6. Перечень контрольных вопросов
1. Понятие «культура» и его полисемантический характер?
2. Как соотносятся духовная и материальная культура?
Проанализируйте взаимосвязь и взаимопроникновение материальной и духовной культуры?
3. Что понимается под элитарной культурой? Чем вызвано появление элитарной культуры?
4. Как соотносятся понятие «народ» и «масса»? Проанализируйте влияние массовой культуры на национальную и этническую.
5. Что такое массовая культура? Приведите примеры в литературе, музыке, кино, театре, живописи.
6. Сопоставьте понятия культуры и контркультуры. Что такое контркультура? Всегда ли были контркультуры?
7. Объясните понятие субкультуры. Как соотносятся субкультура и контркультура?
8.Чем являлся миф для архаического человека? Как действует мифологическое сознание?
9. Может ли культура обойтись без мифологии?
10. Какова специфика культурологического изучения религии и науки?
11. Объясните причины того, что религия не исчезает с появлением возрастанием научного знания.
12. Как соотносятся искусство и мифология?
13. В чем специфика художественной картины мира?
14. Сопоставьте художественное и научное познание?
15. Что такое религиозное искусство?
16. Что общего и каковы различия художественного образа и научной идеи?
17.Можно ли говорить о прогрессе в искусстве?
18. Каковы этапы становления научной картины мира?
19.Какова роль наук в развитии культуры?
20.Что для общества имеет большее значение: торжество истины или добро?
21.Почему французский ученый Мерсье считает современную науку агрессивной?
22.Почему Н. Бор предлагал «взвешивать истину на весах человечности»?
23. Какие теории возникновения искусства вы знаете?
24. Что ожидает человечество — сближение или столкновение цивилизаций? Обоснуйте свой ответ.
25. Все ли цивилизации равновесны?
26. Возможна ли единая всемирная цивилизация?
27. Какое место в мировом сообществе отводят России представители евразийской школы?
28. В чем отличие между западниками и славянофилами в вопросе о месте России в мировой истории и культуре?
- 1. Цели и задачи дисциплины
- 1. Цели и задачи дисциплины
- 2. Теоретическая основа курса Программа курса Раздел 1. Культура: понятие, структура и функции
- Раздел II. Культурология в системе гуманитарных наук. Основные этапы развития культурологической мысли
- Раздел III. Морфология и динамика культуры
- Раздел IV. Исторические модели культуры. Культура и цивилизация
- Раздел V. Суперкультуры. Запад и Восток. Место России в мировом культурном процессе
- Материалы к разделам курса
- Раздел 1. Сущность культуры Многообразие и многозначность подходов в исследовании культуры
- Определения культуры.
- «Вторая природа»?
- Понятие артефакта
- Виды культуры как различные области применения понятия
- 1.Виды культуры по отношению к природе
- 2.Виды культурной деятельности в обществе
- 3.Понятие культуры по отношению к отдельному человеку
- 4.Предметный и личностный виды культуры
- Материальная и духовная культура. Культура и ее элементы
- 1.Духовная культура и ее элементы
- 2.Принцип деления, принятый нами
- 3.Основная и главная роли культуры
- 4.Содержание культуры
- 1.Познавательная и информативная функции культуры
- 2.Коммуникативная функция и культура общения
- 3.Регулятивная и оценочная функции культуры
- Раздел 2. Культурология в системе гуманитарных наук Что такое культурология?
- Проблемы культуры в трудах просветителей
- Концепции парадигмы культурологии
- 1.Эволюционистская парадигма
- 2.Анализ культурного сознания
- 3.Психологическая парадигма
- 4.Функционалистская парадигма
- 5.Структурно-антропологическая парадигма
- 6.Парадигма понимающей социологии
- 7.Парадигма постмодерна
- Школы культурологии
- Раздел 3.Морфология и динамика культуры Этнические и национальные культуры
- Массовая и элитарная культуры
- Формы духовной культуры и её основополагающие институты
- Религия как форма духовной культуры
- Генетические истоки религии
- Структурные элементы религии
- О понятии “религиозная культура”
- Наука как часть культуры
- Наука и мораль
- Искусство Искусство в контексте культуры
- Игровая природа искусства
- Оппозиционные культуры в обществе. Динамика культуры
- 1.Субкультура и контркультура
- Сложность феномена культуры
- 2.Культура и контркультура
- 3.Понятия субкультуры и контркультуры
- 4.Молодежная субкультура
- 5.Культурное творчество и сдвиги в культуре
- 6.История и культура
- Раздел 4. Исторические модели культуры Типология культуры
- 1. Понятия «тип» и «типология»
- 2. Историческая (линейная) типология культуры
- Локально-типологическое рассмотрение культуры
- Современные подходы в типологии культуры
- Культурологические концепции и типология н.Данилевского, ф.Ницше, о.Шпенглера и п.Сорокина
- Культура и цивилизации
- Внешняя и внутренняя культура, их взаимосвязь и взаимопревращение
- Раздел 5. Запад и восток Культура Запада и Востока
- 1.Запад и Восток как понятия культурологии
- 2. Отличия западной и восточной культур
- Содержание
- Материалы к разделам курса....................................................................................11
- Раздел 2. Культурология в системе гуманитарных наук.......................................29
- Раздел 3. Морфология и динамика культуры.........................................................65
- Раздел 4. Исторические модели культуры............................................................100
- Раздел 5. Запад и Восток.........................................................................................115
- Тема 1.
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Ссылки в Интернете
- Вопросы для самопроверки
- Тема II Мифология, религия, искусство и наука, как формы духовной культуры и ее основополагающие институты.
- Методические рекомендации
- Основная литература
- Ссылки в Интернете
- Вопросы для самопроверки
- Тема III Культура и история.
- Методические рекомендации
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Ссылки в Интернете
- Вопросы для самопроверки
- Литература Основная
- Дополнительная
- Ссылки в Интернете:
- 5. Контрольная работа Методические рекомендации по подготовке контрольной работы
- 6. Перечень контрольных вопросов
- 7. Глоссарий
- Ключи к тестам
- 9. Ким для контроля
- 10. Содержание вопросов для зачета
- Содержание
- 1. Цели и задачи дисциплины....................................................................................3