55. Реклама в ссср в XX веке. Советская упаковка.
Советская упаковка. В период НЭПа появилось множество этикеток кустарных и кооперативных предприятий: кооперативная трудовая артель парфюмерной фабрики, кооперативное объединение «Цыгпищепром» и др. Вскоре образовываются крупные государственные объединения, изготовляющие и распространяющие промышленные и продовольственные товары: МСПО, «Моссельпром», «ТэЖэ». Отношение к этикеточной продукции резко меняется. Идеологи большевизма приходят к выводу: «считаясь с установленным фактом, что тиражность упаковок потребляющих сотни тонн бумаги, в несколько раз превышает количество бумаги, затрачиваемой на издание книг в СССР, необходимо максимально ис-пользовать упаковочные оформления для пропаганды текущих общеполи-тических задач, стараясь увязать их с содержанием товара». В соответствии с подобными установками партии и правительства и началась борьба со старыми, сложившимися традициями оформления этикеточной продукции.
Борьба доходила до абсурда. Так, использование орнамента или изображение цветка на парфюмерной этикетке объявлялось насаждением мещанства и приравнивалось к «идеологическому вредительству». ТМ старых русских и иностранных фирм расценивались как примеры «капиталистических, неприемлемых в наших условиях элементов». Один из авторов писал:
«Враждебные пролетариату тенденции в этой области выражаются в том, что упаковки часто используются более или менее замаскированно, а то и совершенно открыто для пропаганды явно антисоветских идей».
С этой точки зрения и оценивалась упаковка и этикетка. И оказывалось, что этикетка для шоколада «Народный» несет на себе «кулацкую трактовку», этикетка для мыла «Москвичка» оформлена в духе «феодально-помещичьей тематики», а этикетка для мыла «Детское» имеет «сентиментально-мещанскую стилизацию». Изящная тонкая графика этикетки для одеколона, отвечающая его ароматическим свойствам, критиковалась как решенная «в духе феодально-помещичьей тематики», предназначенная для «буржуазного потребителя». Идеологической критике подвергались стилевые решения западных и старых русских мастеров. Они представлялись «порочными образцами буржуазной культуры».
В годы пятилеток на этикетках и упаковках появляются идеологизированные названия продуктов и товаров: печенье «Турксиб», карамель «Смычка», «Красная звезда», «Красноармейская», «Юный пионер», кофе «Москва социалистическая», мыло «Ударница», «Пролетарское», одеколон АМО (Московское автомобильное общество), папиросы «Профинтерн», карандаши «Пятилетка». Активно использовались политические символы: красные знамена и ленты, колосья, шестерни, пятиконечные красные звезды, серп и молот, цитаты и портреты вождей. Этикетки как наиболее массовый печатный продукт на долгие годы превращаются в мощное орудие политической пропаганды и идеологизации.
На товарах, идущих на экспорт, таких как спички, карандаши и др., были изображены события, создающие Советскому Союзу положительный имидж. В 1928 г. на весь мир прогремела слава ледокола "Красин", спасшего участников воздушной полярной экспедиции итальянского генерала Нобиле, пытавшегося на дирижабле достичь Северного полюса. Изображение ледокола было помещено на многих советских экспортных этикетках. В 1934 г. во льдах погиб ледокольный пароход "Челюскин" при попытке пройти в один рейс Северным морским пуем вдоль побережья Ледовитого океана. Спасению экспедиции посвящены этикетки фабрики "X Октябрь", а также две экспортные этикетки под общим названием "Heroical".
В 40 - 50-е гг. упаковка, (этикетки) еще оставалась в «традициях» 30-х гг. Однообразно оформленная, тусклая по цвету, упаковка несли изображения фруктов, ягод, цветов, овощей, рыбы и т.д., но выполненные на низком полиграфическом уровне не выполняли свою рекламную функцию - не привлекали внимание и интереса покупателей, а являлись элементом оформления товара. В условиях плановой экономики, отсутствия частного предпринимательства, конкуренции в этом не было необходимости. Продолжалась традиция идеоло-гизации упаковки – ее оформление посвящалось юбилеям Октябрьской революции, политическим праздникам, съездам компартии и т.д. Вскоре на них стали отображаться события культурной жизни и достижения в области науки и техники, например: «800-летие Москвы», запуск первого искусст-венного спутника земли и др.
- 1.Основные этапы развития рекламной деятельности.
- 2. Формационная шкала
- 3. Предпосылки возникновения рекламы в обществе.
- 4. Развитие рекламных средств. Виды рекламных средств.
- 5. Формы рекламы в государствах Древнего мира
- 6. Развитие рекламы в условиях западноевропейского средневековья.
- 7. Торговая эмблематика и вывеска в эпоху средневековья.
- 10. Развитие рекламы в Западной Европе в XVII –XVIII вв. Социально-экономические предпосылки развития рекламы в Новое время.
- 11. Возникновение прессы и рекламы в прессе в Западной Европе в XVII –XVIII вв.
- 12. Развитие рекламы в XVII - XVIII вв. В Англии.
- 13. Развитие рекламы в XVII в. Во Франции. Общеевропейская реклама моды на французские товары.
- 14. Развитие рекламы в XVIII в. Во Франции. Живописные вывески-картины в Париже.
- 15. Развитие рекламы в XVIII в. В России. Развитие печатных технологий.
- 16. Развитие рекламы в XVIII в. В России. Пропагандистские и политические функции лубка.
- 17. Развитие рекламы в XVIII в. В России. Акции паблисити. Массовые праздники и «потешные» зрелища.
- 18. Екатерининская эпоха (хviii в.). Вывески и корпоративная реклама ремесленных цехов.
- 19. Екатерининская эпоха (хviii в.). Рост потребности в газетных объявлениях и развитие издательского дела.
- 20. Екатерининская эпоха (хviii в.). Театральная афиша и рекламные функции лубочных картинок.
- 21. Развитие рекламы в России в первой половине XIX в. Рекламные вывески.
- 22. Развитие рекламы в России в первой половине XIX в. Реклама в прессе. Практика скрытой рекламы в газете «Северная пчела».
- 23. Развитие рекламы в России в первой половине XIX в. Фольклорные формы рекламы ярмарок, праздников и народных гуляний.
- 24. Развитие рекламы в Западной Европе во второй половине XIX в. Предпосылки развития современных форм рекламной деятельности.
- 25. Развитие рекламы в Западной Европе во второй половине XIX в. Развитие рекламного плаката в Западной Европе.
- 26. Развитие рекламы в Западной Европе во второй половине XIX в. Развитие рекламного плаката во Франции.
- 27. Развитие рекламы в Западной Европе во второй половине XIX в. Влияние стиля «Ар нуво» на развитие рекламного плаката.
- 28. Развитие рекламы в Западной Европе во второй половине XIX в. Плакаты Теофиля Стейнлейна
- 29. Развитие рекламы в Западной Европе во второй половине XIX в. Плакаты Альфонса Мухи.
- 29. Развитие рекламы в Западной Европе во второй половине XIX в. Творчество а. Тулуз-Лотрека
- 30. Развитие рекламы в Западной Европе во второй половине XIX в. Творчество ж. Шере.
- 31. Развитие рекламы в сша во второй половине XIX века. Рекламный бизнес независимых агентов и первые агентства объявлений (Advertising Agensy).
- 32. Развитие рекламы в сша во второй половине XIX века. Агентство «Эйер энд Сан» (n.W. Ayer & Son). Рк галет «Юнида».
- 33. Развитие рекламы в сша во второй половине XIX века. Сети магазинов и реклама магазинов розничной торговли. Деятельность д. Уэйнамейкера и д. Э. Пауэрса.
- 34. Развитие рекламы в сша во второй половине XIX века. Утверждение торговых марок (тм) и упаковки. Тм «Тетя Джемайма» (1893г.).
- 35. Развитие рекламы в сша во второй половине XIX века. Рк овсяной каши «Квакер оутс».
- 36. Развитие рекламы в сша во второй половине XIX века. Утверждение торговых марок (тм) и упаковки. Возникновение и продвижение тм Coca-Cola (1896г.).
- 37. Развитие рекламы в сша во второй половине XIX века. Возникновение общенациональной рекламы. Реклама в журналах и каталог посылочной торговли.
- 38. Развитие рекламы в сша во второй половине XIX века. Эпоха торговых марок в конце XIX - начале XX века. Значение и роль упаковки как средства продвижения торговой марки.
- 39. Развитие рекламы в сша во второй половине XIX века. Приемы продвижения торговой марки в конце XIX - начале XX века.
- 40. В Развитие рекламы в сша во второй половине XIX века. Озникновение партнерской модели взаимоотношений «рекламодатель- агентство» во второй пол. XIX в.
- 41. Развитие рекламной деятельности в России во второй половине XIX. Рекламный бум в пореформенный период. Рекламный бум в прессе.
- 42. Развитие рекламной деятельности в России во второй половине XIX. Художественный язык и стиль вывесок.
- 43. Развитие рекламной деятельности в России во второй половине XIX. Сюжетный канон живописных вывесок.
- 44. Развитие рекламной деятельности в России во второй половине XIX. Товарные знаки (тз) и торговые марки (тм). Упаковка.
- 45. Развитие рекламной деятельности в России во второй половине XIX. Печатная реклама. Рекламный плакат (рп).
- 46. Развитие рекламной деятельности в России во второй половине XIX. Малые формы печатной рекламы.
- 47. Развитие рекламной деятельности в России во второй половине XIX. Промышленные выставки и ярмарки.
- 49. Развитие рекламы в России в начале XX в. Развитие торгово-промышленной рекламы.
- 50. Развитие рекламы в России в начале XX в. Влияние стиля «модерн» на развитие рекламного плаката.
- 51. Реклама в ссср в XX веке. Государственная монополия и идеологизация рекламы в ссср. Деятельность советских ра в период нэПа.
- 52. Реклама в ссср в XX веке. Конструктивизм – стиль советской рекламы.
- 53. Реклама в ссср в XX веке. Реклама в ссср в XX веке. Творчество в.В. Маяковского и а.М. Родченко.
- 54. Реклама в ссср в XX веке. Развитие политического плаката и киноплаката в 1930-е годы.
- 55. Реклама в ссср в XX веке. Советская упаковка.