10. Развитие рекламы в Западной Европе в XVII –XVIII вв. Социально-экономические предпосылки развития рекламы в Новое время.
Социально-экономические предпосылки развития рекламы в Новое время. В XVI в., который называют «капиталистической эрой», в процессе разложения феодальных производственных отношений происходит превра-щение натурального хозяйства в денежное. Возникает философия «меркантилизма» - взгляд на деньги как на главное богатство, что и порождает в обществе капитализм. Стремление к получению прибыли инициирует развитие различных торговых предприятий, чему также способст-вовало развитие мореплавания. В результате великих географических открытий морские торговые пути переместились из Средиземного моря в Атлантику, где между собой соревнуются Португалия, Испания, Фландрия, Франция, Голландия и Англия. Внешняя торговля приобрела размеры мировой, наибольших успехов в ней достигает Англия, которая в XVII в. становится её лидером.
Англия – лидер в мировой торговле и промышленности. В середине XVII в/ в Англии происходит бум в торговле колониальными товарами, такими как табак, какао, чай и др. Полученные от торговли капиталы вкладываются в развитие промышленности и со второй половины XVIII в. в Англии раньше чем в других странах Европы, начался промышленный переворот – переход от мануфактурного производства к фабричному, основанному на широком применении машин. Это позволило Англии выпускать серийные, дешевые фабричные товары. В Англии в числе первых начал маркировать свою продукцию Джон Дуайт, которому в 1671 г. был дарован патент «на таинство производства прозрачных глиняных изделий, обычно известных под названием «порцелана», или китайского и персидского фарфора». .В последующем братья Элер стали выпускать знаменитые чайники из неглазурованной красной глины, ставя на свои товары клейма, напоминавшие по рисунку китайские иерогли-фы. Аналогичным промыслом занимались и знаменитые впоследствии гончарные мастера А. Вуд и У. Гритбэч, имевшие свои клейма. Позже маркировка стала включать в себя название фирмы и дату производства товара.
Возрастание общественной потребности в информации. Усложнение социально-экономической жизни, расширение торговых контактов между европейскими странами, развитие мануфактурного производства товаров и организация его сбыта требовало создания системы оперативного сбора и обмена информацией. Информация становится необходимым условием успешного развития торговых и деловых отношений, что и обусловило потребность в ее сборе и распространении. Осуществлявшийся в средневеко-вых городах обмен информацией массового характера, основанный на дея-тельности глашатаев и герольдов, в новых социально-экономических усло-виях оказывается недостаточным. Необходимы были новые формы и способы ежедневного обмена разнообразной информацией повседневного характера. В XVI в. эту общественную потребность выразил Монтень в своих знаменитых «Опытах» (изд. 1580 г.), где он писал:
«Мой покойный отец … говорил мне когда-то, что ему очень хотелось бы, чтобы во всех городах было известное место, куда сходились бы все, имеющие в чем-либо нужду, и где бы они могли сообщить о ней, чтобы приставленный к этому делу чиновник записал их пожелания, например: «Хочу продать жемчуг, хочу купить жемчуг», «такой-то ищет спутника для поездки в Париж», «такой-то - слугу, умеющего делать то-то и то-то», «такой-то – учителя», «такому-то нужен подмастерье»; одним словом, одному - одно, другому - другое, кому что нуж-но. И мне кажется, что такая мера должна была бы в немалой степени облег-чить общественные сношения, ибо всегда и везде имеются люди, обстоя-тельства которых складываются таким образом, что они ощущают нужду друг в друге, но так и не отыскав один другого, испытывают крайние неудобства».
Возникновение прессы и рекламы в прессе. Возросшая в обществе потребность в информации порождает профессиональных «сборщиков и разносчиков новостей». В Англии это были «ньюсмэн», во Франции «нувеллисты», в Италии «новелланти». У них появляются постоянные места встреч и устойчивые источники информации среди различных слоев населения. На основе их деятельности возникают и развиваются различные информационные услуги, которые начинают оказывать так называемые «осведомительные бюро». Такие бюро появляются в крупных торговых городах, стоящих на пересечении важных торговых путей. Одно из таких «торговых осведомительных бюро» возникло в 1530 г. в Венеции, деятельность которого заключалась в том, чтобы «собирать политические и торговые известия, сведения об ушедших и пришедших кораблях, о ценах на товары, о безопасности дорог, а также о политических событиях, и продавать их в копиях заинтересованным лицам» .
Потребность в информационных услугах была настолько велика, что в Венеции образуется целый цех «переписчиков новостей» (scrittori d" avise) которые переписывают новости в рукописные газеты для продажи. Затем «переписчики новостей» появляются и в Риме под названием novellanti или gazettanti. Во многих крупных торговых городах в конце XVI в. стали появляться информационные листки, сообщавшие о проведении ярмарок, о конъюнктуре цен, о прибытии товаров в порт, а также рукописные газеты. Затем широкое хождение получают «книги новостей», «листки новостей», «газеты-листовки», «реляции» и «баллады новостей», печатные брошюры небольшого формата и небольшого объема, оперативно откликавшиеся на различные события как внутри страны, так и за рубежом, и во многом напоминавшие первые газеты.
В начале XVII в. появляются первые печатные газеты, которым было суждено сыграть важную роль в развитии рекламы. Первая европейская газета увидела свет в 1609 г., в Страстбурге. Первые газеты носили информационный, неполитизированный характер. Они были недолговечны и их тиражи были небольшими – они колебались от 200 до 1500 экз.
Впервые реклама в газете появилась 23 августа 1622 г. – в Лондоне Натаниэл Баттер поместил РО в газете News. 30 мая 1631г. в Париже Теофраст Ренодо начинает публиковать в Gazette de France объявления с своего «Адресного бюро» К середине XVII в. объявления, как правило информационного характера, стали публиковаться регулярно.
Появление в газетах рекламы оценивалось положительно, и даже рассматривалось как самая важная и нужная функция прессы. Жан де Лабрюйер в «Характерах» писал:
«Газетчик обязан сообщать публике, что вышла в свет такая-то книга... отпечатана таким-то шрифтом на хорошей бумаге, красиво переплетена и стоит столько-то. Он должен изучить все — вплоть до вывески на книжной лавке, где эта книга продается; но боже его избави пускаться в критику» .
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1.Основные этапы развития рекламной деятельности.
- 2. Формационная шкала
- 3. Предпосылки возникновения рекламы в обществе.
- 4. Развитие рекламных средств. Виды рекламных средств.
- 5. Формы рекламы в государствах Древнего мира
- 6. Развитие рекламы в условиях западноевропейского средневековья.
- 7. Торговая эмблематика и вывеска в эпоху средневековья.
- 10. Развитие рекламы в Западной Европе в XVII –XVIII вв. Социально-экономические предпосылки развития рекламы в Новое время.
- 11. Возникновение прессы и рекламы в прессе в Западной Европе в XVII –XVIII вв.
- 12. Развитие рекламы в XVII - XVIII вв. В Англии.
- 13. Развитие рекламы в XVII в. Во Франции. Общеевропейская реклама моды на французские товары.
- 14. Развитие рекламы в XVIII в. Во Франции. Живописные вывески-картины в Париже.
- 15. Развитие рекламы в XVIII в. В России. Развитие печатных технологий.
- 16. Развитие рекламы в XVIII в. В России. Пропагандистские и политические функции лубка.
- 17. Развитие рекламы в XVIII в. В России. Акции паблисити. Массовые праздники и «потешные» зрелища.
- 18. Екатерининская эпоха (хviii в.). Вывески и корпоративная реклама ремесленных цехов.
- 19. Екатерининская эпоха (хviii в.). Рост потребности в газетных объявлениях и развитие издательского дела.
- 20. Екатерининская эпоха (хviii в.). Театральная афиша и рекламные функции лубочных картинок.
- 21. Развитие рекламы в России в первой половине XIX в. Рекламные вывески.
- 22. Развитие рекламы в России в первой половине XIX в. Реклама в прессе. Практика скрытой рекламы в газете «Северная пчела».
- 23. Развитие рекламы в России в первой половине XIX в. Фольклорные формы рекламы ярмарок, праздников и народных гуляний.
- 24. Развитие рекламы в Западной Европе во второй половине XIX в. Предпосылки развития современных форм рекламной деятельности.
- 25. Развитие рекламы в Западной Европе во второй половине XIX в. Развитие рекламного плаката в Западной Европе.
- 26. Развитие рекламы в Западной Европе во второй половине XIX в. Развитие рекламного плаката во Франции.
- 27. Развитие рекламы в Западной Европе во второй половине XIX в. Влияние стиля «Ар нуво» на развитие рекламного плаката.
- 28. Развитие рекламы в Западной Европе во второй половине XIX в. Плакаты Теофиля Стейнлейна
- 29. Развитие рекламы в Западной Европе во второй половине XIX в. Плакаты Альфонса Мухи.
- 29. Развитие рекламы в Западной Европе во второй половине XIX в. Творчество а. Тулуз-Лотрека
- 30. Развитие рекламы в Западной Европе во второй половине XIX в. Творчество ж. Шере.
- 31. Развитие рекламы в сша во второй половине XIX века. Рекламный бизнес независимых агентов и первые агентства объявлений (Advertising Agensy).
- 32. Развитие рекламы в сша во второй половине XIX века. Агентство «Эйер энд Сан» (n.W. Ayer & Son). Рк галет «Юнида».
- 33. Развитие рекламы в сша во второй половине XIX века. Сети магазинов и реклама магазинов розничной торговли. Деятельность д. Уэйнамейкера и д. Э. Пауэрса.
- 34. Развитие рекламы в сша во второй половине XIX века. Утверждение торговых марок (тм) и упаковки. Тм «Тетя Джемайма» (1893г.).
- 35. Развитие рекламы в сша во второй половине XIX века. Рк овсяной каши «Квакер оутс».
- 36. Развитие рекламы в сша во второй половине XIX века. Утверждение торговых марок (тм) и упаковки. Возникновение и продвижение тм Coca-Cola (1896г.).
- 37. Развитие рекламы в сша во второй половине XIX века. Возникновение общенациональной рекламы. Реклама в журналах и каталог посылочной торговли.
- 38. Развитие рекламы в сша во второй половине XIX века. Эпоха торговых марок в конце XIX - начале XX века. Значение и роль упаковки как средства продвижения торговой марки.
- 39. Развитие рекламы в сша во второй половине XIX века. Приемы продвижения торговой марки в конце XIX - начале XX века.
- 40. В Развитие рекламы в сша во второй половине XIX века. Озникновение партнерской модели взаимоотношений «рекламодатель- агентство» во второй пол. XIX в.
- 41. Развитие рекламной деятельности в России во второй половине XIX. Рекламный бум в пореформенный период. Рекламный бум в прессе.
- 42. Развитие рекламной деятельности в России во второй половине XIX. Художественный язык и стиль вывесок.
- 43. Развитие рекламной деятельности в России во второй половине XIX. Сюжетный канон живописных вывесок.
- 44. Развитие рекламной деятельности в России во второй половине XIX. Товарные знаки (тз) и торговые марки (тм). Упаковка.
- 45. Развитие рекламной деятельности в России во второй половине XIX. Печатная реклама. Рекламный плакат (рп).
- 46. Развитие рекламной деятельности в России во второй половине XIX. Малые формы печатной рекламы.
- 47. Развитие рекламной деятельности в России во второй половине XIX. Промышленные выставки и ярмарки.
- 49. Развитие рекламы в России в начале XX в. Развитие торгово-промышленной рекламы.
- 50. Развитие рекламы в России в начале XX в. Влияние стиля «модерн» на развитие рекламного плаката.
- 51. Реклама в ссср в XX веке. Государственная монополия и идеологизация рекламы в ссср. Деятельность советских ра в период нэПа.
- 52. Реклама в ссср в XX веке. Конструктивизм – стиль советской рекламы.
- 53. Реклама в ссср в XX веке. Реклама в ссср в XX веке. Творчество в.В. Маяковского и а.М. Родченко.
- 54. Реклама в ссср в XX веке. Развитие политического плаката и киноплаката в 1930-е годы.
- 55. Реклама в ссср в XX веке. Советская упаковка.