7. Глоссарий
Аккультурация - процесс изменения материальной К., обычаев и верований, происходяший при непосредственном контакте и взаимовлиянии разных социокультурных систем. Термин А. используется для обозначения как самого этого процесс, так и его результатов. А. процесс взаимодействия культур, в ходе которого происходит их изменение, усвоение ими новых элементов, образование в результате смешения разных культурных традиций принципиально нового культурного синтеза.
Артефакт - любой искусственно созданный объект, имеющий как определенные физические характеристики, так и знаковое или символическое содержание. Это предметы, вещи, орудия труда, жилище и т. п.; к артефактам относятся любые феномены духовной жизни общества: науч. теории, суеверия, произведения искусства, фольклор, - все то, что характеризуется как идеациональная сторона жизни общества.
Архетип – первообраз, идея. Означает изначальные, врожденные психические структуры, формирующих активность воображения. Лежит в основе общечеловеческой символики, выявляется в мифах, религии, искусстве, философии.
Ассимиляция культурная - полное или частичное поглощение культуры одного, обычно менее цивилизованного и более "слабого", народа другой, иноземной культурой, чаще всего путем завоевания, последующих смешанных браков и целенаправленного "растворения" порабощенного этноса в этносе поработителя.
Гуманизм - человечность, принцип мировоззрения, в основе которого
лежит убеждение в безграничности возможностей человека, его способность к совершенствованию.
Диалог культур - процесс взаимодействия культурных систем, в результате которого каждая культура осознает и обретает свою индивидуальную самобытность.
Диффузия - распределение культурных инноваций из места их возникновения и другие территории.
Духовная культура - совокупность ценностей, которые включают в себя результаты предметной деятельности человека (машины, сооружения ...), а также знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного, эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей посредством межкультурных контактов и заимствований.
Евразийство - идейное и общественно-политическое течение первой волны русской эмиграции, объединенное концепцией русской культуры как неевропейского феномена, который обладает в ряду культур мира уникальным соединением западных и восточных черт, а потому, одновременно принадлежит Западу и Востоку, в то же время не относясь ни к тому, ни к другому.
Западничество - направление общественной мысли сер. XIX в. Его представители выступали за развитие России по западноевропейскому пути, противостояли славянофилам.
Идентичность - устойчивая и осознанная система представлений индивида или общности людей о себе, позволяющая им выделяться среди других индивидов и общностей.
Интернационализация (глобализация) культурная - результат, а также сам процесс развития взаимосвязи, взаимовлияния и сближения культур различных стран и народов. Наиболее ярким проявлением И.(г.) к. служит возникшая в XX в. мировая (глобальная) культура.
Интеграция культурная - процесс углубления культурного взаимодействия и взаимовлияния между государствами, национально-культурными группами и регионами.
Искусство – эстетическая, художественно-образная форма духовной деятельности, результат субъективного, чувственно-эмоционального отношения человека к миру.
Коммуникация - передача информации (фактов, идей, образов, оценок) от индивида к индивиду, от культуры к культуре; линия или канал, соединяющий участников К., с помощью которых она осуществляется; процесс передачи и приема информации.
Компенсаторная функция – функция творческого восполнения, возмещения недоступного, труднодостижимого, утраченного, уравновешивание дисбаланса между потребностями и возможностями их удовлетворения.
Контркультура – частный случай субкультуры, имеющий ярко выраженный оппозиционный характер к общепризнанным духовным ценностям и более всего к господствующему типу официальной культуры.
Кризис культуры – разрыв преемственной связи в развитии традиций, обычаев, ценностных ориентаций, угасание или потеря идеалов, отсутствие обнадеживающей перспективы.
Культурология - гуманитарная наука, изучающая закономерности развития и функционирования культуры, ее структуру и динамику, взаимосвязи и взаимодействия с др. сферами материальной и духовной жизни. К числу важнейших проблем относится исследование вопросов истории и теории мировой и отечественной культуры.
Культура - категория, обозначающая созданную людьми искусственную сферу существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения. Понятие «культура» возникло в противовес «природе». Употребляется и в более узком смысле. В наст, время насчитывается более 500 определений. Понятие К. употребляется для характеристики определенных ист. эпох (античная культура), конкретных народностей (культура майя), для обозначения сферы духовной жизни людей и т.д.
Культурная дихотомия «Восток - Запад» - противопоставление западной цивилизации восточным, имеющее др. исторические корни. В восточной культуре преобладает установка на слияние человека с природой, отказ от активного вмешательства в процессы окружающего мира и делается акцент на личностное самосовершенствование. В западной культуре - установка на покорение природы, активное преобразование общественной жизни, культ науки и техники.
Конвергенция культуры - процесс схождения, сближения культур.
Культурная экспансия - расширение сферы господства, влияния культуры за пределы своей территории.
Материальная культура - понятие, возникшее как результат условного деления культуры на материальную и духовную. В М. к. входят: 1) культура труда и материального производства; 2) культура быта; 3)культура тоноса (жилища, дома, деревни, города); 4) культура отношения к собственному телу и т.д.
Массовая культура - (синонимы: популярная, или поп-культура, индустрия развлечений, потребительская, коммерческая культура). М. к. -разновидность культуры, которая ориентирует распространяемые ею (обычно при помощи средств массовой информации) духовные и материальные ценности на «усредненный» уровень развития массовых потребителей.
Менталитет, ментальность - образ, способ мышления личности или общественной группы, а также присущая им духовность; склад ума, умственный настрой, мировосприятие.
Маргинальная личность - человек, живущий и сознательно участвующий в культурной жизни и традициях двух разных народов.
Народная, этническая культура — культура, которая создаётся анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Н. к. называют любительской (но не по уровню, а по происхождению) и коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы.
Национальная культура - совокупность символов, верований, ценностей, норм и образцов поведения, которые характеризуют человеческое сообщество в той или иной стране, государстве.
Создателем Н. к. выступают не этносы в целом, а образованная часть общества: писатели, ученые, философы, художники гуманитарии, берущие на себя функции индивидуального творчества.
Парадигма - система основных научных достижений (теорий, методов), по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в конкретной области знаний в данный период.
Партикуляризм - мировоззренческая установка на разъединение культур, практика культурной обособленности.
Религия (лат.religio) – «система верований и ритуалов, с помощью которых группа людей объясняет и реагирует на то, что находит сверхъестественным и священным» (Джонстоун).
Релятивизм - отношение к жизни, которое характеризуется недоверием к возможностям человека познавать мир; абсолютизация относительности наших знаний.
Релятивизм культурный - направление в культурологии, утверждающее множественность культур, путей их развития и ценностных систем.
Рецепция - осознанное заимствование и освоение богатства чужой культуры в целях обогащения собственной.
Рок–культура - частный случай суб- и контркультуры, основанный на локальных ценностях определенной социальной группы, для которой наиболее свойственны гротескная форма и яркая экспрессивная выразительность.
Славянофильство - одно из направлений русской общественной и философской мысли 40-50-х гг. XIX в. Выступало с обоснованием особого, отличного от западноевропейского, пути развития России, усматривая ее самобытность в отсутствии классовой борьбы, в крестьянской общине, православии.
Симбиоз в культуре - процесс, возникающий в ходе взаимодействия культур, в котором собственные и заимствованные элементы и течения остаются в достаточной степени автономными, дистанцированными по отношению друг к другу.
Субкультура (лат. slub – «под) – специфическая форма культуры, основанная на иерархии локальных ценностей определенной социальной группы или общности (возрастной, профессиональной, идеологической), носящая по отношению к господствующим духовным ценностям подчиненный харакиер.
Сублимация - психический процесс преобразования и переключения энергии либидо на культуротворчество.
Универсализм культуры - мировоззренческая установка на сближение культур, их синтез.
Унификация культур - приведение культур к единой системе, форме, единообразию.
Форумность культур - понятие, употребляемое для обозначения идеи равноправия культур, признания их собственного достоинства и суверенности.
Функции культуры – возможности удовлетворения духовных потребностей человека и общества. Основные Ф.к.: гуманистическая, аккумулирующая, компенсаторная, коммуникативная, эстетическая, познавательная, воспитательная, духовно-охранительная, символическая.
Художественная культура - особая область культуры, образовавшаяся благодаря концентрации вокруг искусства ряда связанных с ним форм деятельности (художественное восприятие, мышление, творчество, переживания), духовна в своей основе, имеет как правило, изобразительный характер. Это особая целостность, в которой материальное и духовное органически соединяется. Пример близости в М. к. архитектуры к технике, в духовной культуре - литературы к науке.
Цивилизация - (от лат. civilis - гражданский). В настоящее время употребляется в нескольких значениях: синоним культуры; уровень, степень общественного развития; ступень общественного развития, следующая после варварства; стадия деградации и упадка культуры. Наиболее часто употребляется с положительным смысловым значением как высокая стадия развития культуры.
Язык – средство коммуникации, общения, закрепления и передачи информации, система знаков, с помощью которых человек выражает свои мысли и чувства, познает мир и передает накопленный опыт другим поколениям. Языки разделяются на естественные и искусственные, вербальные и невербальные, «живые» и «мертвые». «Язык – дом бытия» (Хайдеггер).
Элитарная культура - понятие, противоположное понятию «массовая культура». Выступает в форме художественного модернизма, новаторства в искусстве; ее восприятие требует специальной подготовки, работы ума и души. Э. к. характеризуется эстетической свободой и коммерческой независимостью творчества, мировоззренческой глубиной тематики, философским проникновением в сущность явлений и души человека, сложностью и многообразием форм художественного мира.
Эстетика - философская наука о наиболее общих принципах эстетического (чувственного) освоения мира в процессе любой деятельности человека, прежде всего - в искусстве. Одна из важнейших проблем - проблема прекрасного.
Этика - философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность.
Содержание
Методическая основа курса................................................................................128
Планы практических заданий и методические советы к ним.........................128
1. Тема 1. Морфология культуры......................................................................128
1.1 Методические рекомендации.....................................................................128
1.2 Основная литература...................................................................................131
1.3 Дополнительная литература.......................................................................131
1.4 Ссылки в Интернете....................................................................................132
1.5 Вопросы для самопроверки........................................................................132
2. Тема II Мифология, религия, искусство и наука, как формы духовной культуры и ее основополагающие институты..................................................132
2.1 Методические рекомендации.....................................................................133
2.2 Основная литература...................................................................................135
2.3 Дополнительная литература.......................................................................135
2.4 Ссылки в Интернете....................................................................................135
2.5 Вопросы для самопроверки........................................................................136
3. Тема III Культура и история...........................................................................136
3.1 Методические рекомендации.....................................................................137
3.2 Основная литература...................................................................................139
3.3 Дополнительная литература.......................................................................140
3.4 Ссылки в Интернете....................................................................................140
3.5 Вопросы для самопроверки.........................................................................141
4.Литература........................................................................................................142
4.1 Основная.......................................................................................................142
4.2 Дополнительная...........................................................................................142
4.3 Ссылки в Интернете....................................................................................143
5.Контрольная работа..........................................................................................145
5.1 Методические рекомендации по подготовке контрольной работы........145
5.2 Порядок выбора темы контрольной работы.............................................145
5.3 Требования к оформлению контрольных работ.......................................146
5.4 Темы контрольных работ............................................................................146
6.Перечень контрольных вопросов....................................................................148
7.Глоссарий..........................................................................................................149
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
НЕФТЯНОЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Контрольно-измерительные материалы для дистанционного обучения
УФА 2005
8. КИМ для самоконтроля
Тесты
1. Что первоначально подразумевалось под словом «культура» :
а) способы обработки земли;
б) правила поведения в обществе;
в) интеллектуальные достижения человечества;
г) создание искусственной природы.
2. Кто из немецких философов развил учение о культуре как о множестве замкнутых «организмов» , выражающих коллективную душу народа и проходящих определенный жизненный цикл :
а) М. Штирнер;
б) Ф. Шлейермахер;
в) Р. Штейнер;
г) О. Шпенглер.
3. Что такое культурология :
а) теория, объясняющая взаимовлияние различных культур в результате их общения;
б) система физических упражнений с различными отягощениями (гантелями, гирями, штангой и др.), имеющая целью развитие мускулатуры;
в) научная дисциплина, изучающая становление, развитие и гибель цивилизации;
г) общая теория культуры, изучающая зарождение, функционирование и закономерности развития культуры.
4. Что из перечисленного не относится к материальной культуре ?
а) культура труда;
б) культура быта;
в) культура общения;
г) культура отношения к собственному телу.
5. В каком смысле употребляется в научной литературе понятие «вторая природа» ?
а) общество;
б) культура;
в) техника;
г) образование.
6. Что такое «субкультура» ?
а) подкультура или культура в культуре как некое образование в рамках официальной культуры;
б) культура какой-либо социальной или демографической группы;
в) в чем-то ограниченная культура социальной общности, обусловленная бедностью ее социальных связей, неполнотой или затрудненностью доступа к культурному наследию;
г) все перечисленное.
7. Выберите правильное высказывание :
а) Религия – интуитивный способ постижения мира;
б) Религия – один из элементов культуры, включающий специфическое мировоззрение и мироощущение, соответствующее поведение и действия, основанные на вере в сверхъестественное;
в) оба высказывания правильны.
8. Какое из нижеперечисленных определений культуры наиболее точно раскрывает сущность понятия «культура» ?
а) культура есть совокупность всех материальных и духовных ценностей;
б) культура есть все то, что создано и преобразовано разумом и трудом человека;
в) культура есть обработка ума, т.е. просвещение, образование, воспитание человека.
9. Что из перечисленного могло играть роль идеологии :
а) искусство;
б) право;
в) мифология;
г) мораль.
10. Кто из культурологов впервые подчеркивал, что нет единой мировой культуры и, ввел в теорию культуры новое теоретическое понятие «Культурно-исторический тип» ?
а) Шпенглер;
б) Данилевский;
в) Тойнби.
11. Какие взаимоотношения существуют между материальной и духовной культурой :
а) материальная и духовная культура находятся между собой в диалектической связи;
б) между материальной и духовной культурой не существует связей, они существуют автономно друг от друга;
в) между материальной и духовной культурой существуют глубокие качественные различия, поэтому не может существовать никаких связей;
г) деление культуры па материальную и духовную не корректно; культурой называют все то, что создано человеком.
12. Как связаны между собой культура и цивилизация :
а) между культурой и цивилизацией существуют глубокие диалектические связи;
б) связей между ними не существует, поскольку эти социальные явления автономны;
в) связь между культурой и цивилизацией абсолютна: они тождественны;
г) абсолютность связей между ними проявляется уже в том, что эти понятия являются синонимами.
13. Почему киносериалы «Рабыня Изаура», «Богатые тоже плачут», «Просто Мария» и другие обрели мировую популярность :
а) они сделаны по законам массовой культуры;
б) притягивают зрителей высокими художественными достоинствами;
в) являются крупнейшими достижениями современного кино искусства;
г) приближают элитарное искусство к массовому зрителю.
14. Что из перечисленного не относится к духовной культуре ?
а) церемонии;
б) обряды и ритуалы;
в) храмы.
15. Что означает понятие «цивилизация» ?
а) уровень общественного развития;
б) ступень общественного развития, следующая за варварством;
в) синоним культуры;
г) данное понятие используется в научной литературе во всех вышеперечисленных смыслах в зависимости от контекста и взглядов автора.
16. Назовите известного русского социолога XIX века, занимавшегося проблемами культурно-исторической типологии :
а) Н. Михайловский;
б) К. Леонтьев;
в) Н. Данилевский;
г) Н. Бердяев.
17. Каким образом реализуется взаимосвязь культуры и личности ?
а) личность — объект культурного воздействия;
б) личность — субъект культурного творчества;
в) личность — носитель определенных культурных ценностей;
г) все перечисленное.
18. Выберите правильное высказывание :
а) Культурология — интегративная дисциплина, изучающая содержание общественной жизнедеятельности людей;
б) Культурология — система наук о природе и обществе;
в) Культурология — область естественнонаучного знания.
19. Выделите более полное и верное определение «мифа» .
а) миф — продукт невежества и обмана, суеверия;
б) миф — это вымысел, принимаемой за правду;
в) миф — политическая аллегория.
20. О. Шпенглер считал, что жизненный цикл каждого культурного типа складывается из трех этапов : I — подготовительный, период детства и накопления сил; II — период выявления и осуществления всех потенций, заложенных в душе данной культуры, период интенсивного творчества; и III — ... Что, согласно Шпенглеру, соответствует III этапу ?
а) период наивысшего расцвета, период создания и расцвета шедевров искусства;
б) период упадка, период цивилизации; происходит переход от творчества к бесплодию, от становления к окостенению, от органических "деяний" к механической "работе";
в) агония культуры.
21. Какое из нижеприведенных суждений правильно раскрывает понятие «миф»?
а) сказание, содержащее сведения о реальных лицах и событиях прошлого;
б) короткий устный рассказ о каком-либо случае, будто бы имевшем место в действительности;
в) сказание, передающее представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях;
г) тайный религиозный обряд, к участию в котором допускаются только посвященные.
22. Один из социологов выделил так называемый идеациональный тип культуры (господство рационального мышления). Для какого из перечисленных регионов он характерен:
а) для Дальнего Востока;
б) для Западной Европы;
в) для Ближнего Востока;
г) для Восточной Европы.
23. Что такое массовая культура? Найдите правильный ответ:
а) понятие, отражающее широко распространенные в условиях индустриального развития общества особенности бытия культуры, продукт «массового общества»;
б) процесс распространения информации с помощью технических средств на численно большие, рассредоточенные аудитории;
в) общественное сознание масс конкретного общества, отражающее условия их повседневной жизни, потребности, интересы;
г) концепция, утверждающая, что современное общество характеризуется индустриализацией и
урбанизацией, стандартизацией производства и массовым потреблением.
24. Какая из перечисленных черт не относится к понятию «субкультура» ?
а) особая ментальность;
б) автономность, закрытость;
в) тяготение к универсальности.
25. Язык является :
а) способом коммуникации;
б) средством мышления;
в) способом членения действительности на дискретные понятия и их классификации;
г) все перечисленное;
д) все перечисленное, кроме пункта в).
26. Подберите правильное определение к понятию «мифология» :
а) Фантастическое отражение действительности, возникающее в результате одушевления природы и всего мира в первобытном сознании;
б) Наука, изучающая мифы и сказания;
в) Оба определения правильны;
г) Оба определения неправильны.
27. Какой из нижеперечисленных терминов адекватно отражает процесс усвоения индивидом на протяжении всей его жизни социальных норм и культурных ценностей общества, к которому он принадлежит :
а) адаптация;
б) аккомодация;
в) образование;
г) социализация.
28. В отношении марксизма к религии есть такое положение: религия, есть частное дело по отношению к государству, но не частное дело по отношению к партии. В этом тезисе синтезированы различные ценности. Какой из них в марксизме рассматривается как приоритетный ?
а) религиозные;
б) правовые;
в) партийные;
г) нравственные.
29. К какому виду культуры относится движение хиппи ?
а) субкультуре;
б) контркультуре;
в) антикультуре.
30. Что такое искусство ?
а) уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры;
б) совокупность материальных ценностей, которыми обладает то или иное общество, находящееся на определенной стадии развития;
в) неотъемлемая составная часть духовной культуры, специфический род духовного освоения человеком действительности, формирующий и развивающий его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты.
31. Кто из известных культурологов выдвинул так называемую «игровую теорию культуры»:
а) Э. Кассирер;
б) И. Хейзинга;
в) К. Юнг;
г) О. Шпенглер.
32. Что такое субкультура :
а) совокупность некоторых негативно интерпретированных норм и ценностей культуры, функционирующих в качестве культуры преступного слоя общества;
б) особая форма организации людей (чаще всего молодежи) — автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышление ее носителей, отличающееся своими обычаями, нормами и комплексами ценностей;
в) трансформированная профессиональным мышлением система ценностей традиционной культуры, получившая своеобразную мировоззренческую окраску;
г) все три определения.
33. Какой из родов духовной культуры преимущественно носит на себе познавательную функцию ?
а) искусство;
б) наука;
в) право.
34. Недостаток трудовой теории происхождения человека состоит в том, что:
а) труд порождает создание, но труд - целесообразная деятельность, которая предполагает наличие готового сознания;
б) труд наличествует и у некоторых животных и насекомых, например, у бобров, пчел, муравьев и т.д.;
в) труд возникает только с появлением сложных орудий труда (плуга, колеса и т.д.), которых у первобытного человека быть не могло.
35. Выберите правильное высказывание :
а) Наука – производительная сила общества;
б) Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности;
в) Оба высказывания правильны.
36. Выберите правильное высказывание :
а) Кич — синоним псевдоискусства, относящегося к самым нижним пластам массовой культуры;
б) Кич — высшая форма проявления художественности в искусстве.
37. Какое из нижеуказанных определений истины наиболее ближе подходит к научному определению истины ?
а) истина — это Бог;
б) истина — то, что принадлежит большинству людей;
в) истина — такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества;
г) истина — то, что полезно.
38. По отношению к какой культуре относится понятие «вторая природа» ?
а) культуре вообще;
б) художественной культуре;
в) материальной культуре;
г) физической культуре.
39. Суть игровой теории культурогенеза состоит в том :
а) игра порождает трудовую деятельность, результатом которой является создание артефактов –
культуры;
б) игра изначально имеет эротический характер и ее самый первый вариант — брачная игра, поэтому
рождение культуры из игры, по сути, равносильно происхождению культуры из бессознательных
психологических импульсов;
в) культура рождается из игровой деятельности перволюдей.
40. Культурология — это:
а) социальная наука;
б) гуманитарное знание;
в) интегративное знание.
- 1. Цели и задачи дисциплины
- 1. Цели и задачи дисциплины
- 2. Теоретическая основа курса Программа курса Раздел 1. Культура: понятие, структура и функции
- Раздел II. Культурология в системе гуманитарных наук. Основные этапы развития культурологической мысли
- Раздел III. Морфология и динамика культуры
- Раздел IV. Исторические модели культуры. Культура и цивилизация
- Раздел V. Суперкультуры. Запад и Восток. Место России в мировом культурном процессе
- Материалы к разделам курса
- Раздел 1. Сущность культуры Многообразие и многозначность подходов в исследовании культуры
- Определения культуры.
- «Вторая природа»?
- Понятие артефакта
- Виды культуры как различные области применения понятия
- 1.Виды культуры по отношению к природе
- 2.Виды культурной деятельности в обществе
- 3.Понятие культуры по отношению к отдельному человеку
- 4.Предметный и личностный виды культуры
- Материальная и духовная культура. Культура и ее элементы
- 1.Духовная культура и ее элементы
- 2.Принцип деления, принятый нами
- 3.Основная и главная роли культуры
- 4.Содержание культуры
- 1.Познавательная и информативная функции культуры
- 2.Коммуникативная функция и культура общения
- 3.Регулятивная и оценочная функции культуры
- Раздел 2. Культурология в системе гуманитарных наук Что такое культурология?
- Проблемы культуры в трудах просветителей
- Концепции парадигмы культурологии
- 1.Эволюционистская парадигма
- 2.Анализ культурного сознания
- 3.Психологическая парадигма
- 4.Функционалистская парадигма
- 5.Структурно-антропологическая парадигма
- 6.Парадигма понимающей социологии
- 7.Парадигма постмодерна
- Школы культурологии
- Раздел 3.Морфология и динамика культуры Этнические и национальные культуры
- Массовая и элитарная культуры
- Формы духовной культуры и её основополагающие институты
- Религия как форма духовной культуры
- Генетические истоки религии
- Структурные элементы религии
- О понятии “религиозная культура”
- Наука как часть культуры
- Наука и мораль
- Искусство Искусство в контексте культуры
- Игровая природа искусства
- Оппозиционные культуры в обществе. Динамика культуры
- 1.Субкультура и контркультура
- Сложность феномена культуры
- 2.Культура и контркультура
- 3.Понятия субкультуры и контркультуры
- 4.Молодежная субкультура
- 5.Культурное творчество и сдвиги в культуре
- 6.История и культура
- Раздел 4. Исторические модели культуры Типология культуры
- 1. Понятия «тип» и «типология»
- 2. Историческая (линейная) типология культуры
- Локально-типологическое рассмотрение культуры
- Современные подходы в типологии культуры
- Культурологические концепции и типология н.Данилевского, ф.Ницше, о.Шпенглера и п.Сорокина
- Культура и цивилизации
- Внешняя и внутренняя культура, их взаимосвязь и взаимопревращение
- Раздел 5. Запад и восток Культура Запада и Востока
- 1.Запад и Восток как понятия культурологии
- 2. Отличия западной и восточной культур
- Содержание
- Материалы к разделам курса....................................................................................11
- Раздел 2. Культурология в системе гуманитарных наук.......................................29
- Раздел 3. Морфология и динамика культуры.........................................................65
- Раздел 4. Исторические модели культуры............................................................100
- Раздел 5. Запад и Восток.........................................................................................115
- Тема 1.
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Ссылки в Интернете
- Вопросы для самопроверки
- Тема II Мифология, религия, искусство и наука, как формы духовной культуры и ее основополагающие институты.
- Методические рекомендации
- Основная литература
- Ссылки в Интернете
- Вопросы для самопроверки
- Тема III Культура и история.
- Методические рекомендации
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Ссылки в Интернете
- Вопросы для самопроверки
- Литература Основная
- Дополнительная
- Ссылки в Интернете:
- 5. Контрольная работа Методические рекомендации по подготовке контрольной работы
- 6. Перечень контрольных вопросов
- 7. Глоссарий
- Ключи к тестам
- 9. Ким для контроля
- 10. Содержание вопросов для зачета
- Содержание
- 1. Цели и задачи дисциплины....................................................................................3