4.Функционалистская парадигма
В этом направлении культура и ее явления редуцируются и объясняются на основе структурно-функциональных представлений. Иначе говоря, они рассматриваются функционально, а также как системы и структуры. Еще Герберт Спенсер в XIX в. предлагал рассматривать человеческое общество как единое целое, а его элементы как функциональные части этого целого. В отличие от спенсеровского, современный функционализм выдвигает в качестве центрального понятия "систему". В культурологии одними из первых работали в этом направлении англичане. Например, культурантропологи Б. Малиновский и А. Рэдклифф-Браун предлагали рассматривать культуру как целое, каждый элемент которого (одежда, орнамент, религия или ритуалы) выполняет свою функцию. Отказываясь от принципов историзма и эволюционизма, сторонники функционализма стали рассматривать культуры как самостоятельные системы и функциональные организмы. Б. Ерасов формулирует постулаты функционализма следующим образом.
"1. Существует общее функциональное единство общества как взаимосвязь социальных и культурных структур. Культура представляет собой интегрированную систему, в которой каждый элемент отвечает определенной потребности всей целостности (или тех, или иных компонентов), выполняя конкретную часть работы.
2. Дифференциация функций обеспечивается дифференциацией социальных структур, складывающихся в упорядоченную систему.
3. Именно постоянное поддержание всех элементов культуры (производственные навыки, ритуалы, нормы, представления и т. д.) обеспечивает сохранение общества".
Из этих постулатов не совсем понятно, как же все-таки связаны между собой социальные и культурные структуры. Согласно одной точке зрения, социальные формы поведения полностью обусловлены культурой, ее нормами и ценностями, согласно другой, это не так: именно социальные структуры в определенных ситуациях (конфликта, социальных противоречий) порождают новые культурные нормы. Чтобы почувствовать логику функционалистского подхода, приведем фрагмент рассуждения о религии классика структурного функционализма Т. Парсонса из работы "Культура и социальная система".
Парсонс пишет, что для функционализма вопрос о месте религии достаточно важен. Мы не считаем, говорит он, что религия "принадлежит" какой-либо первичной подсистеме действия, а рассматриваем ее в качестве феномена, соотносящегося с тремя подсистемами — культурной системой, личностной системой и социальной системой известной степени интегрирующего их. В этом коротком высказывании налицо как функциональная характеристика религии (как интегрирующей три подсистемы), так и ее трактовка в качестве подсистемы более широкого социального целого.
- 1. Цели и задачи дисциплины
- 1. Цели и задачи дисциплины
- 2. Теоретическая основа курса Программа курса Раздел 1. Культура: понятие, структура и функции
- Раздел II. Культурология в системе гуманитарных наук. Основные этапы развития культурологической мысли
- Раздел III. Морфология и динамика культуры
- Раздел IV. Исторические модели культуры. Культура и цивилизация
- Раздел V. Суперкультуры. Запад и Восток. Место России в мировом культурном процессе
- Материалы к разделам курса
- Раздел 1. Сущность культуры Многообразие и многозначность подходов в исследовании культуры
- Определения культуры.
- «Вторая природа»?
- Понятие артефакта
- Виды культуры как различные области применения понятия
- 1.Виды культуры по отношению к природе
- 2.Виды культурной деятельности в обществе
- 3.Понятие культуры по отношению к отдельному человеку
- 4.Предметный и личностный виды культуры
- Материальная и духовная культура. Культура и ее элементы
- 1.Духовная культура и ее элементы
- 2.Принцип деления, принятый нами
- 3.Основная и главная роли культуры
- 4.Содержание культуры
- 1.Познавательная и информативная функции культуры
- 2.Коммуникативная функция и культура общения
- 3.Регулятивная и оценочная функции культуры
- Раздел 2. Культурология в системе гуманитарных наук Что такое культурология?
- Проблемы культуры в трудах просветителей
- Концепции парадигмы культурологии
- 1.Эволюционистская парадигма
- 2.Анализ культурного сознания
- 3.Психологическая парадигма
- 4.Функционалистская парадигма
- 5.Структурно-антропологическая парадигма
- 6.Парадигма понимающей социологии
- 7.Парадигма постмодерна
- Школы культурологии
- Раздел 3.Морфология и динамика культуры Этнические и национальные культуры
- Массовая и элитарная культуры
- Формы духовной культуры и её основополагающие институты
- Религия как форма духовной культуры
- Генетические истоки религии
- Структурные элементы религии
- О понятии “религиозная культура”
- Наука как часть культуры
- Наука и мораль
- Искусство Искусство в контексте культуры
- Игровая природа искусства
- Оппозиционные культуры в обществе. Динамика культуры
- 1.Субкультура и контркультура
- Сложность феномена культуры
- 2.Культура и контркультура
- 3.Понятия субкультуры и контркультуры
- 4.Молодежная субкультура
- 5.Культурное творчество и сдвиги в культуре
- 6.История и культура
- Раздел 4. Исторические модели культуры Типология культуры
- 1. Понятия «тип» и «типология»
- 2. Историческая (линейная) типология культуры
- Локально-типологическое рассмотрение культуры
- Современные подходы в типологии культуры
- Культурологические концепции и типология н.Данилевского, ф.Ницше, о.Шпенглера и п.Сорокина
- Культура и цивилизации
- Внешняя и внутренняя культура, их взаимосвязь и взаимопревращение
- Раздел 5. Запад и восток Культура Запада и Востока
- 1.Запад и Восток как понятия культурологии
- 2. Отличия западной и восточной культур
- Содержание
- Материалы к разделам курса....................................................................................11
- Раздел 2. Культурология в системе гуманитарных наук.......................................29
- Раздел 3. Морфология и динамика культуры.........................................................65
- Раздел 4. Исторические модели культуры............................................................100
- Раздел 5. Запад и Восток.........................................................................................115
- Тема 1.
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Ссылки в Интернете
- Вопросы для самопроверки
- Тема II Мифология, религия, искусство и наука, как формы духовной культуры и ее основополагающие институты.
- Методические рекомендации
- Основная литература
- Ссылки в Интернете
- Вопросы для самопроверки
- Тема III Культура и история.
- Методические рекомендации
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Ссылки в Интернете
- Вопросы для самопроверки
- Литература Основная
- Дополнительная
- Ссылки в Интернете:
- 5. Контрольная работа Методические рекомендации по подготовке контрольной работы
- 6. Перечень контрольных вопросов
- 7. Глоссарий
- Ключи к тестам
- 9. Ким для контроля
- 10. Содержание вопросов для зачета
- Содержание
- 1. Цели и задачи дисциплины....................................................................................3