5.Культурное творчество и сдвиги в культуре
Несмотря на все разнообразие молодежных субкультур, ни одна из них, сколь бы экзотической она ни была, не может устранить господствующую культуру. Да, в сущности, субкультура и не ставит такой задачи.
Стойкость и возобновляемость молодежных субкультур как будто делает излишним термин «контркультура». Между тем в контексте современных исканий он обретает глубокий культур философский смысл. Дело в том, что культура вовсе не развивается путем простого приращения духовных сокровищ. Если бы процесс культурного творчества реализовывался плавно, без поворотов и мучительных мутаций, то человечество располагало бы сегодня разветвленной монокультурой. В Европе, в частности, все еще экспансионистски развертывала бы себя античная культура.
В реальности культурный процесс, в той же мере, что и научный, рождает новые культурные эпохи, радикально отличающиеся друг от друга. В культуре постоянно происходят парадигмальные сдвиги. Но как это возможно? Что порождает эти глубинные преобразования? Ответ в самом общем виде прост — контркультура. Хотя это новомодное слово, но куль-турфилософия действительно не располагает понятием, которое указывало бы на общесоциологический характер подобных преобразований.
В процессе социально-исторических изменений рождаются и новые духовные абсолюты. «Распад старых форм жизни и появление новых ценностных мотивов, — подчеркивает В.Виндельбанд, — приводят в результате к возбужденному состоянию поиска и нащупывания, к интенсивному брожению, которое требует своего выражения». Далеко не всегда эти искания приводят к появлению принципиально новой культуры. Но для того, чтобы она возникла, нужны новые ценностные ориентации, которые, как показывает немецкий философ, совершенно изменяют структуру всей жизни...
С точки зрения культурфилософии, контркультура постоянно проявляет себя в виде механизма культурных новаций. Она, следовательно, обладает огромным потенциалом обновления. Рождение новых ценностных ориентиров есть провозвестие новой культуры. «В культурной жизни, — отмечает В.Виндельбанд, — повсюду возникают сложные проблемы политического, социального, интеллектуального движения. Это создает в ценностном понимании жизни совершенно новые моменты и глубоко идущие изменения такой силы, о которой прежде и не подозревали».
О какой же новой культуре можно говорить применительно к реалиям второй половины XX в.? Разве не стало общим местом повторение мысли о том, что контркультура теперь уже есть исторический факт, архаика. Судя по всему, официальная, господствующая культура на Западе устояла. Она сумела вобрать в себя элементы конструктивных тенденций в субкультурах и сохранить собственное ядро. Натиск новых ценностных ориентации оказался недолговечным.
Но можно ли говорить, что господствующая западная культура сохранила себя, когда полностью разрушен протестантский эпос, определивший ее генезис? В современном мире произошла радикальная переоценка этики труда, смысла жизни, отношений между полами, традиций рациональности. Глубинные коррекции коснулись всего ценностного пространства. Наиболее проницательные культурфилософы, как, например, Д. Белл, давно отметили, что традиционная протестантская культура замещена теперь новой культурой, которую он в соответствии со своими неоконсервативными убеждениями называет модернистской...
Другой исследователь, профессор Калифорнийского университета Б. Бергер, в книге «Выживание контркультуры» утверждает, что в 60-х годах на Западе возникла новая культура. Вобрав в себя древние традиции — пасторализм, анархизм, романтическое мироощущение богемы, азиатские религиозные и мистические культуры, мудрость американских индейцев, нигилизм и дадаизм, — она сумела раскрыть в себе потенциал альтернативной культуры.
Бергер полагает, что молодежные субкультуры не исчезли бесследно, а вплели в ткань традиционной урбанистической культуры чуждые ей разноцветные нити. В результате и сама ткань оказалась преобразованной. По мнению Бергера, процесс сотворения новой культуры будет продолжаться. Нынешний плюрализм духовных и ценностных ориентации — залог будущей универсальной культуры, которая в свою очередь даст основу последующего дробления «родительской» культуры.
Таким образом, в этих исследованиях понятие "«контркультура» обретает иной смысл, нежели понятие «субкультура». Применительно к реальностям современного мира мы можем сказать, что значением контркультуры обладают не отдельные феномены, а вся совокупность субкультур. Сохраняя и возобновляя себя, они вместе с тем спровоцировали настоящую ценностную революцию. Контркультура, следовательно, — это совокупный эффект поисков нового ценностного ядра современной культуры.
- 1. Цели и задачи дисциплины
- 1. Цели и задачи дисциплины
- 2. Теоретическая основа курса Программа курса Раздел 1. Культура: понятие, структура и функции
- Раздел II. Культурология в системе гуманитарных наук. Основные этапы развития культурологической мысли
- Раздел III. Морфология и динамика культуры
- Раздел IV. Исторические модели культуры. Культура и цивилизация
- Раздел V. Суперкультуры. Запад и Восток. Место России в мировом культурном процессе
- Материалы к разделам курса
- Раздел 1. Сущность культуры Многообразие и многозначность подходов в исследовании культуры
- Определения культуры.
- «Вторая природа»?
- Понятие артефакта
- Виды культуры как различные области применения понятия
- 1.Виды культуры по отношению к природе
- 2.Виды культурной деятельности в обществе
- 3.Понятие культуры по отношению к отдельному человеку
- 4.Предметный и личностный виды культуры
- Материальная и духовная культура. Культура и ее элементы
- 1.Духовная культура и ее элементы
- 2.Принцип деления, принятый нами
- 3.Основная и главная роли культуры
- 4.Содержание культуры
- 1.Познавательная и информативная функции культуры
- 2.Коммуникативная функция и культура общения
- 3.Регулятивная и оценочная функции культуры
- Раздел 2. Культурология в системе гуманитарных наук Что такое культурология?
- Проблемы культуры в трудах просветителей
- Концепции парадигмы культурологии
- 1.Эволюционистская парадигма
- 2.Анализ культурного сознания
- 3.Психологическая парадигма
- 4.Функционалистская парадигма
- 5.Структурно-антропологическая парадигма
- 6.Парадигма понимающей социологии
- 7.Парадигма постмодерна
- Школы культурологии
- Раздел 3.Морфология и динамика культуры Этнические и национальные культуры
- Массовая и элитарная культуры
- Формы духовной культуры и её основополагающие институты
- Религия как форма духовной культуры
- Генетические истоки религии
- Структурные элементы религии
- О понятии “религиозная культура”
- Наука как часть культуры
- Наука и мораль
- Искусство Искусство в контексте культуры
- Игровая природа искусства
- Оппозиционные культуры в обществе. Динамика культуры
- 1.Субкультура и контркультура
- Сложность феномена культуры
- 2.Культура и контркультура
- 3.Понятия субкультуры и контркультуры
- 4.Молодежная субкультура
- 5.Культурное творчество и сдвиги в культуре
- 6.История и культура
- Раздел 4. Исторические модели культуры Типология культуры
- 1. Понятия «тип» и «типология»
- 2. Историческая (линейная) типология культуры
- Локально-типологическое рассмотрение культуры
- Современные подходы в типологии культуры
- Культурологические концепции и типология н.Данилевского, ф.Ницше, о.Шпенглера и п.Сорокина
- Культура и цивилизации
- Внешняя и внутренняя культура, их взаимосвязь и взаимопревращение
- Раздел 5. Запад и восток Культура Запада и Востока
- 1.Запад и Восток как понятия культурологии
- 2. Отличия западной и восточной культур
- Содержание
- Материалы к разделам курса....................................................................................11
- Раздел 2. Культурология в системе гуманитарных наук.......................................29
- Раздел 3. Морфология и динамика культуры.........................................................65
- Раздел 4. Исторические модели культуры............................................................100
- Раздел 5. Запад и Восток.........................................................................................115
- Тема 1.
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Ссылки в Интернете
- Вопросы для самопроверки
- Тема II Мифология, религия, искусство и наука, как формы духовной культуры и ее основополагающие институты.
- Методические рекомендации
- Основная литература
- Ссылки в Интернете
- Вопросы для самопроверки
- Тема III Культура и история.
- Методические рекомендации
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Ссылки в Интернете
- Вопросы для самопроверки
- Литература Основная
- Дополнительная
- Ссылки в Интернете:
- 5. Контрольная работа Методические рекомендации по подготовке контрольной работы
- 6. Перечень контрольных вопросов
- 7. Глоссарий
- Ключи к тестам
- 9. Ким для контроля
- 10. Содержание вопросов для зачета
- Содержание
- 1. Цели и задачи дисциплины....................................................................................3