logo
ЭУМК

Материальная и духовная культура. Культура и ее элементы

В материальной культуре обычно выделяют орудия и средства труда технику и сооружения, производство (сельскохозяйственное и промышленное), пути и средства сообщения, транспорт, предметы быта. Особая роль принадлежит орудиям труда, с которых, собственно, и началась материальная культура, технике и технологии, а также средствам массового сообщения, или коммуникации (печати, радио, кино, телевидению, компьютерной и лазерной технике).

В широком смысле слова техника представляет собой навыки и приемы какой-либо деятельности и совпадает по смыслу с мастерством, искусством (сам термин «техника» древнегреческого происхождения и означал когда-то именно искусство или мастерство). Техника пронизывает собой всю культуру и как термин часто употребляется как ее синоним, например: спортивная техника, строительная техника, музыкальная техника и т.д. Можно сказать, что вся материальная культура организована или существует по принци­пу техники.

В узком смысле слова техника представляет собой машины, механизмы, приборы, устройства, орудия какой-либо отрасли производства. Роль техники необычайно высока. Когда-то она заменила человека в области физической деятельности, в XX в. она может в определенной мере заменить его и в области аналитической, интеллектуальной, которая издавна считалась присущей исключительно человеку. Однако здесь кроется опасность уподобления человека технике. Это означает, что не только материальная, но и духовная культура организуется по чисто техническому принципу. Способствует этому и развитие средств связи и массовой коммуникации, которые являются в сущности средствами воздействия на сознание людей, средствами манипуляции их психикой. Современные средства коммуникации настолько развиты, что представляют собой искусственную нервную систему планеты, и это позволяет управлять странами и регионами.

Подмена человека техникой ведет к дегуманизации как материальной, так и духовной культуры. Человек как источник культуры все меньше участвует в ее развитии, поскольку она создается: техникой и ради техники, а не ради человека. Нам трудно осознать опасность влияния техники на человека, поскольку наше обществу и мир вокруг нас слабо оснащены техникой. Но влияние средств коммуникации на сознание мы вполне способны оценить. Иллюстрацией такого влияния могут служить единообразные духовные! ценности, распространявшиеся у нас в течение десятилетий, когда все должны были читать одни и те же книги, петь одни и те же песни, верить в одни и те же идеалы. Или, например, недавние; события, когда вся страна, не отрываясь от телевизоров и радиоприемников, следила за ходом съездов народных депутатов, как за событиями в интереснейшем спектакле. Тогда многие испытали разочарование, и это не могло не сказаться на их позиции и отношении к перестройке.

Ученые технически развитых стран Западной Европы и Северной Америки предупреждают об угрозе культуре со стороны техники и средств массовой коммуникации. Существуют даже специальные термины: технофобия, технический пессимизм. Это небезосновательные опасения. Обычный человек более склонен к внушению и к тому, чтобы им управляли, а не к самовыражению и самостоятельности. Очевидно, что без развития индивидуальных качеств, без развития самостоятельности и уважения к духовным ценностям, без культуры мышления, средством чего является философия, каждому из нас, как и обществу в целом, нелегко противостоять ниве­лирующему и обезличивающему нас влиянию техники и средств массовой коммуникации.