Школы культурологии
Американская антропологическая школа — одна из ведущих национальных школ, в широком смысле — американская антропологическая традиция. В рамках американской антропологической школы сформировался ряд направлений, опирающихся на собственную методологию и методику исследования, отчетливо образующих самостоятельные школы: историческую (Боас, Кребер, Уисслер, Лоуи), этно-психологическую (Кардинер, Бенедикт, М. Мид и др.), культурно-эволюционную (Л. Уайт, М. Салинс, Э. Сервис, Дж. Стюард и др.) и т. д. Американская антропологическая школа пережила в своем развитии ряд этапов, связанных со сменой преобладающего методологического подхода: от классического эволюционизма Моргана (с середины до конца 19 века), его дискредитации и полного вытеснения антиэволюционным эмпиризмом Боаса, противостояния исторического подхода любым другим интерпретациям культуры (включая структурно-функциональный) до возрождения эволюционизма (Уайт) и утверждения методологического плюрализма во второй половине 20 века. Особенность американской традиции в антропологии как науки о человеке — нерасчлененность знания, стремление к целостному подходу в изучении человека как существа биологического и культурного одновременно и выделение культуры как центрального объекта исследования, основного и автономного феномена истории...
Полем для этнографических исследований американских антропологов стала большая часть культурных регионов Земли. Первые полевые исследования проводились в целях изучения культур коренного населения Северной Америки, затем в сферу интересов американской антропологии вошли Латинская Америка, Африка, Океания и Азия. Был собран и систематизирован объемный и уникальный материал по истории культуры, который составил основу музейных коллекций и послужил источником для социокультурного анализа...
Особенностью американской антропологической школы второй половины 20 века, помимо мирного сосуществования и взаимного обогащения различных методологических подходов (диффузионизм, эволюционизм, структурализм, функционализм) является использование наследия предшественников, что позволяет говорить о существовании непрерывной традиции в американской антропологии...
В 70—80 годы в американской антропологии произошли изменения в традиционной ориентации на изучение незападных, дописьменных культур к изучению культур всех типов, включая постиндустриальное общество. Одним из объектов тщательного изучения становится культура США (Харрис, Салинс и др.). Изменились внешние привычные условия работы — резко сузилось поле этнографических исследований вместе с исчезновением многих локальных культур с лица Земли.
Культурно-эволюционная школа (школа Л. Уайта) — направление неоэволюционизм, сформировалось в 60-е годы в американской культурной антропологии (Д.Ф. Аберле, Р.Н. Адаме, Р. Андерсон, Р. Карнейро, Г.Е. Докул, М. Харрис, MX Оплер, М.Д. Салинс, Э.Р. Сервис и др.). Теоретическую основу школы составила культурология Л. Уайта, которую он рассматривал как принципиально новый способ изучения культурных явлений, общих закономерностей культурно-исторического процесса и специфики человеческой культуры. Определяющую роль в развитии направления сыграли следующие разработки Л. Уайта: концепция культуры как самоорганизующейся системы с ее подсистемами; роль технологической подсистемы как средства взаимодействия человека с естественной средой обитания; энергетическая теория и введение в науку о культуре методов исследования естественных наук; использование второго закона термодинамики; моделирование как способ изучения культуры.
Школа "анналов" ("новая историческая паука") — научное направление, возникшее во Франции и группирующееся вокруг основанного М. Блоком и Л. Февром журнала, выходившего под названием "Анналы" (1929-1939). "Анналы социальный и экономической истории" (1939-1941), "Анналы социальной истории" (1941-1945), непериодический "Сборник социальной истории", "Анналы. Экономики, Общества. Цивилизации" (1945-1994), с 1994-го "Анналы. История, социальные науки". Суть "коперниканской революции", как назвали возникновение школы "анналов"сторонники этого направления, состояла в замене классической "истории-повествования" "историей-проблемой", в попытке создать "тотальную" историю, т. е. историю, описывающую все существующие в обществе связи — экономические, социальные, культурные. С этим связан решительный разрыв с традиционной позитивистски ориентированной исторической наукой. Школа "Анналов" обращается к иному, нежели прежде, объекту изучения и ставит в центр не деятельность "великих" людей, не описание событий, в первую очередь политических, а исследование всего общества в его целостности, вскрытие глубинных структур, существовавших в течение больших временных отрезков. Такой подход требовал привлечения данных смежных наук — социологии, этнологии, географии — и смены взглядов на исторические источники.
Лит.: Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа "Анналов". М, 1993 [42, с. 533].
Тартуско-московская школа ~ направление в отечественной (русскоязычной) семиотике, лингвистике, литературоведении, культурологии. На основании того, что в рамках данной школы осуществлялось применение структурно-семиотических методов к анализу языков культуры и культурных текстов, ее принято относить к структурализму. Тартуско-московская школа возникла в начале 60-х годов как следствие объединения двух исследовательских групп — преподавателей и студентов кафедры русской литературы университета г. Тарту (Эстония) (Б.Ф. Егоров, Ю.М. Лотман, З.Г. Минц, А.И. Чернов и др.) и группы московских лингвистов и филологов (Б.А. Успенский, В.Н. Топоров, Вяч. Вс. Иванов, Ю.К. Лекомцев и др.), возникшего как следствие общего исследовательского интереса к проблематике строения и функционирования знаковых систем в человеческом сообществе. Результатом деятельности школы, вдохновителем которой был Лотман, стала организация регулярных конференций (летних школ) и издание сборника научных трудов по проблемам знаковых ("вторичных моделирующих" — внутренний термин тартуско-московской школы) систем.
Методически тартуско-московская школа опиралась на традиции советской структурной лингвистики (П.Г. Богатырев, Жирмунский, Пропп), а также на современные зарубежные работы по структурно-семиотическому анализу (применение математического моделирования, статистических методов, элементов теории информации). Тартуско-московская школа практически отказалась от методологических исследований, сосредоточившись на прикладных вопросах семиотического анализа. Взяв за основу предложенный еще де Соссюром тезис о структурном единстве всех языков, представители тартуско-московской школы на уровне прикладных исследований попытались выявить структурные элементы и принципы их применения в локальных знаковых системах и группах текстов. При этом текст понимался как последовательность знаков, определенная нормами языка, и анализировался с позиций семиотики, а не семантики.
Тартуско-московская школа являлась ведущей (по существу, единственной) отечественной школой, разрабатывавшей проблематику структурного анализа в культуре, и продемонстрировала высокую эвристичность этого метода в изучении прикладных проблем знаковой деятельности и функционирования знаковых систем в культуре, оказав значительное влияние на облик современной отечественной культурологии.
Лит.: Труды по знаковым системам. В. 1-25. Тарту, 1964-1992; Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М., 1994 [42, с. 463-464].
Амстердамская школа — одно из поздних эволюционистских направлений в западной этнологии. Развивалось в Нидерландах в первой половине XX века. Амстердамская школа формировалась в период кризиса классического эволюционизма, представлявшего один из главных источников ее теоретической платформы. Реакцией на этот кризис был перенос основного внимания на сравнительно-историческую типологизацию культурных явлений, которая стала рассматриваться как главная цель этнографического исследования. Адепты амстердамской школы (X. Нибур, Т.С. ван дер Бей, Й. Фаренфорт) скрупулезно рассматривали пространственные и временные варианты таких явлений, как война, рабство, первобытные верования.
Лит.: Барт Р. Избранные работы. М., 1994.
Антропогеографическая школа основана немецким географом Ратцелем. Ставила своей целью исследование отношений между человеком и окружающей средой, считая географический фактор важнейшим пунктом научных исследований и интерпретаций. История была сведена, по сути, к передвижениям народов, в которых антропогеографическая школа усматривала "существенное свойство народной жизни" и "основополагающий фактор истории человечества" (Ратцель). С научно-исторической точки зрения антропогеографическая школа представляла собой переход от эволюционизма к теории культурных кругов. Основные элементы учения о культурных кругах ("идею формы", представление о "кругах форм", "принцип континуитета") Ратцель сформулировал исходя из идеи эволюции.
Лит.: Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978.
Духовно-историческая школа — направление, возникшее в немецком литературоведении на рубеже XIX—XX веков как реакция на культурно-историческую школу и филологический позитивизм; развилось на основе идей "философии жизни" Ницше и особенно Дильтея ("понимание", "постижение" как специфический метод гуманитарных наук в противоположность естественнонаучному "объяснению" — "природу мы объясняем, душевную жизнь постигаем")... Оформление духовно-исторической школы в самостоятельное течение связано с выступлением (1908) Р. Унтера против фактографии филологической школы В. Шерера — Э. Шмидта и с работой Дильтея "Построение исторического мира в науках о духе" (1910), поставившей задачу раскрыть "историю духа" как историю автономных и индивидуальных идей, настроений, образов (например, история "переживания" творчества Шекспира немецкими авторами разных эпох, прослеженная Ф. Гундольфом). Духовно-историческая школа сосредоточенно занималась типологией мировоззрений и личностей поэтов (Дильтей, Шпрангер). Типы "жизни" рассматривались как ценностно равноправные. Как пример "совершеннейшей жизни", в которой всякий момент исполнен чувства самодовлеющей ценности, духовно-историческая школа обычно выдвигала Гете.
Лит.: Унгер Р. Новейшие течения в немецкой науке о литературе // Современный Запад. Кн. 2. М.-Л., 1924 [42, с. 106].
Культурно-историческая школа — направление в западной культурной антропологии первой половины XX века, условно выделяемое по близости теоретико-методологических установок его представителей. Культурно-историческая школа сложилась на волне критики органицистских и логицистских оснований эволюционизма с позиций сторонников конкретно-эмпирического познания в культурной антропологии. Теоретически это направление опиралось на проводимое баденской школой неокантианства и Дильтеем разведение "наук о природе" — естественных наук, ориентированных на теоретическое познание явлений природной действительности с помощью номотетических, генерализующих методов, и "наук о духе" — познание человека как творческого духовного субъекта и того, что им исторически создано, которое может осуществляться лишь через идеографическое феноменальное исследование и понимание... Методологической основой систематизации изучаемого материала исторических и современных этнических культур для культурно-исторической школы стал диффузионизм — направление, опиравшееся на объяснение культурной динамики через процессы распространения и заимствования инноваций — процессы, не получившие достаточного отражения в эволюционных теориях, исходивших из понимания культурного как реализации имманентного присущего ей потенциала. С позиций диффузионизма любая культурная форма (язык, институт, норма и т. д.) возникает в культуре единожды как инновация, и далее проходит сложный путь трансформации и заимствования ее другими культурами, реализующийся через завоевания, торговлю, миграцию, миссионерскую деятельность, подражание и т. д. Именно эти процессы многообразных культурных контактов, через которые прослеживалось взаимопроникновение культур, стали основным предметом изучения для диффузионизма.
Лит.: Левин М.Г., Токарев С.А. "Культурно-историческая школа" на новом этапе // Современная этнография. 1953 [42, с. 234].
Расово-антропологическая школа (или анропосоциология) — одна из влиятельных школ в социологии и антропологии второй половины XIX — начала XX века; основная идея — решающее воздействие расового фактора на историческое и культурное развитие народов. Расово-антропологическая школа сформировалась в условиях роста популярности учения Дарвина о борьбе за существование и естественном отборе, господства биологического подхода в социологии, широкого распространения всевозможных антропометрических измерений и попыток биологической классификации рас. Расово-антропологическая школа ориентировалась на позитивистский идеал научности (построение социального знания по образцу естественных наук), носила на себе отчетливый отпечаток механистичности и биологизма, была тесно связана с социал-дарвинизмом и, при отсутствии необходимой фактической информации, часто прибегала к домыслам и спекуляциям, подменяя научные выводы наукообразными спекулятивными построениями.
Розин В.М. Культурология. Учебник для вузов –М., 1998. с 285-292
- 1. Цели и задачи дисциплины
- 1. Цели и задачи дисциплины
- 2. Теоретическая основа курса Программа курса Раздел 1. Культура: понятие, структура и функции
- Раздел II. Культурология в системе гуманитарных наук. Основные этапы развития культурологической мысли
- Раздел III. Морфология и динамика культуры
- Раздел IV. Исторические модели культуры. Культура и цивилизация
- Раздел V. Суперкультуры. Запад и Восток. Место России в мировом культурном процессе
- Материалы к разделам курса
- Раздел 1. Сущность культуры Многообразие и многозначность подходов в исследовании культуры
- Определения культуры.
- «Вторая природа»?
- Понятие артефакта
- Виды культуры как различные области применения понятия
- 1.Виды культуры по отношению к природе
- 2.Виды культурной деятельности в обществе
- 3.Понятие культуры по отношению к отдельному человеку
- 4.Предметный и личностный виды культуры
- Материальная и духовная культура. Культура и ее элементы
- 1.Духовная культура и ее элементы
- 2.Принцип деления, принятый нами
- 3.Основная и главная роли культуры
- 4.Содержание культуры
- 1.Познавательная и информативная функции культуры
- 2.Коммуникативная функция и культура общения
- 3.Регулятивная и оценочная функции культуры
- Раздел 2. Культурология в системе гуманитарных наук Что такое культурология?
- Проблемы культуры в трудах просветителей
- Концепции парадигмы культурологии
- 1.Эволюционистская парадигма
- 2.Анализ культурного сознания
- 3.Психологическая парадигма
- 4.Функционалистская парадигма
- 5.Структурно-антропологическая парадигма
- 6.Парадигма понимающей социологии
- 7.Парадигма постмодерна
- Школы культурологии
- Раздел 3.Морфология и динамика культуры Этнические и национальные культуры
- Массовая и элитарная культуры
- Формы духовной культуры и её основополагающие институты
- Религия как форма духовной культуры
- Генетические истоки религии
- Структурные элементы религии
- О понятии “религиозная культура”
- Наука как часть культуры
- Наука и мораль
- Искусство Искусство в контексте культуры
- Игровая природа искусства
- Оппозиционные культуры в обществе. Динамика культуры
- 1.Субкультура и контркультура
- Сложность феномена культуры
- 2.Культура и контркультура
- 3.Понятия субкультуры и контркультуры
- 4.Молодежная субкультура
- 5.Культурное творчество и сдвиги в культуре
- 6.История и культура
- Раздел 4. Исторические модели культуры Типология культуры
- 1. Понятия «тип» и «типология»
- 2. Историческая (линейная) типология культуры
- Локально-типологическое рассмотрение культуры
- Современные подходы в типологии культуры
- Культурологические концепции и типология н.Данилевского, ф.Ницше, о.Шпенглера и п.Сорокина
- Культура и цивилизации
- Внешняя и внутренняя культура, их взаимосвязь и взаимопревращение
- Раздел 5. Запад и восток Культура Запада и Востока
- 1.Запад и Восток как понятия культурологии
- 2. Отличия западной и восточной культур
- Содержание
- Материалы к разделам курса....................................................................................11
- Раздел 2. Культурология в системе гуманитарных наук.......................................29
- Раздел 3. Морфология и динамика культуры.........................................................65
- Раздел 4. Исторические модели культуры............................................................100
- Раздел 5. Запад и Восток.........................................................................................115
- Тема 1.
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Ссылки в Интернете
- Вопросы для самопроверки
- Тема II Мифология, религия, искусство и наука, как формы духовной культуры и ее основополагающие институты.
- Методические рекомендации
- Основная литература
- Ссылки в Интернете
- Вопросы для самопроверки
- Тема III Культура и история.
- Методические рекомендации
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Ссылки в Интернете
- Вопросы для самопроверки
- Литература Основная
- Дополнительная
- Ссылки в Интернете:
- 5. Контрольная работа Методические рекомендации по подготовке контрольной работы
- 6. Перечень контрольных вопросов
- 7. Глоссарий
- Ключи к тестам
- 9. Ким для контроля
- 10. Содержание вопросов для зачета
- Содержание
- 1. Цели и задачи дисциплины....................................................................................3