logo
ЭУМК

Религия как форма духовной культуры

Религия как явление социальной жизни аналитически может быть рассмотрена с разных точек зрения: философской, социологической, психологической, исторической, теологической, наконец, культурологической, а также многих других важных для ее комплексного и наиболее глубокого понимания.

Для установления характера взаимосвязи между культурой и религией необходимо уточнить сам термин «религия» (от лат. — religio), который отличается неоднозначностью трактовок.

Слово «религия» имеет латинское происхождение. В культурный обиход оно вводится в период крушения Римской империи — первоначально Цицероном, знаменитым философом и ритором, а несколько позднее апологетом христианства Лактанцием. Первый выводил данный термин из латинского глагола relegere, что в дословном переводе означало — идти, возвращаться, снова чи­тать, обдумывать, собирать, созерцать, бояться. Ключевым словом в этой цепи переводов для Цицерона было слово «бояться». Поэтому его трактовка религии сводилась к богобоязни, страху и преодолению этого состояния сознательной, тщательно продуманной системой почитания.

Второй, т.е. Лактанций, считал, что религия как термин берет свое начало в латинском глаголе religare) — связывать, сковывать. С его точки зрения, религия — это связь человека с Богом, повиновение и служение Ему особым благочестивым образом. Такое понимание впоследствии тесно было связано с традицией христианства.

В культурах Востока у истоков религии как термина стоят другие слова и смысл: diп, dНаrта, сhiaо:

♦ (Bin — слово, восходящее к аравийскому языку предысламского времени, переводимое как власть (подчинения, обычая, воздаяния). Отсюда рождение власти Аллаха в исламе;

Великое многообразие форм религиозных верований является объективной основой множественного их толкования в теорети­ческих определениях, которых в настоящее время насчитывают около 250. Одно из наиболее используемых на Западе, в частности в США, определение Джрнстоуна: «Религия — система верований и ритуалов, с помощью которых группа людей объясняет и реаги­рует на то, что находит сверхъестественным и священным».