюция изобразительности.
- 9. Афинский акрополь: композиционное решение, архитектурное сооружения, культурная значимость комплекса.
- 10 Скульптура Древней Греции
- 11. Типологическое разнообразие архитектуры Древнего Рима
- 12 Римский скульптурный портрет: средства выразительности, эволюция изображения
- 13. Арх-ра Др Рима: гражданские сооружения – виллы и инсулы, пространственная композиция, росписи.
- 14.Христианское мировоззрение и его отражение в стилистике византийский мозаик
- 16 Планировочные, конструктивные и образные особенности романской арх-ры
- 18. Основные принципы готической конструкции. Органическая связь конструктивных приемов и декоративных форм(на примере фр соборов)
- 15 Типологическое разнообразие византийских храмов
- 17 Романская скульптура
- Вопрос 19. Роль витража в ансамбле готического собора франция.
- Вопрос 20. Особенности готической скульптуры.
- Вопрос 21 Древнерусский храм 11-12вв. Стройматериалы и конструкции, худож-образное решение, эволюция.
- Вопрос 22. Древнерусская икона 12-14вв. Технология, язык, эволюция.
- Вопрос 24. Творчество Брунеллески как создателя нового архитектурного стиля.
- Вопрос 28. Принципы обновления живописного языка в творчестве Яна ван Эйка.
- Вопрос 29. Демократические основы творчества Питера Брейгеля Старшего, традиции и новаторство.
- Вопрос 30. Творчество Дюрера, (немецкое Возрождение).
- Вопрос 32. Идея русского централизованного государства в архитектуре и иконописи15-16 века.
- Вопрос 33. Переходный характер русского искусства 17века.
- Вопрос 34. Черты русского искусства Петровской эпохи.
- Вопрос 35. Отражение просветительской идеологии в русском портрете второй половины 18века.
- Вопрос 36. Стиль Классицизм в русской архитектуре второй половины 18-первой трети 19вв; исторические предпосылки, принципы, периоды, основные мастера.
- 37: Особенности русского романтизма (на примере живописи).
- 38. Творчество а. Г. Венецианова как пример раннего реализма.
- 40. Товарищество передвижников : предпосылки создания, цели и задачи, специфика жанров.
- 43. Творчество в.М. Васнецова как пример создания «русского» стиля.
- 45. Серов
- 46. «Мир искусства».
- 47. Стиль барокко в итальянской арх. 17 века
- 51. Диего де Сильва Веласкес
- 52. Принципы классицизма во французской живописи 17 века
- 54: Рококо во франц. Живописи 18 века.
- Вопрос 55. Жак Луи Давид
- 58. Реализм во Франции 19 века.
- 59. Проблемы традиций и новаторства в творчестве э. Мане.
- 60. Французский импрессионизм: общая характеристика, основные мастера.
- 61. Постимпрессионизм: принципы и творческий метод на примере живописи п. Гогена, в. Ван Гога, п. Сезанна.
- 62.«Абстракционизм» в.Кандинского.
- 64. Творческий метод «аналитического искусства» п. Филонова.
- 65. Роль вхутемаСа – вхутеиНа в формировании в 1920х годах новой российской художественной культуры.
- 66. Ассоциац.Худ-ов революц. России.
- 68. «Суровый стиль» - новое направление в советском искусстве. Его живописно-пластическое и жанровое своеобразие. Лидирующие художники и произведения.
- 70. Новые черты в образно – пластической структуре художественных произведений 1970х годов, философское и ассоциативно - метафорическое искусство. Лидирующие художники и произведения.