logo
ЭУМК

3.Основная и главная роли культуры

Все это свидетельствует о снижении культурного уровня духовной атмосферы в обществе. Духовность становится все менее организо­ванной, ее уровень приближается к уровню дворов и улиц, что поддерживается средствами массовой информации. Сегодня можно быть вообще не образованным в области гуманитарных наук, но при этом считаться культурным человеком.

Но дело не в том, что необходимо больше, как полагают мно­гие, уделять внимания тому же гуманитарному образованию. Дело в развитии личностной культуры. В человеке личность можно пода­вить одинаково успешно и гуманитарным и естественно-научным образованием, а духовная культура — это не комплекс знаний или сведений, которые необходимо усвоить. Особая роль духовной культура состоит в том, что она пробуждает в человеке личность. Отсутствие личностного видения не заменить никакими знаниями, будь то естественно-научные или гуманитарные.

Таким образом, если говорить о взаимосвязи материальной и духовной культур, то нужно различать особые роли той и душой. Материальная, являясь фундаментом, базой жизни общества, играет основную роль. Духовная, пробуждая в человеке личность, играет главную, возвышающую человека, роль. Деление культуры на основную и Главную ее составляющие — это третье и последнее ее измерение.

В целом мир культуры мы представили так:

—видовые особенности, т.е. ее деление по принципу вида (предметная и личностная культура);

—родовые особенности, т.е. ее деление по принципу рода или ее

организации (материальная и духовная культура);

—ролевые особенности, т.е. ее деление по принципу значения (основная и главная роли культуры).