logo search
ЭУМК

2.Принцип деления, принятый нами

Духовный

Л ичностный Мир культуры Предметный

Материальный

Конечно, любая схема огрубляет идею, но важно подчеркнуть неделимость духовной культуры, ее принципиальное единство. Она выступает силовым полем одухотворен, в котором одинаково заряжаются попавшие в него люди или предметы. Кризисные явления в культуре вообще начинаются именно тогда, когда духовность делят хотя бы мысленно, наделяя ею отдельно человека и отдельно предметы материального мира.

В духовной культуре выделяют обычно те элементы, которые принято иначе называть формами общественного сознания.

В таких случаях вместо термина «сознание» употребляют термин «культура»:

политическая,

правовая,

эстетическая (искусство, литература),

этическая (иногда — нравственная или мораль),

философская,

религиозная.

С таким представлением о духовной культуре можно было бы согласиться, если бы перечисленные элементы охватывали еще и язык, .Его роль в развитии культуры весьма значительна, и существуют особые подходы к ее изучению (структурно-антропологический и семиотический), в которых язык рассматривается как важнейший культурообразующий фактор. В данной схеме трудно найти место и культуре быта. Некоторые авторы выделяют язык как особый элемент, но относят его к так называемой социальной культуре. Например, по такой классификации отмечена культура:

интеллектуальная (наука, философия, просвещение),

эстетическая (искусство и литература),

этическая,

социальная (язык, быт, традиции и обычаи, право и политика),

религиозная.

Иногда число элементов духовной культуры уменьшают, исключая политические, правовые отношения, философские знания. Остаются:

язык,

чувства,

мораль,

искусство,

религия.

Однако дело не в том, чтобы скрупулезно перечислять все элементы, стараясь ничего не упустить. «Инвентарный», описательный подход к духовной культуре необходим, но он, конечно, не главный и не единственный. Если духовная культура есть в человеке или обществе, то она сама побеспокоится о том, чтобы ничего не было упущено. Кроме того, нет нужды отождествлять духовную культуру с сознанием. В духовно развитом человеке все духовно: и мысли, и чувства, и поступки; Когда-то считалось, что духовная культура человека формируется в основном в процессе образования. Виды образования, или школьные дисциплины как раз и представляли собой основные элементы духовной культуры. Так, в древнегреческой Александрийской научной школе классическое образование охватывало «семь свободных искусств», которые делились на два цикла: тривий (грамматика, риторика, диалектика) и квадривий (арифметика, геометрия, астрономия и музыка), а уже в средневековье эти циклы утвердились, но тривий стал считаться классическим гуманитарным образованием, а квадривий — естественно-научным.

В Новое время гуманитарное и естественно-научное образова­ние еще больше отдаляются друг от друга. Настолько, что представитель гуманитарной науки перестал понимать ученого-естественника, который мог считать гуманитарное образование просто общекультурной подготовкой, а вовсе не какой-то особой наукой.

Английский ученый и писатель Ч. Сноу ввел в оборот даже специальный термин для обозначения отношений между гуманитарными и естественными науками: «две культуры».

Положение в духовной культуре и в гуманитарном образовании еще более изменилось ко второй половине XX в. в связи с развитием средств массовой коммуникации. В соответствии с духом индустри­альной цивилизации школа уделяла гуманитарному образованию незаслуженно мало внимания. Упор делался на естественно-науч­ное образование/Произошел как бы разрыв в духовной культуре, которая преимущественно отождествлялась с информированностью и знаниями о свойствах вещей. Сегодня психологи отмечают незначительность влияния гуманитарного образования на основную массу людей. Их больше воспитывает то, что они услышат по радио или увидят на телеэкране, то, что они прочтут в газетах или на афишах, то, о чем говорят на работе или в очередях.