23. Развитие рекламы в России в первой половине XIX в. Фольклорные формы рекламы ярмарок, праздников и народных гуляний.
Фольклорные формы рекламы ярмарок, праздников и народных гуляний. К началу XIX в. народные гулянья и проведение праздничных ярмарок были весьма многочисленны как в обеих столицах, так и в провинции. Так, в путеводителе по Москве, выпущенном в конце XVIII в., народные гулянья выделены в самостоятельный раздел, в котором перечисляется их более двадцати в различных местах Москвы и ближайших пригородах.К этому времени наиболее многолюдными стали гулянья на Москве-реке у Кремля, на Девичьем поле, на Трубной площади и «под Новинским».Как видно из , сделанной в последние годы XVIII в, цветной гравюры, гулянье под Новинским отличалось большим размахом. По середине широкого бульвара длинной чередой тянулись деревянные балаганы. На их фасадах можно разглядеть рекламные плакаты фокусников, акробатов, канатоходцев, наездников и укротителей.
После Отечественной войны народные гулянья под Новинским возродились еще большим размахом. Отмечая их успех, обозреватель «Отечественных записок» писал в 1822 г., что гулянье «занимает место между Кудрипо и Смоленским рынком» и что «на сем месте явился новый прелестный город из строений готической архитектуры, воздвигнутый по проекту г. Ежевского» и состоящий «из 13 амфитеатров (то есть балаганов), 4 гор, 2 каруселей и 31 палатки»
Приблизительно с такой же картиной развития народных гуляний мы встречаемся в Петербурге, где с середины XVIII в. они устраивались на Царицыном лугу (нынешнем Марсовом поле), а также на Адмиралтейской и Дворцовой площадях, по соседству с Зимним дворцом. В царствование Павла I организация народных гуляний в этих местах была запрещена, и они устраивались на Неве — у Смольного, у здания Академии наук, против Петропавловской крепости. В дальнейшем они снова были перенесены на Дворцовую площадь и примыкавший к ней плац перед Адмиралтейством. Начиная с масленицы 1827 г. здесь дважды в году возникал увеселительный городок, простиравшийся от Дворцовой до Исаакиевской площади. На этой территории возводились большие и малые балаганы, катальные горки, карусели, многочисленные качели. Гулянье продолжалось всю неделю. Начиналось оно ежедневно в полдень и заканчивалось в 8 часов вечера. Веселье шло везде. Посетители балаганов могли наблюдать вольтижировку (гимнастические упражнения на лошадях), пляски на канатах, дрессированных животных, представления кукольников. Большое количество зрителей привлекал раек, представляющий собой небольшой ящик с двумя увеличительными стеклами впереди, внутри которого с одной катушки на другую перематывалась длинная лента с видами разных городов, портретами великих людей и картинами исторических событий. Желающий за копейку мог просмотреть движущиеся картинки и прослушать замысловатые рассказы, которыми раешник сопровождал показ. Любители острых ощущений катались с высоких гор, а также на различных качелях, каруселях. Множество торговцев предлагали гуляющим орехи, различные сласти, пироги, баранки, квас. Голоса сбитенщиков и торговцев разными сластями, звуки шарманок, громогласные шутки и прибаутки раешников (например, «а вот извольте видеть, сражение: турки валятся, как чурки, а наши здоровы, только безголовы») и хохот толпы в ответ на выходки «дедов» с высоты каруселей сливались веселый шум. Эту атмосферу точно передает стихотворение Г. Р. Державина:
«...Покрыта площадь пестротою,
Чепцов и шапок миллион!-
Какой восторг! Как все играет,
Все скачет, пляшет и поет,
Все в улице твоей гуляет,
Кричит, смеется, ест и пьет!»
Но не только в столицах развивались зрелища, связанные с народными гуляньями. В те же годы они находили свое место и в других городах, среди которых можно выделить Одессу, и в городах старых, разраставшихся в обстановке развития промышленности, как, например, в Туле.Наконец среди ярмарок наиболее известной являлась Макарьевская ярмарка, ежегодно устраивавшаяся в городе Макарьеве на Волге, неподалеку от Нижнего Новгорода.В Макарьеве, наряду со старейшим в России публичным летним театром, построенным близ Гостиного двора «для особ благородных», стояло шесть-семь «подкачельных балаганов» для «увеселителей подлого сословия». Когда взамен дотла сгоревшей Макарьевской ярмарки в 1816 г. была учреждена всероссийская ярмарка в Нижнем Новгороде, народные зрелища и здесь нашли свое место: уже на первых картах ярмарочной территории, в центре ее, кружком отмечены «Качели» и «Комедиантские балаганы». А в одном из первых путеводителей по Нижегородской ярмарке наряду с описанием «развлечений для особ благородных и купечества» отмечены также народные гулянья, где «Паяц, которого по справедливости можно назвать распорядителем народных празднеств, забавляет бурлаков».
Во время ярмарок, народных гуляний и праздников наиболее распространенными были следующие виды рекламы: 1) устная - громкие зазывы балаганных дедов, торговцев и ремесленников; 2) изобразительная - вывески, афиши, живописные панно рекламного характера; 3) театрализованная - комические диалоги и сценки на балконах балаганов, на раусах качелей, каруселей и цирков. Все эти виды рекламы находились в органическом единстве, во многом и создавали ярмаркам и праздникам яркое своеобразие и неповторимый ярмарочный стиль. Как отмечал Ю. Лотман, реклама в то время “не могла выступать в виде плаката “для глаз”, а требовала соединения рисунка с выкриком зазывалы. Соединение рекламных выкриков с лубочной картинкой лучше всего соответствует синтезу бродячей театральности и бесписьменного склада культуры зрителей”.
- 1.Основные этапы развития рекламной деятельности.
- 2. Формационная шкала
- 3. Предпосылки возникновения рекламы в обществе.
- 4. Развитие рекламных средств. Виды рекламных средств.
- 5. Формы рекламы в государствах Древнего мира
- 6. Развитие рекламы в условиях западноевропейского средневековья.
- 7. Торговая эмблематика и вывеска в эпоху средневековья.
- 10. Развитие рекламы в Западной Европе в XVII –XVIII вв. Социально-экономические предпосылки развития рекламы в Новое время.
- 11. Возникновение прессы и рекламы в прессе в Западной Европе в XVII –XVIII вв.
- 12. Развитие рекламы в XVII - XVIII вв. В Англии.
- 13. Развитие рекламы в XVII в. Во Франции. Общеевропейская реклама моды на французские товары.
- 14. Развитие рекламы в XVIII в. Во Франции. Живописные вывески-картины в Париже.
- 15. Развитие рекламы в XVIII в. В России. Развитие печатных технологий.
- 16. Развитие рекламы в XVIII в. В России. Пропагандистские и политические функции лубка.
- 17. Развитие рекламы в XVIII в. В России. Акции паблисити. Массовые праздники и «потешные» зрелища.
- 18. Екатерининская эпоха (хviii в.). Вывески и корпоративная реклама ремесленных цехов.
- 19. Екатерининская эпоха (хviii в.). Рост потребности в газетных объявлениях и развитие издательского дела.
- 20. Екатерининская эпоха (хviii в.). Театральная афиша и рекламные функции лубочных картинок.
- 21. Развитие рекламы в России в первой половине XIX в. Рекламные вывески.
- 22. Развитие рекламы в России в первой половине XIX в. Реклама в прессе. Практика скрытой рекламы в газете «Северная пчела».
- 23. Развитие рекламы в России в первой половине XIX в. Фольклорные формы рекламы ярмарок, праздников и народных гуляний.
- 24. Развитие рекламы в Западной Европе во второй половине XIX в. Предпосылки развития современных форм рекламной деятельности.
- 25. Развитие рекламы в Западной Европе во второй половине XIX в. Развитие рекламного плаката в Западной Европе.
- 26. Развитие рекламы в Западной Европе во второй половине XIX в. Развитие рекламного плаката во Франции.
- 27. Развитие рекламы в Западной Европе во второй половине XIX в. Влияние стиля «Ар нуво» на развитие рекламного плаката.
- 28. Развитие рекламы в Западной Европе во второй половине XIX в. Плакаты Теофиля Стейнлейна
- 29. Развитие рекламы в Западной Европе во второй половине XIX в. Плакаты Альфонса Мухи.
- 29. Развитие рекламы в Западной Европе во второй половине XIX в. Творчество а. Тулуз-Лотрека
- 30. Развитие рекламы в Западной Европе во второй половине XIX в. Творчество ж. Шере.
- 31. Развитие рекламы в сша во второй половине XIX века. Рекламный бизнес независимых агентов и первые агентства объявлений (Advertising Agensy).
- 32. Развитие рекламы в сша во второй половине XIX века. Агентство «Эйер энд Сан» (n.W. Ayer & Son). Рк галет «Юнида».
- 33. Развитие рекламы в сша во второй половине XIX века. Сети магазинов и реклама магазинов розничной торговли. Деятельность д. Уэйнамейкера и д. Э. Пауэрса.
- 34. Развитие рекламы в сша во второй половине XIX века. Утверждение торговых марок (тм) и упаковки. Тм «Тетя Джемайма» (1893г.).
- 35. Развитие рекламы в сша во второй половине XIX века. Рк овсяной каши «Квакер оутс».
- 36. Развитие рекламы в сша во второй половине XIX века. Утверждение торговых марок (тм) и упаковки. Возникновение и продвижение тм Coca-Cola (1896г.).
- 37. Развитие рекламы в сша во второй половине XIX века. Возникновение общенациональной рекламы. Реклама в журналах и каталог посылочной торговли.
- 38. Развитие рекламы в сша во второй половине XIX века. Эпоха торговых марок в конце XIX - начале XX века. Значение и роль упаковки как средства продвижения торговой марки.
- 39. Развитие рекламы в сша во второй половине XIX века. Приемы продвижения торговой марки в конце XIX - начале XX века.
- 40. В Развитие рекламы в сша во второй половине XIX века. Озникновение партнерской модели взаимоотношений «рекламодатель- агентство» во второй пол. XIX в.
- 41. Развитие рекламной деятельности в России во второй половине XIX. Рекламный бум в пореформенный период. Рекламный бум в прессе.
- 42. Развитие рекламной деятельности в России во второй половине XIX. Художественный язык и стиль вывесок.
- 43. Развитие рекламной деятельности в России во второй половине XIX. Сюжетный канон живописных вывесок.
- 44. Развитие рекламной деятельности в России во второй половине XIX. Товарные знаки (тз) и торговые марки (тм). Упаковка.
- 45. Развитие рекламной деятельности в России во второй половине XIX. Печатная реклама. Рекламный плакат (рп).
- 46. Развитие рекламной деятельности в России во второй половине XIX. Малые формы печатной рекламы.
- 47. Развитие рекламной деятельности в России во второй половине XIX. Промышленные выставки и ярмарки.
- 49. Развитие рекламы в России в начале XX в. Развитие торгово-промышленной рекламы.
- 50. Развитие рекламы в России в начале XX в. Влияние стиля «модерн» на развитие рекламного плаката.
- 51. Реклама в ссср в XX веке. Государственная монополия и идеологизация рекламы в ссср. Деятельность советских ра в период нэПа.
- 52. Реклама в ссср в XX веке. Конструктивизм – стиль советской рекламы.
- 53. Реклама в ссср в XX веке. Реклама в ссср в XX веке. Творчество в.В. Маяковского и а.М. Родченко.
- 54. Реклама в ссср в XX веке. Развитие политического плаката и киноплаката в 1930-е годы.
- 55. Реклама в ссср в XX веке. Советская упаковка.