54. Реклама в ссср в XX веке. Развитие политического плаката и киноплаката в 1930-е годы.
Развитие политического плаката. Процесс становления советской политической рекламы связан с первыми послереволюционными годами, включая и 20-е гг. В этот период лидирующим рекламным жанром становится социальный и политический плакат, лучшие образцы которого относятся к искусству 20-х гг. Классикой советского политического плаката стали работы Д. Моора - «Ты записался добровольцем?» (1918) и «Помоги!» (1921), о голоде в Поволжье. Заметным явлением в годы гражданской войны стали кустарные рукодельные плакаты «Окон РОСТА», и центральная фигура в московских «Окнах РОСТА» - В.В. Маяковский.
В 30-е гг. плакат, как и все советское искусство отражал оптимистический дух первых пятилеток. Его главная задача – показать успехи социалистической индустриализации. При создании плакатов стал широко применяться новый художественный прием – фотомонтаж («Молодежь на самолеты» Г. Клуциса), придававший плакату реальность документа.
В 30-40-е гг. политическая реклама становится агрессивно – побудительной. Излюбленный прием — прямое обращение со стены к зрителю: взгляд в глаза, указывающий на него перст, призывающий жест. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. плакат был средством мобилизации народа на борьбу с врагом - «Родина-мать зовет!» И. Тоидзе (1941 г.).
Рекламный киноплакат 30-х гг. Творчество братьев Стенберг и Г.Г. Клуциса. В 20 - 30-е гг. советское кино переживает подъем, вместе с ним развивается рекламный киноплакат. Плакаты А.М. Родченко «6 часть мира», А. Лавинского «Броненосец Потемкин», стали неотделимы от фильмов Дзиги Вертова и С. Эйзенштейна. Достижения режисуры этих фильмов и операторского искусства подсказывают художникам новые пластические и плакатные решения. Монтажное кино Дзиги Вертова и С. Эйзенштейна способствовало возникновению советского монтажного киноплаката «Они создают совершенно особый тип монтажной композиции, острой и динамичной».
Центром кинопроизводства становится Москва. Здесь формируется целая группа художников – киноплакатистов, среди которых В. и Г. Стенберги, А. Бельский, Л. Воронов, М. Естафьев, С. Семенов, Я. Руклевский, И. Герасимович, И. Боград, А. Наумов, и др. Признанными лидерами были братья Владимир и Георгий Стенберги, назвавшие своё творческое содружество «2 СТЕНБЕРГ 2». В 1928 г. они так определяли свой творческий метод:
«Обращаясь к работе над плакатом, заметим, что здесь мы работаем, прежде всего, монтажом. С другой стороны, даём и здесь конструкцию. Мы даём плакат броский, который бы мог, что называется, огорошить зрителя, остановил бы его внимание, что и требуется прежде всего для плаката. Для этой цели мы совершенно свободно обращаемся с материалом... не соблюдаем пропорций как между несколькими предметами, так и между отдельными деталями их, переворачиваем фигуры и т.п. — словом, используем всё, что может остановить даже торопящегося прохожего».
В течение 20-х гг. братья Стенберги сделали около 300 плака-тов, среди которых такие шедевры как «Броненосец «Потёмкин» (1929 г.), «Человек с киноаппаратом» (1929 г.) и многие другие. В плакате Стенберги, по выражению А. Эфроса, «не знали себе равных». Реклама у Стенбергов была «киногеничной».Они заимствовали экспрессию киноязыка – необычные, разнообразные ракурсы, смену планов, прямую и обратную перспективу. «Они создают совершенно особый тип монтажной композиции, острой и динамичной».
В плакатах Стенберги использовали новую технику исполнения – фотомонтаж. Вопрос об «изобретателе» фотомонтажа не раз обсуждался. Немецкий художник Джон Хартфильд говорил: «Изобретателем фотомонтажа является тот социальный сдвиг, который произошёл за последние 10-15 лет». Среди художников и критиков было популярно выражение Хартфильда: «Важно не средство, важно, кто им пользуется». Фотомонтаж 20-х гг. как бы схватывал это состояние социального сдвига и взрыва. Именно в эти годы родилась, и получила воплощение в киноплакате идея о близости фото- и киномонтажа, хотя фотомонтаж демонстрирует обрывки реальности одновременно, на одном листе, монтаж кинематографический - в ряду сменяющих друг друга картин.
Со Стенбергами работали художники разделявшие их художественные принципы, но обладавшие своим творческим стилем. Среди них выделялся Н.П. Прусаков, отдававший предпочтение геометрическим орнаментам, выполненными циркулем, лекалой, линейкой. Применяя эти инструменты при «моделировании» лиц и фигур, Прусаков мастерски использовал принцип фотомонтажа. О творчестве художника дают представление плакаты «Путешествие на Марс» (1926 г.) и «Дом на Трубной» (1928 г.), выполненные совместно с Г.И. Борисовым. Среди других работ необходимо отметить плакаты С. Семёнова-Менеса «Кукла с миллионами» (1929 г.), М. Длугача «Остров Тогуй» (1929 г.), Ю. Пименова «Пышка» (1935 г.).
В 30-е гг. одним из самых ярких явлений политического плаката стало творчество Г.Г. Клуциса. Он также был приверженцем принципа фотомонта-жа, который в основном и определил новый тип советского политического плаката. В нём получили отражение особенности искусства 30-х гг.: роман-тическая приподнятость, монументальность образов, динамизм. Масштаб происходивших событий Клуцис передавал в плакатах используя приёмы перехода от крупных к малым и мельчайшим планам, что создавало эффект сопоставления единичного и общего. Изображения народных масс отличались особой масштабностью. Основная тема его плакатов была связана с переживаемой страной индустриализацией. За десять лет работы в плакате Клуцисом было создано более ста произведений.
- 1.Основные этапы развития рекламной деятельности.
- 2. Формационная шкала
- 3. Предпосылки возникновения рекламы в обществе.
- 4. Развитие рекламных средств. Виды рекламных средств.
- 5. Формы рекламы в государствах Древнего мира
- 6. Развитие рекламы в условиях западноевропейского средневековья.
- 7. Торговая эмблематика и вывеска в эпоху средневековья.
- 10. Развитие рекламы в Западной Европе в XVII –XVIII вв. Социально-экономические предпосылки развития рекламы в Новое время.
- 11. Возникновение прессы и рекламы в прессе в Западной Европе в XVII –XVIII вв.
- 12. Развитие рекламы в XVII - XVIII вв. В Англии.
- 13. Развитие рекламы в XVII в. Во Франции. Общеевропейская реклама моды на французские товары.
- 14. Развитие рекламы в XVIII в. Во Франции. Живописные вывески-картины в Париже.
- 15. Развитие рекламы в XVIII в. В России. Развитие печатных технологий.
- 16. Развитие рекламы в XVIII в. В России. Пропагандистские и политические функции лубка.
- 17. Развитие рекламы в XVIII в. В России. Акции паблисити. Массовые праздники и «потешные» зрелища.
- 18. Екатерининская эпоха (хviii в.). Вывески и корпоративная реклама ремесленных цехов.
- 19. Екатерининская эпоха (хviii в.). Рост потребности в газетных объявлениях и развитие издательского дела.
- 20. Екатерининская эпоха (хviii в.). Театральная афиша и рекламные функции лубочных картинок.
- 21. Развитие рекламы в России в первой половине XIX в. Рекламные вывески.
- 22. Развитие рекламы в России в первой половине XIX в. Реклама в прессе. Практика скрытой рекламы в газете «Северная пчела».
- 23. Развитие рекламы в России в первой половине XIX в. Фольклорные формы рекламы ярмарок, праздников и народных гуляний.
- 24. Развитие рекламы в Западной Европе во второй половине XIX в. Предпосылки развития современных форм рекламной деятельности.
- 25. Развитие рекламы в Западной Европе во второй половине XIX в. Развитие рекламного плаката в Западной Европе.
- 26. Развитие рекламы в Западной Европе во второй половине XIX в. Развитие рекламного плаката во Франции.
- 27. Развитие рекламы в Западной Европе во второй половине XIX в. Влияние стиля «Ар нуво» на развитие рекламного плаката.
- 28. Развитие рекламы в Западной Европе во второй половине XIX в. Плакаты Теофиля Стейнлейна
- 29. Развитие рекламы в Западной Европе во второй половине XIX в. Плакаты Альфонса Мухи.
- 29. Развитие рекламы в Западной Европе во второй половине XIX в. Творчество а. Тулуз-Лотрека
- 30. Развитие рекламы в Западной Европе во второй половине XIX в. Творчество ж. Шере.
- 31. Развитие рекламы в сша во второй половине XIX века. Рекламный бизнес независимых агентов и первые агентства объявлений (Advertising Agensy).
- 32. Развитие рекламы в сша во второй половине XIX века. Агентство «Эйер энд Сан» (n.W. Ayer & Son). Рк галет «Юнида».
- 33. Развитие рекламы в сша во второй половине XIX века. Сети магазинов и реклама магазинов розничной торговли. Деятельность д. Уэйнамейкера и д. Э. Пауэрса.
- 34. Развитие рекламы в сша во второй половине XIX века. Утверждение торговых марок (тм) и упаковки. Тм «Тетя Джемайма» (1893г.).
- 35. Развитие рекламы в сша во второй половине XIX века. Рк овсяной каши «Квакер оутс».
- 36. Развитие рекламы в сша во второй половине XIX века. Утверждение торговых марок (тм) и упаковки. Возникновение и продвижение тм Coca-Cola (1896г.).
- 37. Развитие рекламы в сша во второй половине XIX века. Возникновение общенациональной рекламы. Реклама в журналах и каталог посылочной торговли.
- 38. Развитие рекламы в сша во второй половине XIX века. Эпоха торговых марок в конце XIX - начале XX века. Значение и роль упаковки как средства продвижения торговой марки.
- 39. Развитие рекламы в сша во второй половине XIX века. Приемы продвижения торговой марки в конце XIX - начале XX века.
- 40. В Развитие рекламы в сша во второй половине XIX века. Озникновение партнерской модели взаимоотношений «рекламодатель- агентство» во второй пол. XIX в.
- 41. Развитие рекламной деятельности в России во второй половине XIX. Рекламный бум в пореформенный период. Рекламный бум в прессе.
- 42. Развитие рекламной деятельности в России во второй половине XIX. Художественный язык и стиль вывесок.
- 43. Развитие рекламной деятельности в России во второй половине XIX. Сюжетный канон живописных вывесок.
- 44. Развитие рекламной деятельности в России во второй половине XIX. Товарные знаки (тз) и торговые марки (тм). Упаковка.
- 45. Развитие рекламной деятельности в России во второй половине XIX. Печатная реклама. Рекламный плакат (рп).
- 46. Развитие рекламной деятельности в России во второй половине XIX. Малые формы печатной рекламы.
- 47. Развитие рекламной деятельности в России во второй половине XIX. Промышленные выставки и ярмарки.
- 49. Развитие рекламы в России в начале XX в. Развитие торгово-промышленной рекламы.
- 50. Развитие рекламы в России в начале XX в. Влияние стиля «модерн» на развитие рекламного плаката.
- 51. Реклама в ссср в XX веке. Государственная монополия и идеологизация рекламы в ссср. Деятельность советских ра в период нэПа.
- 52. Реклама в ссср в XX веке. Конструктивизм – стиль советской рекламы.
- 53. Реклама в ссср в XX веке. Реклама в ссср в XX веке. Творчество в.В. Маяковского и а.М. Родченко.
- 54. Реклама в ссср в XX веке. Развитие политического плаката и киноплаката в 1930-е годы.
- 55. Реклама в ссср в XX веке. Советская упаковка.