logo search
prog

Тема 2. Живопись «малых голландцев».

В системе жанров голландской живописи первые новаторские завоевания принадлежат пейзажу. Хенрик Аверкамп (1585 – 1634) – национальный колорит, тематика (зимние развлечения на льду), синтез пейзажа и жанра. Ян ван Гойен (1596 – 1656) – поэт родной природы. Постоянные штудии с натуры (альбомы набросков), создание «иконографии» голландского пейзажа: высокое облачное небо, тональная гармония в коричнево-серых тонах, динамика атмосферы. Филипс Конинк (1619 – 1682) - крупноформатные панорамные виды. Якоб ван Рейсдаль (1628/9 – 1682) – художник-мыслитель; движение органических сил природы в ее самостоятельном бытии («Водопад», «Болото») и во взаимодействии с человеком («Мельница в Вейке»), проблема времени и вечности («Еврейское кладбище»). Морские виды - образ водной стихии, то бурной (Виллем ван де Вельде, «Буря»), то застывшей в солнечном свете (Ян ван де Капелле, «Море в штиль»), дополняется изображением влажной атмосферы, рыбацких парусников и военных кораблей. Пейзажи Мейндерта Хоббемы с их прозрачным светом и свежим колоритом предвосхищают живопись ХVIII века.

Бытовой жанр. Адриан ван Остаде (1610 – 1685) – тематика, близкая Брауверу («Кабачок», «Драка крестьян»), но без горечи и протеста. Ян Стен (ок. 1626 – 1679) - повествовательный жанр, часто имеющий дидактический смысл (вариации на тему "Как нажито, так и прожито"). Обилие деталей, "боязнь пустого пространства" в картине. Открытое шутовство сочетается с мягким юмором, камерные сцены в интерьере и сцены на открытом воздухе («Веселое общество», «Гуляки»).

Габриэль Метсю (1629 – 1667) - светское направление, поэтизирующее быт патрицианских кругов («Женщина, сочиняющая музыку», «Больной ребенок»). Темы картин Герарда Терборха (1617 – 1681) - концерты, чтение письма, завтраки. Побывавший в разных европейских странах, Терборх испытал влияние Веласкеса и ван Дейка. Недосказанность сюжетов, не действие, а эмоциональные отношения между людьми, лаконизм композиций и тонкое чувство красочных отношений ("Бокал лимонада", "Женщина, чистящая яблоко", "Мальчик с собакой").

Искусство натюрморта никогда не переживало такого расцвета и не достигало такого разнообразия, как в Голландии ХVII века. Виллем Хеда, Питер Клас и тип «завтраков» - изображение скромной или богатой неоконченной трапезы с предметами, хранящими отпечаток присутствия человека (ср. в этой связи голландское название жанра: stillleven, тихая жизнь). Виллем Калф и Абрахам ван Бейерен – пышные «десерты» с драгоценными сосудами, экзотическими фруктами. Специализацию Яна Давидса де Хема и Виллема ван Альста, помимо десертов, составили также изображения цветов, Юриана ван Стрека – принадлежности для курения и «Vanitas» - «Суета сует». Символическое значение, моральные сентенции включаются не только в образную ткань натюрмортов, но и других жанров голландской живописи. «Скрытый символизм» как общая черта эпохи.