Тема 5. Искусство конца XVII века. Комплекс Версаля и связанные с ним мастера.
История строительства. Первый дворец Л.Лево (завершен в 1669) и окончательный проект Ж.Ардуэна Мансара (увеличение длины фасада дворца до 576 м). Образ дворца и парка развивается под знаком Аполлона (Людовик XIV - "король-солнце"). Тема солнца и Аполлона в садово-парковой декоративной скульптуре (фонтан Латоны,1671, Г.Марси; фонтан Аполлона, 1671, Ж.-Б Тюби по рис. Ш.Лебрена), в декорации интерьеров "больших апартаментов" ("Зеркальная галерея", "Салоны Мира и Войны"), роль Лебрена в разработке образной характеристики ансамбля.
Одновременно с возведением дворца А.Ленотр (1613 - 1700) создает парк, в значительной мере определивший образ ансамбля Версаля. Версальский «трезубец» (дороги из Парижа, Сен Клу и Со, сходящиеся на площади Оружия перед дворцом), словно соединяет дворец и парк с пространством королевства. Террасная (итальянская) планировка, устремленные к горизонту перспективы ("Королевская аллея" - композиционная ось парка), водные и цветочные партеры, строгая упорядоченность и вместе с тем пространственная "безграничность" парка.
Ш.Лебрен - президент Королевской академии живописи и скульптуры, Создание академической теории, влияние парижской академии на все художественные державы Европы. Картина Лебрена "Александр Македонский в палатке Дария" как пример академической композиции. Французские портретисты рубежа XVII - XVIII веков - парадный портрет в творчестве Ясента Риго («Портрет Людовика ХIV», 1701) и Никола Ларжильера («Портрет дамы в образе Астреи», ок. 1710 – 1712), творчество которых завершает эпоху «Великого царствования».
Список источников и литературы к разделу VI.
Источники
Мастера искусства об искусстве. Т.3, XVII-XVIII вв. Под ред. А.А.Губера, В.Н.Гращенкова / М.: Искусство, 1967, 503 с.
Никола Пуссен. Письма. М.-Л., 1939
Обязательная литература.
Всеобщая история архитектуры: В 12 т. / Под. общ. ред. А.Власова, Н.Колли, Н.Баранова. Т.7. М.: Стройиздат,1969. 399 с.
Золотов Ю. К. Пуссен. / Ю.К.Золотов. М.: Искусство, 1988, 375 с.
История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала 20 века. Живопись. Скульптура. Графика. Архитектура. Музыка. Драма. Театр: Искусство 17 века: Голландия. Франция. Англия. Германия /[А. А. Аникст и др.; отв. ред. Е. И. Ротенберг, М. И. Свидерская]. М.: Искусство, 1995, 392 с.
Прусс И. Е. Западноевропейское искусство XVII века.(Сер. Малая история искусств). / И.Е.Прусс. М.: Искусство,1974, 383 с.
Ротенберг Е. И. Западноевропейское искусство XVII века. (Сер. Памятники мирового искусства). / Е.И.Ротенберг, М.: Искусство, 1971, 383 с.
Ротенберг Е. И. Западноевропейская живопись XVII века. Тематические принципы. / Е.И.Ротенберг. М.: Искусство,1989. 165 с.
Якимович А.К. Новое время. Искусство и культура XVII-XVIII веков. / А.К.Якимович. Спб., Азбука – классика, 2004, 437 с.
Дополнительная литература
Абеляшева Г.В. Фонтенбло, Во-Ле-Виконт, Версаль. (Сер. Города и музеи мира) / Г.В.Абеляшева. М.: Искусство, 1995, 256 с.
Алпатов М.В., Аркин Д.Е., Брунов Н.И. История архитектуры в избранных отрывках. / М.В.Алпатов, Д.Е.Аркин, Н.И.Брунов. М., Изд. Всесоюзной Академии Архитектуры, 1935, 590 с.
Бенуа А.Н. История живописи всех времен и народов. Т.1-3. / А.Н.Бенуа. Спб.: Шиповник, 1912-1917.
Бунин А.В., Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. В 2 т. / А.В.Бунин, Т.Ф.Саваренская. Т.1. М.: Стройиздат, 1979, 495 с.
Гликман А.С. Жак Калло. / А.С.Гликман. Л.-М.: Искусство, 1959, 179 с.
Даниэль С.М. Картина классической эпохи. Проблема композиции в западноевропейской живописи XVII века. / С.М.Даниэль. Л.: Искусство, 1986, 196 с.
Даниэль С.М. Европейский классицизм. / С.М.Даниэль. Спб.: Азбука – классика, 2003, 301 с.
Золотов Ю. К. Жорж де Ла Тур. / Ю.К.Золотов. М.: Искусство,1979, 244 с.
История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: В 5 т. /Ред.-сост. В.П.Шестаков. Т.2. М.: Искусство,1964, 835 с.
Каптерева Т.П., Быков В.Н. Искусство Франции XVII века. / Т.П.Каптерева, В.Н.Быков. М.: Искусство,1969, 224 с.
Лазарев В. Н. Портрет в европейском искусстве XVII в. / В.Н.Лазарев. М.-Л.: Искусство,1937, 96 с..
Свидерская М.И. Европейский классицизм XVII века: исходные понятия / Русский классицизм второй половины XVIII - начала XIX века. М.: Изобразительное искусство, 1994. С.25-32.
Свидерская М.И. Пространственные искусства в культуре XVII столетия./ Вопросы искусствознания , X(2/1997). М., С. 502-528
Федотова Е.А. Лоррен. / Е.А.Федотова. М.: Белый город, 2004, 47 с.
Blunt A. Art and Architecture in France: 1500 to 1700. / A.Blunt. Harmondsworth: Penguin books, 4.ed., 1981, 476 p.
Blunt A. Nicolas Poussin. / A.Blunt. London: Pallas Athena, 1995, 687 p.
Held J.S., Posner D. 17th and 18th Century Art. Baroque Painting, Sculpture, Architecture. / J.S.Held, D.Posner. New York: Abrams, 1979, 439 p.
Kaufmann E. Architecture in the Age of Reason. Baroque, and Post-Baroque in England, Italy and France. / Cambridge/Mass: Harvard University Press, 1968, 293 p.
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ НА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЯХ
ИТАЛИЯ
Караваджо. Цикл в капелле Контарелли.
Портретные концепции XVII века (Бернини, Хальс, Веласкес, Рембрандт)
Концепция мифа в живописи Караваджо, Риберы, Веласкеса.
Площадь в архитектуре городов Европы XVII века Италия, Франция).
Градостроительство Рима в XVI - XVII веке.
Бернини. Церковь Сант Андреа аль Квиринале.
Борромини. Церковь Сан Карло алле Куатро Фонтане.
Бернини. Ранние скульптурные группы.
"Экстаз Св. Терезы" Бернини в ансамбле капеллы Корнаро.
Рисунки и терракотовые эскизы (bozzetti) в творческом процессе Бернини-скульптора.
Пьетро да Кортона как архитектор.
Караваджизм в итальянской живописи первой половины XVII века.
Галерея Фарнезе Аннибале Караччи: композиция росписи и ее иконология.
Римские фонтаны эпохи барокко.
Творчество Аннибале Карраччи и его братьев.
Пейзажи Аннибале Караччи и болонских мастеров его круга (Доменикино, Альбани).
II. ИСПАНИЯ
Портреты Эль Греко
Веласкес. Портреты шутов
Античная тема у Веласкеса
Веласкес. «Менины».
Нищие у Риберы, Веласкеса, Мурильо.
Женские образы Сурбарана.
Ансамбль батальных сцен в Торе де ла Парада
Испанская скульптура 17 века
III. ФЛАНДРИЯ
П.П.Рубенс. Цикл «История Марии Медичи».
Алтарные картины П.П.Рубенса.
Рисунки и живописные эскизы в творческом методе П.П.Рубенса.
Пейзаж в живописи П.П.Рубенса.
Сцены сельской жизни в живописи П.П.Рубенса
Застольные сцены Я.Йорданса.
А.Ван Дейк в Англии.
Голландский и фламандский натюрморт: сравнительная характеристика.
IV. ГОЛЛАНДИЯ
Гравюры Г.Сегерса.
А.Браувер и А. ван Остаде.
Голландский групповой портрет XVII века.
Типология голландского пейзажа XVII века.
Сцены в интерьере в голландской живописи - от Харлема к Делфту.
Утрехтские караваджисты.
Символический смысл пейзажей Якоба ван Рейсдаля.
Поэтика бытового жанра в живописи Г.Терборха.
"Домашнее хозяйство" Яна Стена.
Изображение церковных интерьеров в живописи Делфта около 1650 года.
Творческий метод Франса Халса.
Творчество Рембрандта 1630-х годов.
Библейские темы в живописи позднего Рембрандта.
Офорты Рембрандта 1650-х годов.
Графика Рембрандта (образный строй и техника).
Пространство и свет в живописи Вермера Делфтского.
V. ФРАНЦИЯ
Бытовой жанр в творчестве братьев Ленен и художников их круга.
Пейзажи Пуссена.
Творчество Пуссена 1620 - 1630-х годов.
Исторический жанр в творчестве Пуссена 1640 - 1660-х годов.
Ансамбль Версаля. Семантика и поэтика.
Французский регулярный парк.
Купольные постройки в Париже XVII века (церковь Сорбонны, собор монастыря Валь де Грас, собор Дома Инвалидов).
Творческий метод Жоржа де Ла Тура.
Гравюры Жака Калло.
Клод Лоррен. Серия картин "Четыре времени суток" в Гос. Эрмитаже.
Роль рисунка в творческом методе Лоррена.
Шарль Лебрен и стиль Людовика XIV.
Н.Ларжильер и французский портрет рубежа XVII - XVIII веков.
ТЕМЫ ДЛЯ ИТОГОВОЙ ПИСЬМЕННОЙ РАБОТЫ ПО ИСКУССТВУ XVII века
Градостроительство Рима в конце XVI-XVII веках
Особенности архитектуры барокко на примере церквей Иль Джезу (Дж. делла Порта) и Санта Сусанна (К.Мадерна)
Лоренцо Бернини-архитектор
Ансамбль собора и площади Св.Петра в Риме.
Франческо Борромини
Бернини - скульптор
Художники болонской Академии: Аннибале Карраччи, Гвидо Рени, Гверчино
Эволюция живописи Караваджо
Караваджизм в европейской живописи (1620-1630-е годы)
Хусепе Рибера и Франсиско Сурбаран
Эволюция творчества Веласкеса
Портреты Веласкеса
Французская архитектура первой трети XVII века
Купольные постройки Парижа в XVII веке
Площади Парижа XVII века
Жак Лемерсье
Луи Лево
Ансамбль дворца и парка в Версале
История строительства восточного фасада Лувра
Ж.Ардуэн-Мансар
Жак Калло
Жорж де ла Тур
Клод Лоррен
Эволюция живописи Пуссена
Мифологический жанр в творчестве Пуссена
Пейзажи Пуссена
Эволюция творчества П.П.Рубенса
Творчество Рубенса 1610-1620-х годов
Живопись Рубенса позднего периода
А. Ван Дейк
Бытовой жанр в творчестве Я.Йорданса и А.Браувера
Франс Халс
Творчество Рембрандта 1620-1640-х годов
Портреты Рембрандта
Библейская тема в творчестве Рембрандта
Поздний Рембрандт (1650-е - 60-е годы)
Сцены в интерьере в голландской живописи XVII века
Делфтская школа
Вермер Делфтский
Голландский натюрморт XVII века (типология, основные мастера)
Голландский пейзаж XVII века (типология, основные мастера)
Голландский бытовой жанр XVII века (типология, основные мастера)
- Рабочая программа
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 5. Содержание дисциплины Западноевропейское искусство 17 века
- 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
- 7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
- 8.Методические рекомендации для проведения промежуточных и итоговой контрольной работ:
- Раздел I. Введение
- Тема 1. Общая периодизация развития пространственных искусств.
- Тема 2. “Европа столиц” (д. К. Арган). Основные художественные центры. Рим - космополитическая столица мира.
- Тема 3. Своеобразие ведущих национальных школ.
- Раздел II. Искусство Италии в 17 веке.
- Тема 1. Академия братьев Карраччи. Болонский академизм: теория и практика.
- Тема 2. Караваджо и концепция реализма Нового времени.
- Тема 3. Европейский караваджизм.
- Тема 4. Барокко - система художественного видения и стиль.
- Тема 5. Лоренцо Бернини и Франческо Борромини.
- Раздел III. Искусство Фландрии.
- Тема 1. Петер Пауль Рубенс.
- Тема 2. Фламандская живопись 17 века
- Раздел IV. Искусство Испании
- Тема 1. Рибера и Сурбаран.
- Тема 2. Веласкес.
- Раздел V. Искусство Голландии.
- Тема 1. Ф.Халс и голландская живопись первой половины хvii века.
- Тема 2. Живопись «малых голландцев».
- Тема 3. Рембрандт Харменс ван Рейна (1606 – 1669)
- Тема 4. Ян Вермер и делфтская школа.
- Раздел VI. Искусство Франции.
- Тема 1. Феномен "лотарингской школы".
- Тема 2. Французская архитектура и живопись 1630-1650-х годов.
- Тема 3. Классицизм в архитектуре
- Тема 4. Классицизм в живописи
- Тема 5. Искусство конца XVII века. Комплекс Версаля и связанные с ним мастера.
- Примерные темы курсовых работ
- Раздел I. Искусство Франции
- Тема 1. Французская архитектура первой половины XVIII века.
- Тема 2. Французская архитектура неоклассицизма.
- Тема 3. Антуан Ватто и французская живопись первой трети XVIII века.
- Тема 4. Франсуа Буше (1703-1770) и живопись французского рококо.
- Тема 5. Жан-Батист Симеон Шарден и Жан-Батист Грез и бытовой жанр во французской живописи.
- Тема 6. Французский пейзаж XVIII века. Робер и Верне.
- Тема 7. Жан-Оноре Фрагонар
- Тема 8. Французская скульптура.
- Раздел II. Искусство Италии
- Тема 1. Итальянская живопись рубежа XVII и XVIII веков.
- Тема 2. Джованни Баттиста Тьеполо.
- Тема 3. Доменико Тьеполо и Пьетро Лонги. Жанровая живопись в Венеции.
- Тема 4. Ведута.
- Тема 5. Неоклассицизм в Риме.
- I. Искусство Франции
- II. Искусство Италии