Тема 2. Французская архитектура и живопись 1630-1650-х годов.
Начало XVII века - сохраняется актуальность готической лексики и наследия итальянского Ренессанса (Сен-Жерве в Париже). Люксембургский дворец Соломона де Бросса (1615 – 1621) - реминисценции замков эпохи Возрождения. Обращение к языку ордерных форм: от плоских пилястров на фасадах Люксембургского дворца к совершенному владению ордером у Франсуа Мансара (корпус герцога Орлеанского в Блуа, 1635-38).
Основные достижения французской архитектуры середины ХVII столетия: Создание регулярной городской площади. От Пляс де Вож (площади Вогезов) в которой сохраняются черты традиционной французской архитектуры из красного кирпича со вставками белого камня (1603 – 1605) к артикулированной классическим ордером Вандомской площади (1685-1701) и Площади Побед Ж. Ардуэна-Мансара. В отличие от барочных площадей Италии площади Парижа - статичные ансамбли (в плане квадрат, треугольник, круг), "фрагменты пространства", заключенные в простейшие геометрические рамки. Идея площади как "драгоценной оправы" для статуи монарха.
Купольные постройки в Париже: 1630-50 гг. - церкви Сорбонны Ж.Лемерсье и собора монастыря Валь де Грас (1645-1665), Ж.Лемерсье, Ф.Мансар, 1693-1706 - собор Дома Инвалидов Ж.Ардуэн Мансара.
Живопись в Париже. Симон Вуэ (1590-1649) - "первый художник короля". Первые работы после возвращения из Рима (1627) - Алтарь в церкви С.Никола де Шан, "Благовещение" из ГМИИ - караваджизм соединяется с влиянием Гвидо Рени. "Аллегория Богатства" и стиль зрелого периода - влияние барочной стилистики, взволнованный ритм драпировок, плоскостность композиции, светлый, холодный колорит. Значение декоративной живописи в творчестве Вуэ и художников, вышедших из его мастерской (Ф.Перрье, Э.Лесюэр, Ш.Лебрен). Классицизм в живописи Э.Лесюэра, прозванного "французским Рафаэлем" и Л. де Ла Ира, соединившего классицизм с влиянием венецианской школы и реминисценциями маньеризма ("Меркурий отдает Вакха на воспитание нимфам").
Филипп де Шампень (1602-1674) - фламандец по рождению, тем не менее, принадлежит к французской школе. Влияние А. ван Дейка - портреты Ришелье, "Портрет Омара Толона". Связь де Шампеня с янсенизмом и монастырем Пор Руаяль в Париже ("художник Пор Руаяля"). Религиозные композиции - суховатая, жесткая манера письма. "Две монахини (Ex-voto)", предельная простота и сдержанность в изображении чудесного события.
Братья Ленен - "художники реальности" (термин Шанфлери). Сложность разграничения творчества трех братьев - Антуана, Луи, Матье. Луи и Матье вместе работали над некоторыми картинами, при наличии 15 подписных и датированных картин, ни на одной нет инициалов. По традиции, лучшие работы приписывают Луи, однако атрибуции постоянно меняются. Выходцы из провинциального города Лан в Пикардии, братья Ленен работают в Париже. Крестьянский жанр - сцены в интерьере ("Крестьянская трапеза") или на фоне пейзажа, напоминающего о природе Пикардии ("Отдых всадника", "Семейство молочницы"). Персонажи картин сдержаны в чувствах и полны внутреннего достоинства, ясность и лаконизм композиционных решений. Проблема школы братьев Ленен, оказавших большое влияние на художников, преимущественно нидерландцев, работавших в Париже ("мастер процессии с быком", "мастер монахинь бегинок").
- Рабочая программа
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 5. Содержание дисциплины Западноевропейское искусство 17 века
- 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
- 7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
- 8.Методические рекомендации для проведения промежуточных и итоговой контрольной работ:
- Раздел I. Введение
- Тема 1. Общая периодизация развития пространственных искусств.
- Тема 2. “Европа столиц” (д. К. Арган). Основные художественные центры. Рим - космополитическая столица мира.
- Тема 3. Своеобразие ведущих национальных школ.
- Раздел II. Искусство Италии в 17 веке.
- Тема 1. Академия братьев Карраччи. Болонский академизм: теория и практика.
- Тема 2. Караваджо и концепция реализма Нового времени.
- Тема 3. Европейский караваджизм.
- Тема 4. Барокко - система художественного видения и стиль.
- Тема 5. Лоренцо Бернини и Франческо Борромини.
- Раздел III. Искусство Фландрии.
- Тема 1. Петер Пауль Рубенс.
- Тема 2. Фламандская живопись 17 века
- Раздел IV. Искусство Испании
- Тема 1. Рибера и Сурбаран.
- Тема 2. Веласкес.
- Раздел V. Искусство Голландии.
- Тема 1. Ф.Халс и голландская живопись первой половины хvii века.
- Тема 2. Живопись «малых голландцев».
- Тема 3. Рембрандт Харменс ван Рейна (1606 – 1669)
- Тема 4. Ян Вермер и делфтская школа.
- Раздел VI. Искусство Франции.
- Тема 1. Феномен "лотарингской школы".
- Тема 2. Французская архитектура и живопись 1630-1650-х годов.
- Тема 3. Классицизм в архитектуре
- Тема 4. Классицизм в живописи
- Тема 5. Искусство конца XVII века. Комплекс Версаля и связанные с ним мастера.
- Примерные темы курсовых работ
- Раздел I. Искусство Франции
- Тема 1. Французская архитектура первой половины XVIII века.
- Тема 2. Французская архитектура неоклассицизма.
- Тема 3. Антуан Ватто и французская живопись первой трети XVIII века.
- Тема 4. Франсуа Буше (1703-1770) и живопись французского рококо.
- Тема 5. Жан-Батист Симеон Шарден и Жан-Батист Грез и бытовой жанр во французской живописи.
- Тема 6. Французский пейзаж XVIII века. Робер и Верне.
- Тема 7. Жан-Оноре Фрагонар
- Тема 8. Французская скульптура.
- Раздел II. Искусство Италии
- Тема 1. Итальянская живопись рубежа XVII и XVIII веков.
- Тема 2. Джованни Баттиста Тьеполо.
- Тема 3. Доменико Тьеполо и Пьетро Лонги. Жанровая живопись в Венеции.
- Тема 4. Ведута.
- Тема 5. Неоклассицизм в Риме.
- I. Искусство Франции
- II. Искусство Италии