logo
ЭУМК

Структурные элементы религии

Религия в структурном отношении явление сложное. Оно включает в себя: религиозное сознание, религиозную деятельность, религиозные отношения и религиозные организации.

Практически все эти элементы имеют непосредственную или опосредованную связь с культурой. Религиозное сознание не может существовать автономно в духовном мире субъекта, не пересекаясь с другими формами общественного сознания: моралью, искусством, наукой, политикой, правом, как, в свою очередь, и религиозная деятельность, отношения и организации.

Религиозная деятельность — часть общественной духовной деятельности. Религиозную деятельность дифференцируют на вне-культовую и культовую. Внекультовая деятельность может выступать в предметно-практической, духовно-практической и духовно-теоретической формах. Предметно-практическая деятельность — производство средств религиозного культа (иконы, свечи, кресты...). Духовно-практическая религиозная деятельность — миссио­нерство, преподавание богословских дисциплин, менеджментная деятельность в религиозных организациях, религиозная пропаганда в СМИ, в семье. Духовно-теоретическая, внекультовая деятельность состоит в продуцировании религиозных идей, систематизации и интерпретации богословских текстов, их комментировании и разъяснении. Культовая форма религиозной деятельности связана с удовлетворением верующими их религиозных потребностей. Культ тесно связан с «драматизацией религиозного мира». Культовое действие оживляет религиозное сознание, в результате чего в сознании верующих воспроизводятся различные религиозные образы, символы, возбуждаются эмоции. Религиозно-культовая Дея дельность направлена на активизацию религиозного сознания, отношений, она непосредственно связана с проявлением религиозных качеств индивида, который с помощью культовой деятельноти находит путь к умиротворению, гармонии, радости...

Религиозные отношения — это отношения, складывающиеся духовной сфере общества. Они выражаются прежде всего в отношении субъекта к Богу. Отношения верующих к Богу моделируют­ся сознанием без опоры на реальные законы действительности. Их угношения к себе подобным конструируются по образу и подо-5ию реальных межличностных отношений.

Религиозные организации упорядочивают религиозную деятель­ность. Они могут быть ориентированы на нерелигиозные сферы деятельности, например экономические (банки), политические (религиозные партии), женские, молодежные. Но главными эле­ментами религиозных организаций являются те, которые связаны непосредственно с реальной деятельностью.

Американский социолог Смелзер выделяет пять форм религи­озных организаций: церковь, секту, деноминацию, вероучение и культ.

Наиболее распространенной формой является церковь.

Церковь (греч. kyiake [oikia] — Божий дом); если интерпретировать это слово, исходя из перевода, то церковь есть обиталище Бога. В современном понимании церковь — это социальная форма организации, объединяющая верующих людей, как служителей культа, так и мирян.

Организация служителей культа, т.е. духовенства, имеет, как правило, более строгую упорядоченность, основанную на принципах иерархического и авторитарного подчинения. Что касается мирян, то они, подчиняясь правилам церкви, более свободны в своих поступках, чем духовенство.

В более узком смысле церковь — это место, в котором происхо­дят ритуальные действия. Церковь — особым образом организован­ное пространство, которое в корне отличается от повседневного, в нем мирянин осознает себя совершенно иначе, чем в реальном пространстве. Пространство храма — это знаково-ритуализированное пространство, сближающее человека с Богом.

Секта (лат. sektaобраз мыслей, учение, направление) — группа оппозиционеров внутри какой-либо религии, неудовлетворенная существующим в церкви положением дел,

к изоляционизму, замкнутости и оторванности от основного религиозного направления. Деятельность секты в сознании ее единомышленников понимается как путь к духовному возрождению, восхождению к новым высотам духа через ряд морально-кодексовых, ритуальных запретов и ограничений. Иногда секта может пре­вратиться церковь, а иногда в деноминацию.

Деноминация (лат. denominatioпереименование), по Смелзеру, промежуточное звено между церковью и сектой. Она может возникать на основе церкви, как возникло, например, лютеранство внутри католицизма, превратившееся впоследствии в одну из деноминационных ветвей протестантства, в свою очередь не ставшего отдельной религией. Иногда деноминация вырастает из секты, которая, преодолевая свою замкнутость, выходит на контакт с более широким кругом верующих.

Вероучение — совокупность догматов и положений какой-либо религии.

Культ — крайняя форма секты. Культы призывают к радикаль­ным изменениям человека, группы, общества. Не следует путать культ как важнейший вид религиозной деятельности и культ как религиозную организационную форму.

Все указанные элементы религии находятся в тесном взаимодействии с культурой, частью которой они сами и являются, но вопрос о соотношении религии и культуры не решается однозначно.

Католические теологи, как правило, не разделяют точку зрения, согласно которой религия есть часть культуры, По их мне­нию, религия автономна от культуры. Но может на нее воздей­ствовать, и достаточно сильно.

Другая точка зрения принадлежит отечественным богословам. Они считают, что культура является следствием религии. Культура — боковые побеги культа (П. Флоренский). Многие современные культурологи считают, что культура более широкое понятие и религия является важнейшей ее составляющей.

В период существования советского государства господствовал тезис о вреде религии, обосновывалась идея ее естественного ис­чезновения.