logo search
prog

Тема 2. Французская архитектура неоклассицизма.

Жак Анж Габриэль (1698-1782). Источники формирования стиля - традиция А.Палладио, изучение античности (особенно Витрувий), традиция французского классицизма XVII века (Восточный фасад Лувра, а также работы Ж.Лемерсье). Основные постройки - Военная школа (Эколь милитер); площадь Людовика XV (сейчас - площадь Согласия), эволюция от замкнутой площади, предназначенной для торжественного "обрамления" статуи короля, к площади "открытого типа"; Малый Трианон в Версале и традиция палладианских загородных вилл.

Жан Жермен Суффло (1713-1780) и строительство церкви Св. Женевьевы (Пантеона, 1763-1790). Четкое деление композиции на три части - портик, барабан и купол, вписанные на главном фасаде в равнобедренный треугольник. Влияние Браманте и монументальных форм римского Пантеона, особая роль непрерывной, не декорированной ордером стены. Новое решение площади со свободно стоящим зданием в центре; градостроительная роль купола Пантеона.

Клод-Никола Леду (1736-1806). 1760-1770 гг. - ранний период творчества. Любимый архитектор фаворитки Людовика XV, мадам дю Барри - построенный для нее павильон в Лувесьене и отель для танцовщицы Гимар. Интерьеры модных парижских кафе (кафе Милитер). Новое отношение к античному наследию в проектах театра в Безансоне и города Шо - от цитирования отдельных мотивов к интерпретации, обращение к определенным типам сооружений, восходящим к античности (амфитеатр, храм), принцип "всефасадности".

Проект города Шо при соляных рудниках во Франш Конте - отказ от деления города на улицы и кварталы, ансамбль, предназначенный для "идеального быта" (проекты "дома добродетели", "дома воспитания"). Простота форм как особое архитектурное качество - "формы, которые создаются простым движением циркуля" (куб, конус, сфера). Архитектура, понимаемая как текст, важность текстов самого Леду для понимания его замысла (трактат "Архитектура, рассмотренная в ее отношении к искусству, нравам и государственному устройству"). Проблема "говорящей архитектуры" - противоречие функции здания и репрезентации; масонская символика в городе Шо.

Проект "Парижских застав" (начат в 1782) - от утилитарных по функции таможен к идее "Пропилей" города Парижа. Застава Ла Вийетт и дю Трон - тип центрического здания (всефасадность) и пропилеи. Влияние архитектурной мысли Леду на "бумажную архитектуру" конца ХVIII века, а также архитектуру XX века.

Этьен-Луи Булле (1728-1799) - романтический неоклассицизм, субъективная интерпретация античности, а также архитектуры древнего Египта и Востока. Трактат "Архитектура, эссе по искусству", посвященный архитектуре общественных зданий, текст как комментарий к проектам архитектора. Проекты мавзолея, цирка, библиотеки (гигантская базилика), монумента (кенотафа) Ньютону. Мегаломания ("искусство делать большим состоит в том, чтобы достичь величия"), эмоциональное воздействие света (архитектура "теней"), эмблематический характер проектов.