logo search
1-3

29. Развитие рекламы в Западной Европе во второй половине XIX в. Плакаты Альфонса Мухи.

Плакаты А. Мухи (1860-1938). В историю европейского РП вошла знаменитая серия Альфонса Мухи, посвященная спектаклям Театра Ренессанс с участием С. Бернар — вытянутые по вертикали, стилизованные под витраж, декорированные растительным орна-ментом. В конце 1894 г. Альфонс Муха создал свой первый РП для спектакля «Жисмонда» театра Сары Бернар. На следующее утро после премьеры спектакля он проснулся знаменитым. Успех этой афиши у публики побудил актрису сразу заключить с художником контракт на шесть лет вперед. Парижские газеты наполнились слухами о гениальном полудикаре, найденном во время гастролей в степях Венгрии, которого С. Бернар прячет в подземелье своей резиденции, и другими фантастическими подробностями. Спектакли по драмам А. Дюма-сына, А. де Мюссе, Э. Ростана получали в стилистике афиш А. Мухи поразительно точное и одухотворенное отражение. Афиши и РП А. Мухи отличались от плакатов того времени красотой линий и цветовой гаммы, особым стилем, который вскоре стал своего рода модой. Принципы, из которых исходил Муха в своей деятельности плакатиста, оказались очень плодотворными для него: он сузил и вытянул плакат, что придало ему элегантность; он изображал всегда одну женскую фигуру и, как правило, в полный рост; композиция сводилась к сочетанию нескольких простых форм, а вся поверхность листа разрисовывалась сложным узором и орнаментом. При­глушенность тонов и значимость декоративных деталей требуют внимательного рассматривания плакатов Мухи, что отличает их от произведений Шере с их нарочитой простотой. Муха заимствовал декоративные элементы своих плакатов из самых разных источников – японские гравюры, арабский и мавританский декоративный орнамент, византийские мозаики, романские и кельтские декоративные плетенки. Но его мастерство проявилось помимо прочего в том, что эти элементы обретали у него некую экзотическую органичность, смотрелись современно. Эти разнородные элементы образуют нечто вроде коллажа в стиле ар нуво, но есть у него и такие работы, где они искусно объединены, при этом связующим декоративным моментом могут быть, например, женские волосы или вполне реалистично воспроизведенные цветы и листья.Единственное влияние, о котором художник открыто заявлял, не указывая его специфики, - это влияние народного искусства его родной Чехии. Его действительно труднее обнаружить, чем другие, более узнаваемые источники:, не говоря уже о влиянии его современника Грассе.1890-е гг. были чрезвычайно продуктивными для Мухи. Помимо престижных плакатов-афиш, посвященных спектаклям и выставкам, он сделал по заказу множество рекламных плакатов и продолжал создавать работы, тему и сюжет которых придумывал сам. Фантазией А. Мухи в рекламе был создан женский образ-тип, внешняя сдержанность которого контрастировала с беспокойным движением линий одежды, волос, фона. Интригующие женские образы А. Мухи рекламировали спектакли, печенье, ликеры, велосипеды, сигареты, железные дороги и журналы. В этих образах Муха сумел воплотить одновременно и невинность и эротическую привлекательность. «Они были обольстительны и в тоже время сказочно далеки».