logo search
prog

Тема 1. Рибера и Сурбаран.

Хосе (Хусепе) Рибера (1591 - 1652) тесно связан с национальной традицией, но с 1616 г. до конца жизни работал в Неаполе, на службе у испанского вице-короля. Один из наиболее ярких приверженцев Караваджо в 1630-40-х гг. как по тематике («Пьяный Вакх»), так и образным приемам (неидеальная натура и миф, травестия, игровое начало, перенос религиозной картины в сферу обыденной жизни). Картины с изображением одиночных фигур святых - чаще всего в состоянии отшельничества, покаяния или экстаза («Св.Иероним, внимающий звуку небесной трубы», «Св. Онуфрий»), а также образы так называемых «нищих философов» («Смеющийся Демокрит», «Диоген с фонарем»), в которых применен «портретный» способ характеристики. «Хромоножка» – яркий пример монументального народного жанра середины ХVII века. Поздний период творчества - 1640-е годы, переход к более тонкой эмоциональности и поэтичности образов ("Св. Инесса").

Франсиско Сурбаран (1598 – 1664) – самый «испанский» из трех великих представителей «золотого века». Начинал как мастер, раскрашивавший деревянные скульптуры. Влияние современной скульптуры на живописный язык Сурбарана - складки будто вырезанные из дерева, обобщенность пластики. Сурбаран был связан преимущественно с Севильей, много работал для монашеских орденов (цикл "Жизнь Педро Ноляско", цикл "Жизнь св. Бонавентуры", "Чудо св. Гуго Гренобльского"). Подчеркнутая осязательность, оптическая достоверность живописи, изысканность колорита в сочетании с нарочитым архаизмом, чертами наивной искренности ("Христос и Мария в Назарете") или суровой замкнутости и религиозного горения ("Св.Серапион", "Св.Франциск").

Концепция испанского натюрморта у Сурбарана, а также Фелипе Рамиреса, Хуана Санчеса Котана - самодовлеющая значимость каждого предмета, его обособленность среди других, момент торжественного предстояния (Сурбаран. «Натюрморт с лимонами, апельсином и розой»).