logo
ЭУМК

4.Молодежная субкультура

Одновременно с «разбитым поколением» битников в американской действительности обнаружились тинэйджеры. Так называли подростков от 13 до 19 лет, которые заявили о своем праве иметь самостоятельную субкультуру. В 60-х годах обнаружился сложный спектр различных субкультурных феноменов. Назовем среди них рокеров — это одетые с ног до головы в кожу мотоциклисты, наводящие ужас на обывателя. Мир рокеров — их банда; их религия — рок; их Бог — спортивный Иисус на манер Джеймса Бонда. Французский социолог Жозет Алиа замечает, что сами рокеры считают себя «королями», властителями других авангардных групп.

Что касается мировосприятия рокеров, то, как показывает английский социолог П. Уиллис, они оценивают мир с «жизнеутверждающей надежностью»; их собственные ценности, установки, чувства настолько глубоко укоренились в них самих, что образуют часть очевидной обыденной реальности. Рокеры культивируют «мужской дух», жестокость и прямоту межличностного общения. Они явно склонны примитивизировать социальные отношения.

Обитая в созданном ими однозначном мире, рокеры полагаются главным образом на собственную силу и физический самоконтроль. Центральное значение этой установки косвенно проявляется в отвержении наркотиков. Общая ориентация получила у рокеров воплощение в подчеркнуто «мужском» стиле поведения. Этот стиль присущ и внутригрупповому общению. В личных контактах постоянно присутствуют толчки, шлепки, шутливые удары и потасовки. «Кожаные» мужчины любят драки. Внешний вид их подчеркнуто агрессивен. Мотоциклетное кожаное и грубополотняное одеяние с металлическими планками делает их угрожающе похожими на машину. Высокие ботинки напоминают о том, что они могут быть пущены в ход, если драка начнется. На руках и груди рокеров — татуировка, примета супермена. В уши вдеты кольца — это дань молодежной моде. Даже изображения распятого Христа используются как символы устрашения.

Фундаментальная уверенность рокеров, как и вообще весь их стиль — грубый, шумный и уверенный, прямо перекликается с определенным стилем, с рок-н-роллом. Рокеры считают своей «музыкой» мускульную характерность раннего рок-н-ролла, символами которого были Элвис Пресли и Бадди Холли. Последующую стилизацию рока они отвергают. Тяжелый и простой ритм этой музыки, вызывающей ощущение ритмического и властного движения в безвременье, хорошо вписывается в их обращение с техникой. Для нашей темы существенно подчеркнуть живучесть субкультур.

В 80-х годах сохранился сложный спектр экзотических феноменов. Возьмем, к примеру, панков. Слово это известно еще с XVI в. Оно переводилось как «уличная девка». В качестве прилагательного, по свидетельству Оксфордского словаря, оно может быть переведено как «испорченный», «никчемный», «не обладающий никакими свойствами». В 1970 г. некий Остерберг, известный под псевдонимом Игги Поп, вышел на сцену в Детройте, распорол себе осколком стекла оголенную грудь и затем в сопровождении участников своей группы «Марионетки», облаченных в нацистскую форму, стал выкрикивать: «Я — последнее дерьмо!», «Меня тошнит от вас!». Через несколько лет в западной прессе замелькали слова «панк-музыка», «панк-политика», «панк-культура». К концу 70-х годов приобрел огромную популярность ансамбль «Секс пистолз». Панк-группы росли как грибы.

В 1977 г. возникла новая субкультура, противостоящая панкам. Это были теды, которые объявили себя охранителями социального порядка.

Рок-культура в целом продолжает развиваться. Как правило, рок-группа выступает в роли лидера, демонстрируя на особом (вербальном и музыкальном) языке-сленге специфическую (по отношению к официальной культуре) систему ценностей и норм, давая образец стиля и манеры поведения, общения, оформления внешнего вида, наконец, выражая дух групповой солидарности на основе противопоставления себя (и всей рок-аудитории) внешнему по отношению к ней официальному обществу. Эти черты делают рок-группу специфической моделью субкультурного молодежного объединения.

Обратимся, скажем, к специфической молодежной субкультуре — баба. Облик ее представителей сохраняет черты известной идентификации с Христом. Они носят длинные волосы «под Иисуса», нательные крестики, затасканные штаны. Вместе с тем юноши и девушки облачаются также в индийские туники, украшают волосы цветами. Баба по-восточному медлительны. Они любят запах сандалового дерева. Их бог — та же суперзвезда, только с примесью чего-то «восточного».

Баба — наследники хиппи, калифорнийских молодежных кампусов конца 60-х годов и их идеологии. Их мир похож на необретенную и нереализованную мечту. Целыми днями баба слушают музыку, пребывая в наркотическом дурмане. Представитель этой субкультуры мягок и пассивен. Он проповедует христианское смирение и грезит об Индии, где якобы и можно создать такие общины. Жозет Алиа считает, что музыка этой субкультуры — одна из самых богатых, одна из самых красивых в мире джаза.