42. Развитие рекламной деятельности в России во второй половине XIX. Художественный язык и стиль вывесок.
Художественный язык и стиль вывесок. На протяжении более чем 100 лет русская живописная вывеска вырабатывала свой художественный язык.
В России вывеска не имела такой длительной по времени биографии, как в Европе, но очень быстро обрела свою самобытную и самостоятельную форму. Сохранились замечательные образцы этого вида искусства. К сожалению, они немногочисленны. Русская рекламная вывеска разделила судьбу русской иконы, так как огромное количество вывесок не сохранилось, погибло. Всего несколько десятков образцов хранятся в городских музеях Москвы и Санкт-Петербурга.
Стиль вывесок определяют как примитивный. В тоже время вывески несли и черты полисемантизма - их стиль был «яркий, лаконичный как на плакате, и в то же время материальный, весомый». Далее исследователь отмечал: «...аккумулируя различные жанры, сюжеты, приемы профессионального искусства, она являет собой новый и несвойственный ему вид, соединивший качества станкового и «прикладного» искусства, функции торговой рекламы и декоративного панно, «вывесочный натурализм» и высокую степень образного обобщения на идеальном или, точнее, лубочном уровне, «оглядку» на общепринятые нормы изображения и очень специфический образно-пластический язык...».
Вывеска вобрала множество разнообразных стилистических приемов и в конечном итоге выработала свой оригинальный стиль:
«Вывеска сделала качествами стиля и масштаб, и контрастность, необходимую для чтения издали, в городской пестроте; и грубую основу - шершавое кровельное железо, клеенку; и небогатый выбор тускловатых и грубоватых малярных красок; и определенность сюжета, стро-го заданного набором здесь же под рукой имеющихся предметов торговли».
Вывески отличались размерами, цветом, шрифтом, но, в тоже время, между ними существовало стилистическое единство. Оно заключалось как в тематике их содержания, так и в технологии исполнения. Вывески стилистически близки народному искусству, перенесенному в условия города. Исследователи относят их к жанру городского изобразительного фольклора.
К началу XX в., несмотря на конкуренцию шрифтовой и уже световой вывески, живописная вывеска развивается и совершенствуется. Обьемная, знаковая вывеска не получила такого развития, как живописная. В этой особенности усматривают отражение национального характера:
«…Русский человек пойдет есть-пить и покупать, где поярче, нарядней, где «повкусней» нарисовано, да и размером побольше. Живописная вывеска как нельзя лучше соответствовала этим требованиям, так же, как и ее каноны, вырабатывавшиеся с учетом вкуса и приверженности русского человека».
В России вывеска имела не столько утилитарное, сколько скорее эстетическое значение. Вывеска - это эмблема товара. Она должна привлечь покупателя, показать товар «лицом», должна быть нарядна, легко читаться с близкого и дальнего расстояния. Вместе с тем живописность вывесок в России придавала отдельным участкам улиц неповторимый живописный облик, который скрашивал холодную вереницу доходных домов. «Вывесочное дело в таком виде, в каком оно создалось у нас, явление чисто русское», - писал художник Кузьма Петров- Водкин, который начинал свой творческий путь с этого ремесла
В вывеске была выработана своя, особая система изображения. Особенностью распределения ее на фасадах зданий была, как тонко подметил Теофиль Готье, «ордерность».
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1.Основные этапы развития рекламной деятельности.
- 2. Формационная шкала
- 3. Предпосылки возникновения рекламы в обществе.
- 4. Развитие рекламных средств. Виды рекламных средств.
- 5. Формы рекламы в государствах Древнего мира
- 6. Развитие рекламы в условиях западноевропейского средневековья.
- 7. Торговая эмблематика и вывеска в эпоху средневековья.
- 10. Развитие рекламы в Западной Европе в XVII –XVIII вв. Социально-экономические предпосылки развития рекламы в Новое время.
- 11. Возникновение прессы и рекламы в прессе в Западной Европе в XVII –XVIII вв.
- 12. Развитие рекламы в XVII - XVIII вв. В Англии.
- 13. Развитие рекламы в XVII в. Во Франции. Общеевропейская реклама моды на французские товары.
- 14. Развитие рекламы в XVIII в. Во Франции. Живописные вывески-картины в Париже.
- 15. Развитие рекламы в XVIII в. В России. Развитие печатных технологий.
- 16. Развитие рекламы в XVIII в. В России. Пропагандистские и политические функции лубка.
- 17. Развитие рекламы в XVIII в. В России. Акции паблисити. Массовые праздники и «потешные» зрелища.
- 18. Екатерининская эпоха (хviii в.). Вывески и корпоративная реклама ремесленных цехов.
- 19. Екатерининская эпоха (хviii в.). Рост потребности в газетных объявлениях и развитие издательского дела.
- 20. Екатерининская эпоха (хviii в.). Театральная афиша и рекламные функции лубочных картинок.
- 21. Развитие рекламы в России в первой половине XIX в. Рекламные вывески.
- 22. Развитие рекламы в России в первой половине XIX в. Реклама в прессе. Практика скрытой рекламы в газете «Северная пчела».
- 23. Развитие рекламы в России в первой половине XIX в. Фольклорные формы рекламы ярмарок, праздников и народных гуляний.
- 24. Развитие рекламы в Западной Европе во второй половине XIX в. Предпосылки развития современных форм рекламной деятельности.
- 25. Развитие рекламы в Западной Европе во второй половине XIX в. Развитие рекламного плаката в Западной Европе.
- 26. Развитие рекламы в Западной Европе во второй половине XIX в. Развитие рекламного плаката во Франции.
- 27. Развитие рекламы в Западной Европе во второй половине XIX в. Влияние стиля «Ар нуво» на развитие рекламного плаката.
- 28. Развитие рекламы в Западной Европе во второй половине XIX в. Плакаты Теофиля Стейнлейна
- 29. Развитие рекламы в Западной Европе во второй половине XIX в. Плакаты Альфонса Мухи.
- 29. Развитие рекламы в Западной Европе во второй половине XIX в. Творчество а. Тулуз-Лотрека
- 30. Развитие рекламы в Западной Европе во второй половине XIX в. Творчество ж. Шере.
- 31. Развитие рекламы в сша во второй половине XIX века. Рекламный бизнес независимых агентов и первые агентства объявлений (Advertising Agensy).
- 32. Развитие рекламы в сша во второй половине XIX века. Агентство «Эйер энд Сан» (n.W. Ayer & Son). Рк галет «Юнида».
- 33. Развитие рекламы в сша во второй половине XIX века. Сети магазинов и реклама магазинов розничной торговли. Деятельность д. Уэйнамейкера и д. Э. Пауэрса.
- 34. Развитие рекламы в сша во второй половине XIX века. Утверждение торговых марок (тм) и упаковки. Тм «Тетя Джемайма» (1893г.).
- 35. Развитие рекламы в сша во второй половине XIX века. Рк овсяной каши «Квакер оутс».
- 36. Развитие рекламы в сша во второй половине XIX века. Утверждение торговых марок (тм) и упаковки. Возникновение и продвижение тм Coca-Cola (1896г.).
- 37. Развитие рекламы в сша во второй половине XIX века. Возникновение общенациональной рекламы. Реклама в журналах и каталог посылочной торговли.
- 38. Развитие рекламы в сша во второй половине XIX века. Эпоха торговых марок в конце XIX - начале XX века. Значение и роль упаковки как средства продвижения торговой марки.
- 39. Развитие рекламы в сша во второй половине XIX века. Приемы продвижения торговой марки в конце XIX - начале XX века.
- 40. В Развитие рекламы в сша во второй половине XIX века. Озникновение партнерской модели взаимоотношений «рекламодатель- агентство» во второй пол. XIX в.
- 41. Развитие рекламной деятельности в России во второй половине XIX. Рекламный бум в пореформенный период. Рекламный бум в прессе.
- 42. Развитие рекламной деятельности в России во второй половине XIX. Художественный язык и стиль вывесок.
- 43. Развитие рекламной деятельности в России во второй половине XIX. Сюжетный канон живописных вывесок.
- 44. Развитие рекламной деятельности в России во второй половине XIX. Товарные знаки (тз) и торговые марки (тм). Упаковка.
- 45. Развитие рекламной деятельности в России во второй половине XIX. Печатная реклама. Рекламный плакат (рп).
- 46. Развитие рекламной деятельности в России во второй половине XIX. Малые формы печатной рекламы.
- 47. Развитие рекламной деятельности в России во второй половине XIX. Промышленные выставки и ярмарки.
- 49. Развитие рекламы в России в начале XX в. Развитие торгово-промышленной рекламы.
- 50. Развитие рекламы в России в начале XX в. Влияние стиля «модерн» на развитие рекламного плаката.
- 51. Реклама в ссср в XX веке. Государственная монополия и идеологизация рекламы в ссср. Деятельность советских ра в период нэПа.
- 52. Реклама в ссср в XX веке. Конструктивизм – стиль советской рекламы.
- 53. Реклама в ссср в XX веке. Реклама в ссср в XX веке. Творчество в.В. Маяковского и а.М. Родченко.
- 54. Реклама в ссср в XX веке. Развитие политического плаката и киноплаката в 1930-е годы.
- 55. Реклама в ссср в XX веке. Советская упаковка.