Понятие артефакта
Артефакт — образование или процесс искусственного происхождения. В культурологии это понятие используется для противопоставления органике. Все природное — антипод артефакта. Культура — сокровищница созданных человеком объектов. Немецкий философ Карл Ясперс, обращаясь к предыстории культуры, подчеркивал: «Мы ничего не знаем ни о созидающих моментах истории, ни о ходе духовного становления, нам известны только результаты. И на основании этих результатов нам приходится делать выводы. Мы задаем вопрос о том, что явилось существенным в превращении человека в человека в мире, который он создает; о том, какие открытия он сделал в опасных ситуациях, в своей борьбе, руководимый страхом и мужеством; как сложились взаимоотношения полов, отношение к жизни и смерти, к матери и отцу».
Существенным здесь является, по-видимому, следующее:
1. Использование огня и орудий. Животное существо, не имеющее ни того ни другого, мы вряд ли сочли бы человеком.
2. Появление речи. Радикальное отличие от взаимопонимания животных посредством спонтанного выражения своих ощущений составляет присущая только человеку способность выражать осознаваемый в речи и передаваемый ею смысл предметного мира, который является объектом мышления и речи.
3. Способы формирующего человека насилия над самим собой, например, посредством табу (запретов). В самой природе человека заложено то, что не может быть только частью природы; напротив, он формирует себя посредством искусства. Природа человека — это его искусственность.
4. Образование групп и сообществ. Человеческое сообщество коренным образом отличается от инстинктивно автоматически созданных государств у насекомых. Основное отличие человеческого сообщества от групп и отношений господства и подчинения, образуемых приматами, состоит в осознании людьми его смыслового значения.
Существует, по-видимому, специфически человеческий феномен — социальная жизнь людей завершается образованием государства.
В то время как у животных обнаруживаются либо временные объединения в стада, разбредающиеся в каждый период течки, либо длительные сообщества, возможные благодаря асексуальности большинства особей, как, например, у муравьев, только человек был способен, не отказываясь от потребностей пола, создать мужскую товарищескую организацию, напряженность которой стала предпосылкой жизни людей в истории.
5. Жизнь, формируемая мифами, формирование жизни посредством образов, подчинение всего существования, семейного уклада, общественного устройства, характера труда и борьбы этим образам, которые в своем бесконечном толковании и углублении по существу являются просто носителями самосознания и осознания своего бытия, дают ощущение укрытости и уверенности, - всё это в своих истоках неразличимо.
Гуревич П.С Культурология –М., 1998.
- 1. Цели и задачи дисциплины
- 1. Цели и задачи дисциплины
- 2. Теоретическая основа курса Программа курса Раздел 1. Культура: понятие, структура и функции
- Раздел II. Культурология в системе гуманитарных наук. Основные этапы развития культурологической мысли
- Раздел III. Морфология и динамика культуры
- Раздел IV. Исторические модели культуры. Культура и цивилизация
- Раздел V. Суперкультуры. Запад и Восток. Место России в мировом культурном процессе
- Материалы к разделам курса
- Раздел 1. Сущность культуры Многообразие и многозначность подходов в исследовании культуры
- Определения культуры.
- «Вторая природа»?
- Понятие артефакта
- Виды культуры как различные области применения понятия
- 1.Виды культуры по отношению к природе
- 2.Виды культурной деятельности в обществе
- 3.Понятие культуры по отношению к отдельному человеку
- 4.Предметный и личностный виды культуры
- Материальная и духовная культура. Культура и ее элементы
- 1.Духовная культура и ее элементы
- 2.Принцип деления, принятый нами
- 3.Основная и главная роли культуры
- 4.Содержание культуры
- 1.Познавательная и информативная функции культуры
- 2.Коммуникативная функция и культура общения
- 3.Регулятивная и оценочная функции культуры
- Раздел 2. Культурология в системе гуманитарных наук Что такое культурология?
- Проблемы культуры в трудах просветителей
- Концепции парадигмы культурологии
- 1.Эволюционистская парадигма
- 2.Анализ культурного сознания
- 3.Психологическая парадигма
- 4.Функционалистская парадигма
- 5.Структурно-антропологическая парадигма
- 6.Парадигма понимающей социологии
- 7.Парадигма постмодерна
- Школы культурологии
- Раздел 3.Морфология и динамика культуры Этнические и национальные культуры
- Массовая и элитарная культуры
- Формы духовной культуры и её основополагающие институты
- Религия как форма духовной культуры
- Генетические истоки религии
- Структурные элементы религии
- О понятии “религиозная культура”
- Наука как часть культуры
- Наука и мораль
- Искусство Искусство в контексте культуры
- Игровая природа искусства
- Оппозиционные культуры в обществе. Динамика культуры
- 1.Субкультура и контркультура
- Сложность феномена культуры
- 2.Культура и контркультура
- 3.Понятия субкультуры и контркультуры
- 4.Молодежная субкультура
- 5.Культурное творчество и сдвиги в культуре
- 6.История и культура
- Раздел 4. Исторические модели культуры Типология культуры
- 1. Понятия «тип» и «типология»
- 2. Историческая (линейная) типология культуры
- Локально-типологическое рассмотрение культуры
- Современные подходы в типологии культуры
- Культурологические концепции и типология н.Данилевского, ф.Ницше, о.Шпенглера и п.Сорокина
- Культура и цивилизации
- Внешняя и внутренняя культура, их взаимосвязь и взаимопревращение
- Раздел 5. Запад и восток Культура Запада и Востока
- 1.Запад и Восток как понятия культурологии
- 2. Отличия западной и восточной культур
- Содержание
- Материалы к разделам курса....................................................................................11
- Раздел 2. Культурология в системе гуманитарных наук.......................................29
- Раздел 3. Морфология и динамика культуры.........................................................65
- Раздел 4. Исторические модели культуры............................................................100
- Раздел 5. Запад и Восток.........................................................................................115
- Тема 1.
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Ссылки в Интернете
- Вопросы для самопроверки
- Тема II Мифология, религия, искусство и наука, как формы духовной культуры и ее основополагающие институты.
- Методические рекомендации
- Основная литература
- Ссылки в Интернете
- Вопросы для самопроверки
- Тема III Культура и история.
- Методические рекомендации
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Ссылки в Интернете
- Вопросы для самопроверки
- Литература Основная
- Дополнительная
- Ссылки в Интернете:
- 5. Контрольная работа Методические рекомендации по подготовке контрольной работы
- 6. Перечень контрольных вопросов
- 7. Глоссарий
- Ключи к тестам
- 9. Ким для контроля
- 10. Содержание вопросов для зачета
- Содержание
- 1. Цели и задачи дисциплины....................................................................................3