Структурные элементы религии
Религия в структурном отношении явление сложное. Оно включает в себя: религиозное сознание, религиозную деятельность, религиозные отношения и религиозные организации.
Практически все эти элементы имеют непосредственную или опосредованную связь с культурой. Религиозное сознание не может существовать автономно в духовном мире субъекта, не пересекаясь с другими формами общественного сознания: моралью, искусством, наукой, политикой, правом, как, в свою очередь, и религиозная деятельность, отношения и организации.
Религиозная деятельность — часть общественной духовной деятельности. Религиозную деятельность дифференцируют на вне-культовую и культовую. Внекультовая деятельность может выступать в предметно-практической, духовно-практической и духовно-теоретической формах. Предметно-практическая деятельность — производство средств религиозного культа (иконы, свечи, кресты...). Духовно-практическая религиозная деятельность — миссионерство, преподавание богословских дисциплин, менеджментная деятельность в религиозных организациях, религиозная пропаганда в СМИ, в семье. Духовно-теоретическая, внекультовая деятельность состоит в продуцировании религиозных идей, систематизации и интерпретации богословских текстов, их комментировании и разъяснении. Культовая форма религиозной деятельности связана с удовлетворением верующими их религиозных потребностей. Культ тесно связан с «драматизацией религиозного мира». Культовое действие оживляет религиозное сознание, в результате чего в сознании верующих воспроизводятся различные религиозные образы, символы, возбуждаются эмоции. Религиозно-культовая Дея дельность направлена на активизацию религиозного сознания, отношений, она непосредственно связана с проявлением религиозных качеств индивида, который с помощью культовой деятельноти находит путь к умиротворению, гармонии, радости...
Религиозные отношения — это отношения, складывающиеся духовной сфере общества. Они выражаются прежде всего в отношении субъекта к Богу. Отношения верующих к Богу моделируются сознанием без опоры на реальные законы действительности. Их угношения к себе подобным конструируются по образу и подо-5ию реальных межличностных отношений.
Религиозные организации упорядочивают религиозную деятельность. Они могут быть ориентированы на нерелигиозные сферы деятельности, например экономические (банки), политические (религиозные партии), женские, молодежные. Но главными элементами религиозных организаций являются те, которые связаны непосредственно с реальной деятельностью.
Американский социолог Смелзер выделяет пять форм религиозных организаций: церковь, секту, деноминацию, вероучение и культ.
Наиболее распространенной формой является церковь.
Церковь (греч. kyiake [oikia] — Божий дом); если интерпретировать это слово, исходя из перевода, то церковь есть обиталище Бога. В современном понимании церковь — это социальная форма организации, объединяющая верующих людей, как служителей культа, так и мирян.
Организация служителей культа, т.е. духовенства, имеет, как правило, более строгую упорядоченность, основанную на принципах иерархического и авторитарного подчинения. Что касается мирян, то они, подчиняясь правилам церкви, более свободны в своих поступках, чем духовенство.
В более узком смысле церковь — это место, в котором происходят ритуальные действия. Церковь — особым образом организованное пространство, которое в корне отличается от повседневного, в нем мирянин осознает себя совершенно иначе, чем в реальном пространстве. Пространство храма — это знаково-ритуализированное пространство, сближающее человека с Богом.
Секта (лат. sekta — образ мыслей, учение, направление) — группа оппозиционеров внутри какой-либо религии, неудовлетворенная существующим в церкви положением дел,
к изоляционизму, замкнутости и оторванности от основного религиозного направления. Деятельность секты в сознании ее единомышленников понимается как путь к духовному возрождению, восхождению к новым высотам духа через ряд морально-кодексовых, ритуальных запретов и ограничений. Иногда секта может превратиться церковь, а иногда в деноминацию.
Деноминация (лат. denominatio — переименование), по Смелзеру, промежуточное звено между церковью и сектой. Она может возникать на основе церкви, как возникло, например, лютеранство внутри католицизма, превратившееся впоследствии в одну из деноминационных ветвей протестантства, в свою очередь не ставшего отдельной религией. Иногда деноминация вырастает из секты, которая, преодолевая свою замкнутость, выходит на контакт с более широким кругом верующих.
Вероучение — совокупность догматов и положений какой-либо религии.
Культ — крайняя форма секты. Культы призывают к радикальным изменениям человека, группы, общества. Не следует путать культ как важнейший вид религиозной деятельности и культ как религиозную организационную форму.
Все указанные элементы религии находятся в тесном взаимодействии с культурой, частью которой они сами и являются, но вопрос о соотношении религии и культуры не решается однозначно.
Католические теологи, как правило, не разделяют точку зрения, согласно которой религия есть часть культуры, По их мнению, религия автономна от культуры. Но может на нее воздействовать, и достаточно сильно.
Другая точка зрения принадлежит отечественным богословам. Они считают, что культура является следствием религии. Культура — боковые побеги культа (П. Флоренский). Многие современные культурологи считают, что культура более широкое понятие и религия является важнейшей ее составляющей.
В период существования советского государства господствовал тезис о вреде религии, обосновывалась идея ее естественного исчезновения.
- 1. Цели и задачи дисциплины
- 1. Цели и задачи дисциплины
- 2. Теоретическая основа курса Программа курса Раздел 1. Культура: понятие, структура и функции
- Раздел II. Культурология в системе гуманитарных наук. Основные этапы развития культурологической мысли
- Раздел III. Морфология и динамика культуры
- Раздел IV. Исторические модели культуры. Культура и цивилизация
- Раздел V. Суперкультуры. Запад и Восток. Место России в мировом культурном процессе
- Материалы к разделам курса
- Раздел 1. Сущность культуры Многообразие и многозначность подходов в исследовании культуры
- Определения культуры.
- «Вторая природа»?
- Понятие артефакта
- Виды культуры как различные области применения понятия
- 1.Виды культуры по отношению к природе
- 2.Виды культурной деятельности в обществе
- 3.Понятие культуры по отношению к отдельному человеку
- 4.Предметный и личностный виды культуры
- Материальная и духовная культура. Культура и ее элементы
- 1.Духовная культура и ее элементы
- 2.Принцип деления, принятый нами
- 3.Основная и главная роли культуры
- 4.Содержание культуры
- 1.Познавательная и информативная функции культуры
- 2.Коммуникативная функция и культура общения
- 3.Регулятивная и оценочная функции культуры
- Раздел 2. Культурология в системе гуманитарных наук Что такое культурология?
- Проблемы культуры в трудах просветителей
- Концепции парадигмы культурологии
- 1.Эволюционистская парадигма
- 2.Анализ культурного сознания
- 3.Психологическая парадигма
- 4.Функционалистская парадигма
- 5.Структурно-антропологическая парадигма
- 6.Парадигма понимающей социологии
- 7.Парадигма постмодерна
- Школы культурологии
- Раздел 3.Морфология и динамика культуры Этнические и национальные культуры
- Массовая и элитарная культуры
- Формы духовной культуры и её основополагающие институты
- Религия как форма духовной культуры
- Генетические истоки религии
- Структурные элементы религии
- О понятии “религиозная культура”
- Наука как часть культуры
- Наука и мораль
- Искусство Искусство в контексте культуры
- Игровая природа искусства
- Оппозиционные культуры в обществе. Динамика культуры
- 1.Субкультура и контркультура
- Сложность феномена культуры
- 2.Культура и контркультура
- 3.Понятия субкультуры и контркультуры
- 4.Молодежная субкультура
- 5.Культурное творчество и сдвиги в культуре
- 6.История и культура
- Раздел 4. Исторические модели культуры Типология культуры
- 1. Понятия «тип» и «типология»
- 2. Историческая (линейная) типология культуры
- Локально-типологическое рассмотрение культуры
- Современные подходы в типологии культуры
- Культурологические концепции и типология н.Данилевского, ф.Ницше, о.Шпенглера и п.Сорокина
- Культура и цивилизации
- Внешняя и внутренняя культура, их взаимосвязь и взаимопревращение
- Раздел 5. Запад и восток Культура Запада и Востока
- 1.Запад и Восток как понятия культурологии
- 2. Отличия западной и восточной культур
- Содержание
- Материалы к разделам курса....................................................................................11
- Раздел 2. Культурология в системе гуманитарных наук.......................................29
- Раздел 3. Морфология и динамика культуры.........................................................65
- Раздел 4. Исторические модели культуры............................................................100
- Раздел 5. Запад и Восток.........................................................................................115
- Тема 1.
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Ссылки в Интернете
- Вопросы для самопроверки
- Тема II Мифология, религия, искусство и наука, как формы духовной культуры и ее основополагающие институты.
- Методические рекомендации
- Основная литература
- Ссылки в Интернете
- Вопросы для самопроверки
- Тема III Культура и история.
- Методические рекомендации
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Ссылки в Интернете
- Вопросы для самопроверки
- Литература Основная
- Дополнительная
- Ссылки в Интернете:
- 5. Контрольная работа Методические рекомендации по подготовке контрольной работы
- 6. Перечень контрольных вопросов
- 7. Глоссарий
- Ключи к тестам
- 9. Ким для контроля
- 10. Содержание вопросов для зачета
- Содержание
- 1. Цели и задачи дисциплины....................................................................................3