logo
1-3

44. Развитие рекламной деятельности в России во второй половине XIX. Товарные знаки (тз) и торговые марки (тм). Упаковка.

Товарные знаки (ТЗ) и торговые марки (ТМ). На базе Парижской конвенции об охране промышленной собственности в России в 1896 г. был издан закон о ТЗ. Свидетельства на ТЗ выдавал Департамент торговли и мануфактур Министерства финансов. В России ТМ начинает приобретать рекламное значение еще в сер. XIX в. Традиционно они были связаны с фамилиями фабрикантов и торговцев, крупно начертанных на фасадах фабрик, заводов и магазинов в столицах и губернских городах. Фамилия главы фирмы формировала логотип, он же и регистрировался как ТМ. Иногда фамилия сопровождалась орнаментом или рисунком в виде эмблемы. Когда речь шла о самых известных именах, ТЗ выступал в роли знака качества, как, например ТМ компании «Зингер», реклама которой рекомендовала «не раньше покупать машинку, как вполне убедившись, что она из наших магазинов». Известной на всю Россию была ТМ «Товарищества российско-американской резиновой мануфактуры «Треугольник», основанной в 1860 г. в С.-Петербурге. ТЗ был сделан в виде треугольника, в котором находился логотип фирмы в виде абревиатуры «Т.Р.А.Р.М.», дата основания и место нахож-дения. ТЗ «Треугольник» был обязательным элементом всех рекламных плакатов фирмы. На плакате 1905 г. издания купец показывает пальцем лапотному крестьянину подошву галоши с ТЗ в цетре.

Наиболее известными торговыми марками в дореволюционной России были: швейные машины «Зингер», коньяк «Шустова», пиво «Калинкин», минеральная вода “Боржом”, кофе «Эйнем» и какао «Сиу», чай «Высоцкий», шоколад «Жорж Борман» и «Крафт», духи «Анютины глазки», папиросы «Дукат», пряники «Тульские», печенье «Эйнем» и «Ландрин», крупа “Геркулес”, конфеты “Ну-ка отними!” и “Раковые шейки”, журнал “Нива”, галоши «Треугольник», ботинки “Скороход”, мыло «Жуков».

Составляющими элементами ТМ и ТЗ этого периода были медали и оттиски государственного герба – они свидетельствовали о призовых местах, полученных на международных и всероссийских выставках товаров и свиде­тельствовавшие о качестве продукции. Они становились частью "брэнда" и обязательно размещались на этикетках и упаковках.

Упаковка. Носителем ТМ была призвана стать упаковка, в чем и заключается её важнейшая рекламная функция. Упаковка – важное средство идентификации ТМ. В условиях роста производства товаров массового спроса и усиления конкуренции среди ТМ на потребительском рынке роль упаковки и товарных этикеток резко повышается. Конкурирующие фирмы старались привлечь потребителя высоким качеством упаковки, разнообразием её форм, цвета, фактуры. Многообразием форм и размеров отличались бутылки для алкогольных и безалкогольных напитков– каждый завод разливал свою продукцию в оригинальные бутылки.

Особой оригинальностью отличалась упаковка для товаров парфюмерной промышленности и кондитерской продукции. Оформление упаковки соответствовало стоимости товара – она служила знаком его высокого качества и для её создания привлекались профессиональные художники. Солидные фирмы использовали в упаковке элементы фирменного стиля. Дизайн упаковок в целом и отдельно взятых этикеток следовал за характером развития искусства того времени, например стиля модерн - их оформляли характерными для модерна мотивами стилизованных растительных орнаментов. Наиболее наглядно этот стиль отражен в парфюмерных этикетках. Параллельно развивался «русский» стиль, с изображениями русских красавиц, героев отечественной истории, сказочных персонажей, сцен из жизни народа, памятников архитектуры. Появились специализированные предприятия, выпускающие упаковочный материал для различных товаров, в том числе металлические коробки, производство которых началось в 80-е гг. XIX в. Первоначально коробки украшались наклеенными хромолитографированными этикетками, а позднее рисунок и рекламную атрибуцию стали непосредственно наносить на жесть методом хромолитографии (металлохромии).

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4