Тема 5. Неоклассицизм в Риме.
Разница в восприятии наследия античности в XVII и в XVIII веке: по сравнению с XVII веком представление об античности стало более точным с "археологической" точки зрения, более "категоричным", античность программно противопоставляется искусству современности. Рационализм - осознанное стремление к отдаленному, противопоставленному обыденности идеалу, требование строгого идеального вкуса. Термины "классицизм" - "неоклассицизм".
Роль Иоганна Иоахима Винкельмана (1717-1768) - "Мысли по поводу подражания греческим произведениям в живописи и скульптуре" (1755), "История искусства древности" (1764) - и кардинала Алессандро Альбани (коллекция антиков на вилле Альбани). Интернациональный характер движения, в начальный период – особая роль немцев: Якоб Филипп Хаккерт и его пейзажи с видами Помпей и Геркуланума, Антон Рафаэль Менгс и фреска "Парнас" на вилле Альбани (1763) как манифест нового стиля; занимательные картины на темы из античной истории Анжелики Кауффман. Участие английских (И.Дзоффани, Г.Хамильтон), шведских, американских мастеров (Б.Вест).
Роль заказчиков в создании стиля, особая роль английских коллекционеров. Феномен "большого путешествия", паломничество в Рим и на юг Италии, мода на коллекционирование античности. Портретная концепция Помпео Батони - "портрет на фоне античных памятников" (портреты английских путешественников, портрет А.К.Разумовского).
Роль Французской Академии в Риме. Жозеф Мари Вьен и ранний классицизм 1760-1770-е годов, распространение новых мотивов, вдохновленных археологическими раскопками Геркуланума и Помпей ("Торговка амурами"). Римские работы Жака Луи Давида (1748-1825) как вершина европейского неоклассицизма. Ранние портреты, "Скорбь Андромахи у тела Гектора", "Клятва Горациев" 1784 - тема смерти героя и тема клятвы.
Скульптура Антонио Кановы (1757-1822) - "современный Фидий". Античные сюжеты, совершенство обработки мрамора, утонченное изящество образов ("Поцелуй Амура", "Три грации"). Роль скульптурного эскиза в творческом методе. Русские заказчики Кановы.
Джованни Баттиста Пиранези (1720-1778). Участие в раскопках и обмерах древних памятников, издание увражей, фиксирующих формы зданий, предметов декоративно-прикладного искусства (надгробия, светильники), которые служили источником мотивов для мастеров неоклассицизма. Пиранези - теоретик: трактаты "О римской архитектуре", "Диалог об архитектуре". Требование свободы творчества и связанные с этим размышления об ордере ("если их, вообще, надо иметь в архитектуре, то можно было различить из них только три - ордер с колоннами, ордер с пилястрами, и ордер, состоящий из непрерывной стены"). Полемика с французским дилетантом П.Ж.Мариеттом о роли этрусского искусства в формировании римской архитектуры. Гравюры Пиранези (огромное наследие - около 1000 офортов), техническое совершенство, многообразие техники, работа без предварительных эскизов, роль импровизации в творческом методе. Циклы "Различные архитектурные произведения" ок.1750, "Виды Рима" (начата в 1747) - мечта об архитектуре, способной нести героические идеи. Цикл "Карчери" (фантазии на темы темниц), издание 1745, 1761-1763 годов.
Список источников и литературы к разделу III.
Источники
И.И.Винкельман. Избранные произведения и письма. – Репр. Воспроизв. Издания 1935 года (Academia). М.: Ладомир, 1996, 688 с.
Мастера искусства об искусстве. Т.3, XVII-XVIII вв. Под ред. А.А.Губера, В.Н.Гращенкова / М.: Искусство, 1967, 503 с.
Обязательная литература:
Всеобщая история архитектуры: В 12 т. / Под. общ. ред. А.Власова, Н.Колли, Н.Баранова. Т.8. М.: Стройиздат, 1969. 491 с.
Западноевропейская художественная культура XVIII века. Сб. статей. / Под. ред. В.Н.Прокофьева. М.: Наука,1980, 255 с.
Кантор А.М., Кожина Е.Ф., Лившиц Н.А., Зернов Б.А., Некрасова Е.А. Искусство XVIII века (Сер. Малая история искусств). / А.М.Кантор, Е.Ф.Кожина, Н.А.Лившиц, Б.А.Зернов, Е.А.Некрасова. М.: Искусство, 1977, 375 с.
Федотова Е.Д. Венеция: Живопись века Просвещения. / Е.Д.Федотова. М.: Белый город, 2002, 384 с.
Дополнительная литература
Алпатов М.В. Этюды по истории западноевропейского искусства. / М.В.Алпатов. М.:Изд. Академии художеств СССР, 1963, 425 с.
Алпатов М.В., Аркин Д.Е., Брунов Н.И. История архитектуры в избранных отрывках. / М.В.Алпатов, Д.Е.Аркин, Н.И.Брунов. М., Изд. Всесоюзной Академии Архитектуры, 1935, 590 с.
Бенуа А.Н. История живописи всех времен и народов. Т.4. / А.Н.Бенуа. Спб.: Шиповник, 1912
Бунин А.В., Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. В 2 т. / А.В.Бунин, Т.Ф.Саваренская. Т.1. М.: Стройиздат, 1979, 495 с.
Виппер Б. Р. Проблема реализма в итальянской живописи XVII-XVIII веков./ Б.Р.Виппер. М.: Искусство,1966, 275 с.
Дьяков Л.А. Джованнни Баттиста Пиранези. / Л.А.Дьяков. М.: Изобразительное искусство, 1980, 118 с.
Кристеллер П. История европейской гравюры XV - XVIII веков. / П.Кристеллер. М.: Искусство, 1939, 518 с.
Левинсон-Лессинг В.В. История картинной галереи Эрмитажа (1764-1917). / В.В.Левинсон-Лессинг. Л.: Искусство, 1985, 405 с.
Мак-Коркодейл Ч. Убранство жилого интерьера от античности до наших дней. / Ч.Мак-Коркодейл. М.: Искусство, 1990, 247 с.
Никитюк О.Д. Франческо Гварди. / О.Д.Никитюк. М.: Искусство, 1968, 110 с.
История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: В 5 т. /Ред.-сост. В.П.Шестаков. Т.2. М.: Искусство,1964, 835 с.
Педрокко Ф. Каналетто и венецианские ведутисты. / Ф.Педрокко. М.: Слово, 1997, 80 с.
Педрокко Ф. Тьеполо (Сер.: Великие мастера итальянского искусства). / Ф.Педрокко. М.: Слово, 1997, 79 с.
Пиньятти Т. Венецианская школа (Сер.: Рисунки старых мастеров"). / Т.Пиньятти. М.: Изобразительное искусство, 1983, 94 с.
Федотова Е.Д. Канова: Художник и его эпоха. / Е.Д.Федотова. М.: Республика, 2002, 528 с.
Якимович А.К. Новое время. Искусство и культура XVII-XVIII веков. / А.К.Якимович. Спб., Азбука – классика, 2004, 437 с.
Kaufmann E. Architecture in the Age of Reason. Baroque, and Post-Baroque in England, Italy and France. / Cambridge/Mass: Harvard University Press, 1968, 293 p.
Rosenblum R. Transformations in Late Eighteenth Century Art. / R.Rosenblum. Princeton: Princeton University, 1970, 203 p.
- Рабочая программа
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 5. Содержание дисциплины Западноевропейское искусство 17 века
- 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
- 7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
- 8.Методические рекомендации для проведения промежуточных и итоговой контрольной работ:
- Раздел I. Введение
- Тема 1. Общая периодизация развития пространственных искусств.
- Тема 2. “Европа столиц” (д. К. Арган). Основные художественные центры. Рим - космополитическая столица мира.
- Тема 3. Своеобразие ведущих национальных школ.
- Раздел II. Искусство Италии в 17 веке.
- Тема 1. Академия братьев Карраччи. Болонский академизм: теория и практика.
- Тема 2. Караваджо и концепция реализма Нового времени.
- Тема 3. Европейский караваджизм.
- Тема 4. Барокко - система художественного видения и стиль.
- Тема 5. Лоренцо Бернини и Франческо Борромини.
- Раздел III. Искусство Фландрии.
- Тема 1. Петер Пауль Рубенс.
- Тема 2. Фламандская живопись 17 века
- Раздел IV. Искусство Испании
- Тема 1. Рибера и Сурбаран.
- Тема 2. Веласкес.
- Раздел V. Искусство Голландии.
- Тема 1. Ф.Халс и голландская живопись первой половины хvii века.
- Тема 2. Живопись «малых голландцев».
- Тема 3. Рембрандт Харменс ван Рейна (1606 – 1669)
- Тема 4. Ян Вермер и делфтская школа.
- Раздел VI. Искусство Франции.
- Тема 1. Феномен "лотарингской школы".
- Тема 2. Французская архитектура и живопись 1630-1650-х годов.
- Тема 3. Классицизм в архитектуре
- Тема 4. Классицизм в живописи
- Тема 5. Искусство конца XVII века. Комплекс Версаля и связанные с ним мастера.
- Примерные темы курсовых работ
- Раздел I. Искусство Франции
- Тема 1. Французская архитектура первой половины XVIII века.
- Тема 2. Французская архитектура неоклассицизма.
- Тема 3. Антуан Ватто и французская живопись первой трети XVIII века.
- Тема 4. Франсуа Буше (1703-1770) и живопись французского рококо.
- Тема 5. Жан-Батист Симеон Шарден и Жан-Батист Грез и бытовой жанр во французской живописи.
- Тема 6. Французский пейзаж XVIII века. Робер и Верне.
- Тема 7. Жан-Оноре Фрагонар
- Тема 8. Французская скульптура.
- Раздел II. Искусство Италии
- Тема 1. Итальянская живопись рубежа XVII и XVIII веков.
- Тема 2. Джованни Баттиста Тьеполо.
- Тема 3. Доменико Тьеполо и Пьетро Лонги. Жанровая живопись в Венеции.
- Тема 4. Ведута.
- Тема 5. Неоклассицизм в Риме.
- I. Искусство Франции
- II. Искусство Италии