logo
1-3

15. Развитие рекламы в XVIII в. В России. Развитие печатных технологий.

Развитие печатных технологий. Газета «Ведомости» и первые объявления. Реформа шрифта. Пропагандистские акции. Массовые праздники и «потешные» зрелища. Политические и рекламные функции лубка.

Главным фактором развития отечественной рекламы в начале XVIII в. стали Петровские реформы. В результате европейской культурной экспансии в Россию вместе с камзолами, париками, табаком и модой брить подбородки были завезены образцы европейской рекламы. Среди них прежде всего печатная реклама - гравюра, объявления в прессе, афиши.

Развитие печатных технологий. При Петре I. активно развиваются печатные технологии – открывается типография в Санкт-Петербурге, начинает выходить первая русская газета «Ведомости», вводится новый шрифт, издаются серии гравюр, печатаются театральные афиши. Типографская продукция входит в российский быт. Развитие получает гравюра на металле. В конце XVII в. в придворной типографии царского дворца был заведен стан для печатания эстампов (гравюра на меди). Начиная с этого времени гравюра стала использоваться в различных печатных изданиях. Граверы Оружейной палаты не успевали справляться с заказами и Петр приглашает в Россию граверов-иноземцев Адриана Схонебека и Петра Пикара. Ими изготавливаются серии гравюр, прославлявшие боевые победы Петра I. Многие листы были посвящены победам русского оружия в Северной войне, особенно Полтавской победе. Подобные листы выполняли, наряду с мемориальной и эстетической, функцию политической рекламы. В гравюрах нашло отражение и строительство новой столицы. «Панорама Петербурга» и другие работы Алексея Зубова являлись для своего времени прежде всего свидетельством успехов Петра перед всей Западной Европой. Гравюру использовали и для печати так называемых «конклюзи» - приглашения на придворные праздники и ассамблеи с гравированными изображениями. Некоторые конклюзии назывались “объяснительными листами”, так как излагали программу предстоящего события. Украшенные гравюрным орнаментом “объяснительные листы” с программой распространялись также среди участников фейерверков и триумфальных шествий. Таким было “Изъявление фейерверка” с приглашением на празднование Нового 1712 г. Впоследствии из конклюзии возникла цирковая, театральная, концертная и театральная программы. Потребность в широком оповещении о спектаклях приводит к появлению печатной театральной афиши. В Москве, в театральном музее им. Бахрушина хранится афиша первого публичного театра, открытого Петром на Красной площади. Её текст еще набран славянской вязью, на ней перечислены предстоящие «действа», имеющие цирковой характер.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4