logo
ЭУМК

7. Глоссарий

Аккультурация - процесс изменения материальной К., обычаев и верований, происходяший при непосредственном контакте и взаимовлиянии разных социокультурных систем. Термин А. используется для обозначения как самого этого процесс, так и его результатов. А. процесс взаимодействия культур, в ходе которого происходит их изменение, усвоение ими новых элементов, образование в результате смешения разных культурных традиций принципиально нового культурного синтеза.

Артефакт - любой искусственно созданный объект, имеющий как определенные физические характеристики, так и знаковое или символическое содержание. Это предметы, вещи, орудия труда, жилище и т. п.; к артефактам относятся любые феномены духовной жизни общества: науч. теории, суеверия, произведения искусства, фольклор, - все то, что характеризуется как идеациональная сторона жизни общества.

Архетип – первообраз, идея. Означает изначальные, врожденные психические структуры, формирующих активность воображения. Лежит в основе общечеловеческой символики, выявляется в мифах, религии, искусстве, философии.

Ассимиляция культурная - полное или частичное поглощение культуры одного, обычно менее цивилизованного и более "слабого", народа другой, иноземной культурой, чаще всего путем завоевания, последующих смешанных браков и целенаправленного "растворения" порабощенного этноса в этносе поработителя.

Гуманизм - человечность, принцип мировоззрения, в основе которого

лежит убеждение в безграничности возможностей человека, его способность к совершенствованию.

Диалог культур - процесс взаимодействия культурных систем, в результате которого каждая культура осознает и обретает свою индивидуальную самобытность.

Диффузия - распределение культурных инноваций из места их возникновения и другие территории.

Духовная культура - совокупность ценностей, которые включают в себя результаты предметной деятельности человека (машины, сооружения ...), а также знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного, эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей посредством межкультурных контактов и заимствований.

Евразийство - идейное и общественно-политическое течение первой волны русской эмиграции, объединенное концепцией русской культуры как неевропейского феномена, который обладает в ряду культур мира уникальным соединением западных и восточных черт, а потому, одновременно принадлежит Западу и Востоку, в то же время не относясь ни к тому, ни к другому.

Западничество - направление общественной мысли сер. XIX в. Его пред­ставители выступали за развитие России по западноевропейскому пути, противостояли славянофилам.

Идентичность - устойчивая и осознанная система представлений индивида или общности людей о себе, позволяющая им выделяться среди других индивидов и общностей.

Интернационализация (глобализация) культурная - результат, а также сам процесс развития взаимосвязи, взаимовлияния и сближения культур различных стран и народов. Наиболее ярким проявлением И.(г.) к. служит возникшая в XX в. мировая (глобальная) культура.

Интеграция культурная - процесс углубления культурного взаимодействия и взаимовлияния между государствами, национально-культурными группами и регионами.

Искусство – эстетическая, художественно-образная форма духовной деятельности, результат субъективного, чувственно-эмоционального отношения человека к миру.

Коммуникация - передача информации (фактов, идей, образов, оценок) от индивида к индивиду, от культуры к культуре; линия или канал, соединяющий участников К., с помощью которых она осуществляется; процесс передачи и приема информации.

Компенсаторная функция – функция творческого восполнения, возмещения недоступного, труднодостижимого, утраченного, уравновешивание дисбаланса между потребностями и возможностями их удовлетворения.

Контркультура – частный случай субкультуры, имеющий ярко выраженный оппозиционный характер к общепризнанным духовным ценностям и более всего к господствующему типу официальной культуры.

Кризис культуры – разрыв преемственной связи в развитии традиций, обычаев, ценностных ориентаций, угасание или потеря идеалов, отсутствие обнадеживающей перспективы.

Культурология - гуманитарная наука, изучающая закономерности развития и функционирования культуры, ее структуру и динамику, взаимосвязи и взаимодействия с др. сферами материальной и духовной жизни. К числу важнейших проблем относится исследование вопросов истории и теории мировой и отечественной культуры.

Культура - категория, обозначающая созданную людьми искусственную сферу существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения. Понятие «культура» возникло в противовес «природе». Употребляется и в более узком смысле. В наст, время насчитывается более 500 определений. Понятие К. употребляется для характеристики определенных ист. эпох (античная культура), конкретных народностей (культура майя), для обозначения сферы духовной жизни людей и т.д.

Культурная дихотомия «Восток - Запад» - противопоставление западной цивилизации восточным, имеющее др. исторические корни. В восточной культуре преобладает установка на слияние человека с природой, отказ от активного вмешательства в процессы окружающего мира и делается акцент на личностное самосовершенствование. В западной культуре - установка на покорение природы, активное преобразование общественной жизни, культ науки и техники.

Конвергенция культуры - процесс схождения, сближения культур.

Культурная экспансия - расширение сферы господства, влияния культуры за пределы своей территории.

Материальная культура - понятие, возникшее как результат условного деления культуры на материальную и духовную. В М. к. входят: 1) культура труда и материального производства; 2) культура быта; 3)культура тоноса (жилища, дома, деревни, города); 4) культура отношения к собственному телу и т.д.

Массовая культура - (синонимы: популярная, или поп-культура, индустрия развлечений, потребительская, коммерческая культура). М. к. -разновидность культуры, которая ориентирует распространяемые ею (обычно при помощи средств массовой информации) духовные и материальные ценности на «усредненный» уровень развития массовых потребителей.

Менталитет, ментальность - образ, способ мышления личности или общественной группы, а также присущая им духовность; склад ума, умственный настрой, мировосприятие.

Маргинальная личность - человек, живущий и сознательно участвующий в культурной жизни и традициях двух разных народов.

Народная, этническая культура — культура, которая создаётся анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Н. к. называют любительской (но не по уровню, а по происхождению) и коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы.

Национальная культура - совокупность символов, верований, ценностей, норм и образцов поведения, которые характеризуют человеческое сообщество в той или иной стране, государстве.

Создателем Н. к. выступают не этносы в целом, а образованная часть общества: писатели, ученые, философы, художники гуманитарии, берущие на себя функции индивидуального творчества.

Парадигма - система основных научных достижений (теорий, методов), по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в конкретной области знаний в данный период.

Партикуляризм - мировоззренческая установка на разъединение культур, практика культурной обособленности.

Религия (лат.religio) – «система верований и ритуалов, с помощью которых группа людей объясняет и реагирует на то, что находит сверхъестественным и священным» (Джонстоун).

Релятивизм - отношение к жизни, которое характеризуется недоверием к возможностям человека познавать мир; абсолютизация относительности наших знаний.

Релятивизм культурный - направление в культурологии, утверждающее множественность культур, путей их развития и ценностных систем.

Рецепция - осознанное заимствование и освоение богатства чужой культуры в целях обогащения собственной.

Рок–культура - частный случай суб- и контркультуры, основанный на локальных ценностях определенной социальной группы, для которой наиболее свойственны гротескная форма и яркая экспрессивная выразительность.

Славянофильство - одно из направлений русской общественной и философской мысли 40-50-х гг. XIX в. Выступало с обоснованием особого, отличного от западноевропейского, пути развития России, усматривая ее са­мобытность в отсутствии классовой борьбы, в крестьянской общине, православии.

Симбиоз в культуре - процесс, возникающий в ходе взаимодействия культур, в котором собственные и заимствованные элементы и течения остаются в достаточной степени автономными, дистанцированными по отношению друг к другу.

Субкультура (лат. slub – «под) – специфическая форма культуры, основанная на иерархии локальных ценностей определенной социальной группы или общности (возрастной, профессиональной, идеологической), носящая по отношению к господствующим духовным ценностям подчиненный харакиер.

Сублимация - психический процесс преобразования и переключения энергии либидо на культуротворчество.

Универсализм культуры - мировоззренческая установка на сближение культур, их синтез.

Унификация культур - приведение культур к единой системе, форме, единообразию.

Форумность культур - понятие, употребляемое для обозначения идеи равноправия культур, признания их собственного достоинства и суверенности.

Функции культуры – возможности удовлетворения духовных потребностей человека и общества. Основные Ф.к.: гуманистическая, аккумулирующая, компенсаторная, коммуникативная, эстетическая, познавательная, воспитательная, духовно-охранительная, символическая.

Художественная культура - особая область культуры, образовавшаяся благодаря концентрации вокруг искусства ряда связанных с ним форм деятельности (художественное восприятие, мышление, творчество, переживания), духовна в своей основе, имеет как правило, изобразительный характер. Это особая целостность, в которой материальное и духовное органически соединяется. Пример близости в М. к. архитектуры к технике, в духовной культуре - литературы к науке.

Цивилизация - (от лат. civilis - гражданский). В настоящее время употребляется в нескольких значениях: синоним культуры; уровень, степень общественного развития; ступень общественного развития, следующая после варварства; стадия деградации и упадка культуры. Наиболее часто употребляется с положительным смысловым значением как высокая стадия развития культуры.

Язык – средство коммуникации, общения, закрепления и передачи информации, система знаков, с помощью которых человек выражает свои мысли и чувства, познает мир и передает накопленный опыт другим поколениям. Языки разделяются на естественные и искусственные, вербальные и невербальные, «живые» и «мертвые». «Язык – дом бытия» (Хайдеггер).

Элитарная культура - понятие, противоположное понятию «массовая культура». Выступает в форме художественного модернизма, новаторства в искусстве; ее восприятие требует специальной подготовки, работы ума и души. Э. к. характеризуется эстетической свободой и коммерческой независимостью творчества, мировоззренческой глубиной тематики, философским проникновением в сущность явлений и души человека, сложностью и многообразием форм художественного мира.

Эстетика - философская наука о наиболее общих принципах эстетического (чувственного) освоения мира в процессе любой деятельности человека, прежде всего - в искусстве. Одна из важнейших проблем - проблема прекрасного.

Этика - философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность.

Содержание

Методическая основа курса................................................................................128

Планы практических заданий и методические советы к ним.........................128

1. Тема 1. Морфология культуры......................................................................128

1.1 Методические рекомендации.....................................................................128

1.2 Основная литература...................................................................................131

1.3 Дополнительная литература.......................................................................131

1.4 Ссылки в Интернете....................................................................................132

1.5 Вопросы для самопроверки........................................................................132

2. Тема II Мифология, религия, искусство и наука, как формы духовной культуры и ее основополагающие институты..................................................132

2.1 Методические рекомендации.....................................................................133

2.2 Основная литература...................................................................................135

2.3 Дополнительная литература.......................................................................135

2.4 Ссылки в Интернете....................................................................................135

2.5 Вопросы для самопроверки........................................................................136

3. Тема III Культура и история...........................................................................136

3.1 Методические рекомендации.....................................................................137

3.2 Основная литература...................................................................................139

3.3 Дополнительная литература.......................................................................140

3.4 Ссылки в Интернете....................................................................................140

3.5 Вопросы для самопроверки.........................................................................141

4.Литература........................................................................................................142

4.1 Основная.......................................................................................................142

4.2 Дополнительная...........................................................................................142

4.3 Ссылки в Интернете....................................................................................143

5.Контрольная работа..........................................................................................145

5.1 Методические рекомендации по подготовке контрольной работы........145

5.2 Порядок выбора темы контрольной работы.............................................145

5.3 Требования к оформлению контрольных работ.......................................146

5.4 Темы контрольных работ............................................................................146

6.Перечень контрольных вопросов....................................................................148

7.Глоссарий..........................................................................................................149

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

НЕФТЯНОЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Контрольно-измерительные материалы для дистанционного обучения

УФА 2005

8. КИМ для самоконтроля

Тесты

1. Что первоначально подразумевалось под словом «культура» :

а) способы обработки земли;

б) правила поведения в обществе;

в) интеллектуальные достижения человечества;

г) создание искусственной природы.

2. Кто из немецких философов развил учение о культуре как о множестве замкнутых «организмов» , выражающих коллективную душу народа и проходящих определенный жизненный цикл :

а) М. Штирнер;

б) Ф. Шлейермахер;

в) Р. Штейнер;

г) О. Шпенглер.

3. Что такое культурология :

а) теория, объясняющая взаимовлияние различных культур в результате их общения;

б) система физических упражнений с различными отягощениями (гантелями, гирями, штангой и др.), имеющая целью развитие мускулатуры;

в) научная дисциплина, изучающая становление, развитие и гибель цивилизации;

г) общая теория культуры, изучающая зарождение, функционирование и закономерности развития культуры.

4. Что из перечисленного не относится к материальной культуре ?

а) культура труда;

б) культура быта;

в) культура общения;

г) культура отношения к собственному телу.

5. В каком смысле употребляется в научной литературе понятие «вторая природа» ?

а) общество;

б) культура;

в) техника;

г) образование.

6. Что такое «субкультура» ?

а) подкультура или культура в культуре как некое образование в рамках официальной культуры;

б) культура какой-либо социальной или демографической груп­пы;

в) в чем-то ограниченная культура социальной общности, обус­ловленная бедностью ее социальных связей, неполнотой или за­трудненностью доступа к культурному наследию;

г) все перечисленное.

7. Выберите правильное высказывание :

а) Религия – интуитивный способ постижения мира;

б) Религия – один из элементов культуры, включающий специфическое мировоззрение и мироощущение, соответствующее поведение и действия, основанные на вере в сверхъестественное;

в) оба высказывания правильны.

8. Какое из нижеперечисленных определений культуры наиболее точно раскрывает сущность понятия «культура» ?

а) культура есть совокупность всех материальных и духовных ценностей;

б) культура есть все то, что создано и преобразовано разумом и трудом человека;

в) культура есть обработка ума, т.е. просвещение, образование, воспитание человека.

9. Что из перечисленного могло играть роль идеологии :

а) искусство;

б) право;

в) мифология;

г) мораль.

10. Кто из культурологов впервые подчеркивал, что нет единой мировой культуры и, ввел в теорию культуры новое теоретическое понятие «Культурно-исторический тип» ?

а) Шпенглер;

б) Данилевский;

в) Тойнби.

11. Какие взаимоотношения существуют между материальной и духовной культурой :

а) материальная и духовная культура находятся между собой в диалектической связи;

б) между материальной и духовной культурой не существует связей, они существуют автономно друг от друга;

в) между материальной и духовной культурой существуют глубокие качественные различия, поэтому не может существовать никаких связей;

г) деление культуры па материальную и духовную не корректно; культурой называют все то, что создано человеком.

12. Как связаны между собой культура и цивилизация :

а) между культурой и цивилизацией существуют глубокие диалектические связи;

б) связей между ними не существует, поскольку эти социальные явления автономны;

в) связь между культурой и цивилизацией абсолютна: они тождественны;

г) абсолютность связей между ними проявляется уже в том, что эти понятия являются синонимами.

13. Почему киносериалы «Рабыня Изаура», «Богатые тоже плачут», «Просто Мария» и другие обрели мировую популярность :

а) они сделаны по законам массовой культуры;

б) притягивают зрителей высокими художественными достоинствами;

в) являются крупнейшими достижениями современного кино искусства;

г) приближают элитарное искусство к массовому зрителю.

14. Что из перечисленного не относится к духовной культуре ?

а) церемонии;

б) обряды и ритуалы;

в) храмы.

15. Что означает понятие «цивилизация» ?

а) уровень общественного развития;

б) ступень общественного развития, следующая за варварством;

в) синоним культуры;

г) данное понятие используется в научной литературе во всех вышеперечисленных смыслах в зависимости от контекста и взглядов автора.

16. Назовите известного русского социолога XIX века, занимавшегося проблемами культурно-исторической типологии :

а) Н. Михайловский;

б) К. Леонтьев;

в) Н. Данилевский;

г) Н. Бердяев.

17. Каким образом реализуется взаимосвязь культуры и личности ?

а) личность — объект культурного воздействия;

б) личность — субъект культурного творчества;

в) личность — носитель определенных культурных ценностей;

г) все перечисленное.

18. Выберите правильное высказывание :

а) Культурология — интегративная дисциплина, изучающая содержание общественной жизнедеятельности людей;

б) Культурология — система наук о природе и обществе;

в) Культурология — область естественнонаучного знания.

19. Выделите более полное и верное определение «мифа» .

а) миф — продукт невежества и обмана, суеверия;

б) миф — это вымысел, принимаемой за правду;

в) миф — политическая аллегория.

20. О. Шпенглер считал, что жизненный цикл каждого культурного типа складывается из трех этапов : I — подготовительный, период детства и накопления сил; II — период выявления и осуществления всех потенций, заложенных в душе данной культуры, период интенсивного творчества; и III — ... Что, согласно Шпенглеру, соответствует III этапу ?

а) период наивысшего расцвета, период создания и расцвета шедевров искусства;

б) период упадка, период цивилизации; происходит переход от творчества к бесплодию, от становления к окостенению, от органических "деяний" к механической "работе";

в) агония культуры.

21. Какое из нижеприведенных суждений правильно раскрывает понятие «миф»?

а) сказание, содержащее сведения о реальных лицах и событиях прошлого;

б) короткий устный рассказ о каком-либо случае, будто бы имевшем место в действительности;

в) сказание, передающее представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях;

г) тайный религиозный обряд, к участию в котором допускаются только посвященные.

22. Один из социологов выделил так называемый идеациональный тип культуры (господство рационального мышления). Для какого из перечисленных регионов он характерен:

а) для Дальнего Востока;

б) для Западной Европы;

в) для Ближнего Востока;

г) для Восточной Европы.

23. Что такое массовая культура? Найдите правильный ответ:

а) понятие, отражающее широко распространенные в условиях индустриального развития общества особенности бытия культуры, продукт «массового общества»;

б) процесс распространения информации с помощью технических средств на численно большие, рассредоточенные аудитории;

в) общественное сознание масс конкретного общества, отражающее условия их повседневной жизни, потребности, интересы;

г) концепция, утверждающая, что современное общество характеризуется индустриализацией и

урбанизацией, стандартизацией производства и массовым потреблением.

24. Какая из перечисленных черт не относится к понятию «субкультура» ?

а) особая ментальность;

б) автономность, закрытость;

в) тяготение к универсальности.

25. Язык является :

а) способом коммуникации;

б) средством мышления;

в) способом членения действительности на дискретные понятия и их классификации;

г) все перечисленное;

д) все перечисленное, кроме пункта в).

26. Подберите правильное определение к понятию «мифология» :

а) Фантастическое отражение действительности, возникающее в результате одушевления природы и всего мира в первобытном сознании;

б) Наука, изучающая мифы и сказания;

в) Оба определения правильны;

г) Оба определения неправильны.

27. Какой из нижеперечисленных терминов адекватно отражает процесс усвоения индивидом на протяжении всей его жизни социальных норм и культурных ценностей общества, к которому он принадлежит :

а) адаптация;

б) аккомодация;

в) образование;

г) социализация.

28. В отношении марксизма к религии есть такое положение: религия, есть частное дело по отношению к государству, но не частное дело по отношению к партии. В этом тезисе синтезированы различные ценности. Какой из них в марксизме рассматривается как приоритетный ?

а) религиозные;

б) правовые;

в) партийные;

г) нравственные.

29. К какому виду культуры относится движение хиппи ?

а) субкультуре;

б) контркультуре;

в) антикультуре.

30. Что такое искусство ?

а) уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры;

б) совокупность материальных ценностей, которыми обладает то или иное общество, находящееся на определенной стадии развития;

в) неотъемлемая составная часть духовной культуры, специфический род духовного освоения человеком действительности, формирующий и развивающий его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты.

31. Кто из известных культурологов выдвинул так называемую «игровую теорию культуры»:

а) Э. Кассирер;

б) И. Хейзинга;

в) К. Юнг;

г) О. Шпенглер.

32. Что такое субкультура :

а) совокупность некоторых негативно интерпретированных норм и ценностей культуры, функционирующих в качестве культуры преступного слоя общества;

б) особая форма организации людей (чаще всего молодежи) — автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышление ее носителей, отличающееся своими обычаями, нормами и комплексами ценностей;

в) трансформированная профессиональным мышлением система ценностей традиционной культуры, получившая своеобразную мировоззренческую окраску;

г) все три определения.

33. Какой из родов духовной культуры преимущественно носит на себе познавательную функцию ?

а) искусство;

б) наука;

в) право.

34. Недостаток трудовой теории происхождения человека состоит в том, что:

а) труд порождает создание, но труд - целесообразная деятельность, которая предполагает наличие готового сознания;

б) труд наличествует и у некоторых животных и насекомых, например, у бобров, пчел, муравьев и т.д.;

в) труд возникает только с появлением сложных орудий труда (плуга, колеса и т.д.), которых у первобытного человека быть не могло.

35. Выберите правильное высказывание :

а) Наука – производительная сила общества;

б) Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности;

в) Оба высказывания правильны.

36. Выберите правильное высказывание :

а) Кич — синоним псевдоискусства, относящегося к самым нижним пластам массовой культуры;

б) Кич — высшая форма проявления художественности в искусстве.

37. Какое из нижеуказанных определений истины наиболее ближе подходит к научному определению истины ?

а) истина — это Бог;

б) истина — то, что принадлежит большинству людей;

в) истина — такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества;

г) истина — то, что полезно.

38. По отношению к какой культуре относится понятие «вторая природа» ?

а) культуре вообще;

б) художественной культуре;

в) материальной культуре;

г) физической культуре.

39. Суть игровой теории культурогенеза состоит в том :

а) игра порождает трудовую деятельность, результатом которой является создание артефактов –

культуры;

б) игра изначально имеет эротический характер и ее самый первый вариант — брачная игра, поэтому

рождение культуры из игры, по сути, равносильно происхождению культуры из бессознательных

психологических импульсов;

в) культура рождается из игровой деятельности перволюдей.

40. Культурология — это:

а) социальная наука;

б) гуманитарное знание;

в) интегративное знание.