22. Развитие рекламы в России в первой половине XIX в. Реклама в прессе. Практика скрытой рекламы в газете «Северная пчела».
Реклама в прессе. В XVIII в. реклама в печатных изданиях носила в основном характер справочной, деловой информации. Затем положение меняется - с начала 30-х гг. количество рекламы в печатной прессе заметно увели-чивается. Газетам начинают предоставлять право печатать частные объявления. С 1830 г. начинают издаваться «Губернские Ведомости». В положе-нии об издании Губернских Ведомостей в пункте 14 говорилось, что в отделе объявлений «печатаются частные известия, также раннего рода, подобные нижеследующим: -О продаже или покупке недвижимого или движимого име-ния; -Об отдаче в наем домов, людей и проч.; -О предложении услуг; -О побеге людей; -О потерянных или украденных вещах; -Об уничтожении доверенностей и актов; -Предостерегательные известия; -Вызовы частными людьми кредиторов и должников. Вообще известия и объявления, не клоня-щиеся ни к какому вреду, и обо всех тех предметах, о коих дозволяется печатать в ведомостях обоих столиц».
В 40-х, 50-х гг. газеты уже были забиты многочисленными объявлениями. Публицист И. Т. Кокорев в одном из своих очерков делает саркастический обзор рекламных публикаций того времени: «Продается дом на веселом и бойком месте. Требуется лакей трезвого поведения, знающий поварскую должность, а в случае нужды, кучерскую. Иностранец ищет компаньона из русских с капиталом. Сбежала собака, приметами хвост и уши рубленые... Приведены шестерня караковых лошадей, из коих одна известного завода: отец Юпитер, мать Мисс Пенелопа (…) Мадам такая-то извещает, как о событии чрезвычайной важности, что модистка, которую она ожидала, приехала на днях из Парижа и привезла с собою большой ассортимент уборов… Гастрономический (попросту съестной) магазин уведомляет о первом транспорте свежих фленсбургских устриц, доброты доселе здесь невиданной, так что «оные даже пищат». Содержатель зубного кабинета публикует о получении из Америки «партии лучших искусственных зубов, превосходящих натуральные как в отношении прочности, белизны, так и удобства к жеванию и произношению».
В начале XIX в. выходили справочно-рекламные издания — «С.-Петербургский прейскурант» (с 1806г.), «Киевские объявления» 0835-1838), которые оповещали читателей о потребительских свойствах товаров и различных видах услуг. «С.-Петербургский прейскурант», издание департамента внешней торговли, регулярно печатал цены на товары. «Киевские объявления» появлялись ежедневно в январе во время крещенских ярмарок и рекламировали праздничную продукцию.
Постоянное место рекламе отводили официальные и частные издания, посвященные промышленности, сельскому хозяйству, медицине и пр. «Коммерческая газета», основанная в С.-Петербурге в 1825 г. как официальное издание департамента внешней торговли, информировала читателей о товарах и ценах на них в портовых городах и имела рубрики: «Прейс-Курант», «Биржевый курс». Частное издание В. Жгерского «Купец» (1832-1835) помещало чертежи и рисунки различных товаров и изделий, а некоторые, например кусочки тканей, прилагались к нему. В первом номере «Купца» говорилось: « Цель сего журнала состоит в том, чтобы способствовать успехам отечественной промышленности указанием торговых домов, фабрик, заводов и-мастерств со всеми условиями к сбыту и приобретению товаров и изделий» [7]. В литературных и посвященных искусству изданиях присутствовали объявления о продаже книг, о театральных постановках, картинки мод.
«Прибавления» к ведомостям представляли по сути первые рекламные издания, которые в типологическом плане ориентировались на сами ведомости. Они издавались одинаковым форматом с размещением текста на двух колонках, набирались тем же шрифтом (иногда кегль шрифта был меньше). В них, как и в ведомостях, присутствовали рубрики, систематизировавшие поток объявлений. Содержание объявлений было стереотипным: назывался рекламируемый товар (изредка присутствовала незначительная детализация, указывались отличительные признаки), адрес и в определенных случаях цена.
Практика скрытой рекламы в газете «Северная пчела». Монополия на коммерческую рекламу не позволяла частным газетам рекламировать фирмы и товары, что являлось серъезным ограничением, т. к. существование газет во многом зависело от рекламодателей. Эти запреты преодолевались с помощью скрытой рекламы, заимствованной из французской прессы. Нравоописательные фельетоны со скрытой рекламой постоянно публикует на своих страницах газета «Северная пчела», одна из первых русских частных газет, издававшаяся на протяжении длительного времени (1825 – 1864 гг.). Хозяин газеты, издатель и журналист Фаддей Булгарин, в своих многочисленных фельетонах, которыми так славилась его газета, постоянно описывал свои посещения различных торговых и развлекательных заведений. Чаще всего речь шла о лавках и магазинах Гостиного двора. Он мог хвалебно отзываться о тех или иных лавках, качестве и цене продаваемых в них товаров. Собеседниками Булгарина выступали вымышленные персонажи, которые и задавали ему вопросы, желая узнать, где и что можно купить:
«Если вам угодно купить цепочку, перчатки и даже бриллианты, то ступайте в лавку К-ва. Его вещи уважаются даже за границей, а в пробе золота и доброте камней вы можете верить его слову!»—«Я давно намереваюсь украсить мой кабинет несколькими бронзовыми вещами,—говорил г. Добров,—здесь в Гостином три магазина славятся бронзовыми товарами, а именно...»
После следовали фамилии владельцев, указанные на вывесках. Но, порой Гостиный двор переживал много тревог, когда его фельетоны приобретали критический характер. Какая-нибудь девица Полина в фельетоне начинала делилиться своими впечатлениями от посещений лавок:
«Я хотя и патриотка, но не люблю покупать в Гостином дворе. Для меня несносен этот обычай зазывать в лавку. Беда быть неопытной; запросят здесь в двадцать раз более настоящей цены, заплатишь гораздо дороже…!»
Гостинодворцы понимали, что это значит, и несли дары из своих лавок к сметливому фельетонисту.
После этого отзывы о лавках становились совсем другими, причем в них, как правило, конкретно указывались товары и продавцы. Иногда реклама приобретала тон хвалебной оды, порой рисуя поразительно живописные картины:
«Главная отличительная черта этого магазина — честность. Пошлите ребенка, его так же примут, как вельможу, и за одинакую* цену отпустят товары. Сею добродетелью издавна славится меховой магазин Л-ых. Здесь находятся драгоценные плоды дикой промышленности сынов зимы, камчадала, алеута и канадца, т. е. великолепная и вместе спасительная одежда, заимствованная человеком от животных, щедро наделенных природой предохранительными средствами от действий климата; от оконечностей северо-восточных берегов Америки, через всю пространную Сибирь, Китай, Европу и Соединенные Штаты простираются отрасли обширной торговли гг. Лем-х. Покупателю у них ненадобно быть знатоком, чтобы избегнуть обмана» и т.д. «Продолжайте, продолжайте!—восклицает г. Добров,—я всегда с удовольствием слушаю рассказы о честности купцов...».
Исследователь Б. И. Есин пишет, что Ф. Булгарин не брезговал, в целях получения прибыли за скрытую рекламу, шантажировать купцов и заводчиков. Булгарин же, по словам его друга и соиздателя Н. Греча, не брал денег за свою рекламу, а «довольствовался небольшою частичкою выхваляемого товара или дружеским обедом в превознесенной новой гостинице, вовсе не считая этого предосудительным: брал вознаграждение, как берут плату за объявление, печатаемое в газетах».
Скрытая реклама присутствовала в таких жанрах, как рецензия (книжная, театральная), библиографическая заметка. К ней обращались издания так называемого торгового направления 1830-х гг. — Булгарина, Греча, Сенковского. Белинский охарактеризовал «Библиотеку для чтения» Сенковского как «великое патриотически-торговое предприятие», а грече-булгаринские журналы «Сын отечества», «Северный архив», «Северная пчела» как единый «тройственный журнал» [9].
Скрытая реклама имела либо характер приятельской услуги, либо оплачивалась. Журнал «Библиотека для чтения» Сенковского восхвалял писателей из числа своих постоянных сотрудников. «Северная пчела», не жаловавшая Лермонтова, поместила хвалебный отзыв Булгарина на роман «Герой нашего времени», который плохо расходился. По мнению современников, это был заказной, оплаченный книгоиздателем отзыв.
Сам факт коммерциализации прессы Белинский рассматривал как веяние времени, несмотря на возможные отрицательные действия: «Разве не деньгами английские и французские журналы достигли той высокой степени совершенства, на которой мы теперь видим их?» [10]. Одновременно он подчеркивал, что положительное само по себе явление может быть использовано в корыстных целях. Так, «Библиотека для чтения», по его словам, пыталась «наделать талантов посредством денег» [II]. .
Пушкин признавал практическую пользу платных объявлений, публикуемых в «Северной пчеле» :
«Английские газеты, считающие у себя до 15 000 подписчиков, окупают издержки издания только печатанием объявлений» [12]. Вместе с тем он отвечал на действия литературных промышленников, превративших журналистику «в рыночную площадь продажных похвал и браней» [13], тойнеумо-лимой насмешкой, которая, по словам В. Одоевского, «не прощала ни одной торговой мысли, которая на лилипутов накладывала печать.неизгладимую и которой многие из рыцарей-промышленников, против воли, одолжены бессмертием» [14]. При этом он не раз использовал в сатирических целях объявление о якобы выходящей в свет книге.
Часто скрытая реклама применялась по отношению к зрелищным заведениям, таким как балаганы. Так весной 1834 г. газета рассказывала, что содержатель самого известного в столице балагана Леман «обещает сцены в современном роде; терзание Панталона; разрыв Пьеро на две части; появление мумий и пр.». Замечательное зрелище обещала публике «Северная пчела» в балагане Герольда: «он представляет публике полную клетку учёных канареек, род птичьей консерватории; пернатые его ученицы танцуют, маршируют, мечут артикул, стреляют, умирают, оживают и проч. и пр., точно люди, только безграмотные». Помимо балаганов газета уговаривала почтенную публику посетить также панораму и космораму:
«Советуем любопытствующей публике дорогою к балаганам зайти в панораму и космораму гг. Лексы и Зарича, на Невском проспекте, в доме Косиковского, наискось Английского магазина. Предоставляемые там виды занимательны и прекрасны. Вы увидите, во-первых, панораму Константинополя. Во-вторых, в космораме: внутренность Успенского собора во время коронации; штурм и взятие Варшавы; смерть Наполеона; внутренность церкви св. Петра в Риме и большой залы в Мариенбургском замке; виды Московского Кремля с Каменного моста ...и проч. и проч. Цена за вход в космораму самая сходная, по рублю с персоны, а с детей по полтине».
Так подробно газета информировала публику о развлечениях, не забывая при этом указать и на цены.
Несмотря на одиозность фигуры знаменитого фельетониста, следует признать в нем одного из первых в отечественной рекламе копирайтеров.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1.Основные этапы развития рекламной деятельности.
- 2. Формационная шкала
- 3. Предпосылки возникновения рекламы в обществе.
- 4. Развитие рекламных средств. Виды рекламных средств.
- 5. Формы рекламы в государствах Древнего мира
- 6. Развитие рекламы в условиях западноевропейского средневековья.
- 7. Торговая эмблематика и вывеска в эпоху средневековья.
- 10. Развитие рекламы в Западной Европе в XVII –XVIII вв. Социально-экономические предпосылки развития рекламы в Новое время.
- 11. Возникновение прессы и рекламы в прессе в Западной Европе в XVII –XVIII вв.
- 12. Развитие рекламы в XVII - XVIII вв. В Англии.
- 13. Развитие рекламы в XVII в. Во Франции. Общеевропейская реклама моды на французские товары.
- 14. Развитие рекламы в XVIII в. Во Франции. Живописные вывески-картины в Париже.
- 15. Развитие рекламы в XVIII в. В России. Развитие печатных технологий.
- 16. Развитие рекламы в XVIII в. В России. Пропагандистские и политические функции лубка.
- 17. Развитие рекламы в XVIII в. В России. Акции паблисити. Массовые праздники и «потешные» зрелища.
- 18. Екатерининская эпоха (хviii в.). Вывески и корпоративная реклама ремесленных цехов.
- 19. Екатерининская эпоха (хviii в.). Рост потребности в газетных объявлениях и развитие издательского дела.
- 20. Екатерининская эпоха (хviii в.). Театральная афиша и рекламные функции лубочных картинок.
- 21. Развитие рекламы в России в первой половине XIX в. Рекламные вывески.
- 22. Развитие рекламы в России в первой половине XIX в. Реклама в прессе. Практика скрытой рекламы в газете «Северная пчела».
- 23. Развитие рекламы в России в первой половине XIX в. Фольклорные формы рекламы ярмарок, праздников и народных гуляний.
- 24. Развитие рекламы в Западной Европе во второй половине XIX в. Предпосылки развития современных форм рекламной деятельности.
- 25. Развитие рекламы в Западной Европе во второй половине XIX в. Развитие рекламного плаката в Западной Европе.
- 26. Развитие рекламы в Западной Европе во второй половине XIX в. Развитие рекламного плаката во Франции.
- 27. Развитие рекламы в Западной Европе во второй половине XIX в. Влияние стиля «Ар нуво» на развитие рекламного плаката.
- 28. Развитие рекламы в Западной Европе во второй половине XIX в. Плакаты Теофиля Стейнлейна
- 29. Развитие рекламы в Западной Европе во второй половине XIX в. Плакаты Альфонса Мухи.
- 29. Развитие рекламы в Западной Европе во второй половине XIX в. Творчество а. Тулуз-Лотрека
- 30. Развитие рекламы в Западной Европе во второй половине XIX в. Творчество ж. Шере.
- 31. Развитие рекламы в сша во второй половине XIX века. Рекламный бизнес независимых агентов и первые агентства объявлений (Advertising Agensy).
- 32. Развитие рекламы в сша во второй половине XIX века. Агентство «Эйер энд Сан» (n.W. Ayer & Son). Рк галет «Юнида».
- 33. Развитие рекламы в сша во второй половине XIX века. Сети магазинов и реклама магазинов розничной торговли. Деятельность д. Уэйнамейкера и д. Э. Пауэрса.
- 34. Развитие рекламы в сша во второй половине XIX века. Утверждение торговых марок (тм) и упаковки. Тм «Тетя Джемайма» (1893г.).
- 35. Развитие рекламы в сша во второй половине XIX века. Рк овсяной каши «Квакер оутс».
- 36. Развитие рекламы в сша во второй половине XIX века. Утверждение торговых марок (тм) и упаковки. Возникновение и продвижение тм Coca-Cola (1896г.).
- 37. Развитие рекламы в сша во второй половине XIX века. Возникновение общенациональной рекламы. Реклама в журналах и каталог посылочной торговли.
- 38. Развитие рекламы в сша во второй половине XIX века. Эпоха торговых марок в конце XIX - начале XX века. Значение и роль упаковки как средства продвижения торговой марки.
- 39. Развитие рекламы в сша во второй половине XIX века. Приемы продвижения торговой марки в конце XIX - начале XX века.
- 40. В Развитие рекламы в сша во второй половине XIX века. Озникновение партнерской модели взаимоотношений «рекламодатель- агентство» во второй пол. XIX в.
- 41. Развитие рекламной деятельности в России во второй половине XIX. Рекламный бум в пореформенный период. Рекламный бум в прессе.
- 42. Развитие рекламной деятельности в России во второй половине XIX. Художественный язык и стиль вывесок.
- 43. Развитие рекламной деятельности в России во второй половине XIX. Сюжетный канон живописных вывесок.
- 44. Развитие рекламной деятельности в России во второй половине XIX. Товарные знаки (тз) и торговые марки (тм). Упаковка.
- 45. Развитие рекламной деятельности в России во второй половине XIX. Печатная реклама. Рекламный плакат (рп).
- 46. Развитие рекламной деятельности в России во второй половине XIX. Малые формы печатной рекламы.
- 47. Развитие рекламной деятельности в России во второй половине XIX. Промышленные выставки и ярмарки.
- 49. Развитие рекламы в России в начале XX в. Развитие торгово-промышленной рекламы.
- 50. Развитие рекламы в России в начале XX в. Влияние стиля «модерн» на развитие рекламного плаката.
- 51. Реклама в ссср в XX веке. Государственная монополия и идеологизация рекламы в ссср. Деятельность советских ра в период нэПа.
- 52. Реклама в ссср в XX веке. Конструктивизм – стиль советской рекламы.
- 53. Реклама в ссср в XX веке. Реклама в ссср в XX веке. Творчество в.В. Маяковского и а.М. Родченко.
- 54. Реклама в ссср в XX веке. Развитие политического плаката и киноплаката в 1930-е годы.
- 55. Реклама в ссср в XX веке. Советская упаковка.