Наука как часть культуры
Наука возникла и развивалась в рамках древнейших цивилизаций и первоначально полностью была прерогативой культуры уже потому, что первой наукой принято считать философию. Именно она изначально выступала в качестве универсальной науки, акцентируя гуманистическое содержание жизнедеятельности античного человека, его социального статуса, внутреннего мира, познавательных способностей, взаимоотношений с себе подобными, сути творчества. В таком понимании философия была исключительно культурным явлением. Но уже в те времена часть результатов научных изысканий была органично включена в цивилизационные процессы. Астрономия давала возможность заниматься прибрежным судоходством, математика составляла основу не только строительного дела, но и музыки.
Какое-то время наука развивалась в лоне культуры. Но пути движения культуры и науки уже на первых этапах развития были нетождественны. Точные науки все больше тяготели к рационально-прагматичному, а не мировоззренческому знанию. Со временем произошло разделение на гуманитарные науки и науки природно-естественного цикла. Первые, бесспорно, являются составной частью культуры. Но вторые в силу нарастающей прагматичности и прикладной функции со временем (рубеж XIX—XX вв.) стали постепенно выходить за пределы культуры. Именно эти науки имел в виду Пуанкаре в своем образном сравнении их с искусством: «Древо искусства вечно живо, а наука — кладбище гипотез». В XX в. мы с интересом можем смотреть греческую трагедию «Орестея» или пьесы Шекспира, а наука тех времен может представлять интерес только для узкого круга историков, изучающих этот вопрос.
Наука и культура имеют двойственный характер взаимодействия. Наука, воздействуя на культуру, может привести как к позитивным, так и негативным результатам. Возьмем, к примеру, роль науки в создании технической базы культуры, расширении ее средств и форм распространения и влияния. Не может быть двух мнений, что научные достижения в этой области положительно влияют на культурный процесс.
Особое значение в этом случае сыграли средства массовой коммуникации: пресса, радио, кинематограф, телевидение, Интернет. Эти инструменты коммуникаций превратили связи между отдельными людьми, социальными группами из частных в глобальные.
Информационный бум весьма характерен для современного мира. Коммуникационные сети прорвали прежние пространственно-временные границы. В этом отношении современный человек вкусил от «яблока» свободы информации. Но этот, на первый взгляд, позитивный аспект имеет и теневую сторону. Средства массовой коммуникации, предоставляя информацию, имеют возможность ее трактовать, анализировать, оценивать и, в конечном счете, доводить до массового потребителя в особом, часто ангажированном виде. В этом случае вопрос об объективности весьма часто оказывается сомнительным. Проблема взаимодействия морали и СМИ сегодня является чрезвычайной и животрепещущей. СМИ, воздействуя на общество, не только предоставляют возможность получить информацию, но весьма часто способствуют выработке к ней особого отношения.
Ценностные ориентации в обществе также часто могут зависеть от СМИ. Не случайно журналистику именуют второй древнейшей профессией. Примечательно, что в современном цивилизованном обществе журналистику метафорически называют четвертой властью. Если в XIX в. «властителем дум» называли писателя, анализирующего в своих произведениях социальные или личностные конфликты и драмы, то журналист в XX в. с помощью СМИ получил возможность практически неограниченного воздействия на сознание своих современников. Парадокс СМИ в том, что, предоставляя информацию и в известном смысле просвещение, они вместе с тем омассовляют, стереотипизируют общественное сознание, получают возможность манипулировать общественным мнением. Противоречивы все СМИ, но в наибольшей степени телевидение и новое детище XX в. — Интернет.
Телевидение, например, сближает миры, но ослабляет межличностные связи конкретных людей. Являясь средством общения, оно работает одновременно с миллионной аудиторией, но эта безграничная аудитория, как правило, раздроблена на микроколлективы или монорецепиентов, замкнутых в пространстве собственного места пребывания. Не редкость, когда в семье не один телевизор и каждый ее член выбирает программу или канал в соответствии со своими вкусами и предпочтениями.
Таким образом, ТВ одновременно и объединяет, и разъединяет. Нечто сходное происходит и с теми, кто пользуется услугами Интернета. Но у телевидения есть, конечно, нечто специфическое, а именно: ТВ, которое состоит из каналов и компаний, передавая информацию, адресует ее весьма внушительной по численности аудитории, и хотя она разобщена в пространстве, с определенной долей уверенности можно предположить, какое число людей посмотрят ту или иную программу. Сегодня даже при таком многообразии телеиздателей в мире их количество все-таки поддается какому-то учету и в относительной степени контролю.
Что касается Интернета, то его социальная жизнь фактически бесконтрольна и не управляема.
- 1. Цели и задачи дисциплины
- 1. Цели и задачи дисциплины
- 2. Теоретическая основа курса Программа курса Раздел 1. Культура: понятие, структура и функции
- Раздел II. Культурология в системе гуманитарных наук. Основные этапы развития культурологической мысли
- Раздел III. Морфология и динамика культуры
- Раздел IV. Исторические модели культуры. Культура и цивилизация
- Раздел V. Суперкультуры. Запад и Восток. Место России в мировом культурном процессе
- Материалы к разделам курса
- Раздел 1. Сущность культуры Многообразие и многозначность подходов в исследовании культуры
- Определения культуры.
- «Вторая природа»?
- Понятие артефакта
- Виды культуры как различные области применения понятия
- 1.Виды культуры по отношению к природе
- 2.Виды культурной деятельности в обществе
- 3.Понятие культуры по отношению к отдельному человеку
- 4.Предметный и личностный виды культуры
- Материальная и духовная культура. Культура и ее элементы
- 1.Духовная культура и ее элементы
- 2.Принцип деления, принятый нами
- 3.Основная и главная роли культуры
- 4.Содержание культуры
- 1.Познавательная и информативная функции культуры
- 2.Коммуникативная функция и культура общения
- 3.Регулятивная и оценочная функции культуры
- Раздел 2. Культурология в системе гуманитарных наук Что такое культурология?
- Проблемы культуры в трудах просветителей
- Концепции парадигмы культурологии
- 1.Эволюционистская парадигма
- 2.Анализ культурного сознания
- 3.Психологическая парадигма
- 4.Функционалистская парадигма
- 5.Структурно-антропологическая парадигма
- 6.Парадигма понимающей социологии
- 7.Парадигма постмодерна
- Школы культурологии
- Раздел 3.Морфология и динамика культуры Этнические и национальные культуры
- Массовая и элитарная культуры
- Формы духовной культуры и её основополагающие институты
- Религия как форма духовной культуры
- Генетические истоки религии
- Структурные элементы религии
- О понятии “религиозная культура”
- Наука как часть культуры
- Наука и мораль
- Искусство Искусство в контексте культуры
- Игровая природа искусства
- Оппозиционные культуры в обществе. Динамика культуры
- 1.Субкультура и контркультура
- Сложность феномена культуры
- 2.Культура и контркультура
- 3.Понятия субкультуры и контркультуры
- 4.Молодежная субкультура
- 5.Культурное творчество и сдвиги в культуре
- 6.История и культура
- Раздел 4. Исторические модели культуры Типология культуры
- 1. Понятия «тип» и «типология»
- 2. Историческая (линейная) типология культуры
- Локально-типологическое рассмотрение культуры
- Современные подходы в типологии культуры
- Культурологические концепции и типология н.Данилевского, ф.Ницше, о.Шпенглера и п.Сорокина
- Культура и цивилизации
- Внешняя и внутренняя культура, их взаимосвязь и взаимопревращение
- Раздел 5. Запад и восток Культура Запада и Востока
- 1.Запад и Восток как понятия культурологии
- 2. Отличия западной и восточной культур
- Содержание
- Материалы к разделам курса....................................................................................11
- Раздел 2. Культурология в системе гуманитарных наук.......................................29
- Раздел 3. Морфология и динамика культуры.........................................................65
- Раздел 4. Исторические модели культуры............................................................100
- Раздел 5. Запад и Восток.........................................................................................115
- Тема 1.
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Ссылки в Интернете
- Вопросы для самопроверки
- Тема II Мифология, религия, искусство и наука, как формы духовной культуры и ее основополагающие институты.
- Методические рекомендации
- Основная литература
- Ссылки в Интернете
- Вопросы для самопроверки
- Тема III Культура и история.
- Методические рекомендации
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Ссылки в Интернете
- Вопросы для самопроверки
- Литература Основная
- Дополнительная
- Ссылки в Интернете:
- 5. Контрольная работа Методические рекомендации по подготовке контрольной работы
- 6. Перечень контрольных вопросов
- 7. Глоссарий
- Ключи к тестам
- 9. Ким для контроля
- 10. Содержание вопросов для зачета
- Содержание
- 1. Цели и задачи дисциплины....................................................................................3