logo search
1-3

26. Развитие рекламы в Западной Европе во второй половине XIX в. Развитие рекламного плаката во Франции.

Развитие рекламного плаката во Франции. Во Франции литография завоевывает огромную популярность. В технике литографии стали работать такие художники, как О. Домье, П. Гаварни, Т. Стейнлен и многие другие. Прежде всего, литография стала применяться в газетной и книжной иллюстрации. Карикатуры О. Домье на короля Луи Филиппа и его министров на страницах газеты «Карикатура» вызвали политические репрессии по отношению как к художнику, так и изданию. Деятельность О. Домье на этом поприще позволяет видеть в нем предвестника социального плаката, а его карикатуры являлись разновидностью политической антирекламы.

В середине XIX в. в книжных лавках Парижа появились отпечатанные литографией в одну краску книготорговые афиши, изготовленные книжными иллюстраторами – они рекламировали выходившие из печати книги с собственными иллюстрациями. П. Гаварни рекламировал иллюстрированные романы А. Дюма и Э. Сю, С. Нантейль — драмы Ж. Расина, Г. Доре — роман Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», со своими знаменитыми иллюстрациями, Ж. Гранвиль — свои альбомы «Сцены из частной и общественной жизни животных». Эти афиши были еще очень близки книжной графике - они напоминали увеличенную книжную страницу с черно-белой иллюстрацией.

Если необходимо было в черно-белую афишу ввести в цвет, то каждый литографический оттиск раскрашивался от руки. Поэтому дальнейшим этапом на пути развития плаката явилась хромолитографии, которая и дала возможность получать цветные плакаты. В 1860-90 гг. французские художники Ж. Шере, А. Тулуз-Лотрек, Т. Стейнлен, Э. Грассе, А. Муха и другие стали использовать технику цветной литографии для изготовления больших рекламных плакатов. Цветной рекламный плакат, выполненный первоклассными мастерами, выходит на улицы европейских столиц.

1890-е гг. стали временем «плакатного бума» – плакаты расклеиваются, выставляются, экспонируются на выставках завоевывают огромную популярность, получают признание как самостоятельное явление искусства. В Париже в конце XIX в. существовал проект строительства грандиозного Дворца афиш. В европейских столицах устраивались выставки плаката. С 1895 по 1900 гг. в Париже вышлo пять томов альбома «Мастера афиши» (Les Maitress do I'Affiche). Поражала небывалая роскошь издания. Сюда отбирались лишь шедевры; вопрос о включении в публикацию решало компетентное жюри из художников, искусствоведов, издателей, видных журналистов. Инициативную группу по изданию альбома возглавил Жюль Шере, основоположник жанра рекламного плаката. Это издание приурочивалось ко многим важным событиям: к Всемирной выставке 1900 г., ко вторым Олимпийским играм, и к 100-летию Великой французской революции. Но более всего оно ориентировалось на 100-летие изобретения литографии (1896 г.). К юбилею активно готовилась вся художественная Франция, да и другие государства. Именно в технике литографии, хромолитографии (т. е. цветной литографии) были выполнены иллюстрации этого альбома. Работы художников более десяти стран были включены в пятитомник «Мастеров афиши», но, к сожалению, среди них не оказалось ни одного русского автора. Это были работы Ж. Шере, Э. Грассе, А. Тулуз-Лотрека, А. Мухи (Франция), О. Бёрдсли (Англия), У. Брэдли и Э. Пенфилда (США). Наряду с коммерческой, выставочной, театральной, спортивной, железнодорожной сюда входила и издательская афиша, а к этому виду рекламы были отнесены и обложки журналов.