Методические рекомендации
Приступая к изучению типов культуры, помните, что в основу типологизации культуры часто закладываются разные принципы: _ хозяйственный, формационный, социальный, политический, исторический и т.д.
Выше перечисленные принципы имеют право на существование, но они относятся к сфере других дисциплин.
Культурология, как отмечалось ранее, рассматривает культуру как целостную систему. Следовательно, в основу типологии культуры должен быть заложен
принцип, позволяющий выделить типы по каким-то основополагающим принципам, фундаменту или идейно-смысловому ядру культуры. В истории культурологии такие попытки предпринимались некоторыми мыслителями. Здесь следует выделить концепции типов культур просветителя XVIII в. Гердера, философов XIX в. Гегеля, Маркса. Все перечисленные типологии сделали привычным взгляд на историю человечества как на однолинейный прогресс, в авангарде которого находится Запад. Такой подход стали выражать понятием "европоцентризм". Проблема типологии культуры оказалась тесно связанной с концепцией истории культуры.
Со второй пол. XIX в. - нач. XX в. появились концепции типов культур Н.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби, А.Сорокина, в которых, наряду с разработкой проблем типологии, отрицается идея одно линейности развития, культур и утверждается взгляд на самобытность и замкнутость культур. Под " воздействием каких наук утверждаются подобные взгляды? Возможно ли подходить с оценочными мерками к разным культурам, подразделяя их на "лучших" и "худших"? Совместимы ли понятия "замкнутые культуры" и "общемировой процесс"?
При изучении литературы, касающейся проблемы историко-культурных типов, столкнетесь с понятием "цивилизация". Для его уяснения следует обратиться к терминологическому словарю и рекомендованной литературе. Сопоставьте данное понятие с понятием "культура". Ознакомьтесь с основными теориями цивилизации. При этом обратите внимание на неоднозначность оценки цивилизации: с одной стороны, она выступает как более высокая ступень, которой предшествует варварство; с другой, согласно Шпенглеру, это упадок культуры. Как понимает марксизм сущность цивилизации? Какова современная трактовка антитезы "культура - цивилизация"?
Идея единства мировой истории и культуры вновь появилась в сер. XX в. в теории "осевого времени" немецкого философа К.Ясперса. У истока современных историко-типологических представлений о культуре стоит М.Вебер. Суммируя все позитивное, что содержится в различных периодизациях и типологиях культуры, выработанных за последние полтора столетия, современная наука выделяет ряд исторических этапов и типов культур. Определите соотношение понятий "культура - цивилизация", основные теории и концепции цивилизаций.
Сущность формы и результаты взаимодействия культур. Культуры тесным образом взаимодействуют друг с другом. Избежать процесса взаимосвязи разных культур невозможно. Поэтому необходимо поговорить о диалоге разных культур, как они взаимодействуют между собой. Уясните в чем сущность аккультурации и обратите внимание на следующие проблемы: области и уровни культурного взаимодействия; специфика и механизмы межкультурных контактов, миграция людей, предметов, идей; открытость и изоляция как возможные варианты поведения участников взаимодействия;
аккультурация как форма культурной инновации. Процесс взаимодействия культур имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Каковы их причины? Как избежать отрицательных последствии влияния других культур, чтобы их "встреча" приводила исключительно к взаимообогащению?
Запад и Восток в системе мировой цивилизации. На протяжении всей своей истории человеческая цивилизация находилась между двумя культурными полюсами: Западом и Востоком. В культуралогии эти две категории рассматриваются не как географические , а как культурно-исторические понятия. Эти два своеобразных культурных мира основаны на несовместимых принципах. В области экономических отношений, политического строя, менталитета, психологии и образа жизни. Парадигмы Востока: религиозная, духовная, геоцентрическая, консервативная, "идеалистическая", монархическая. Парадигмы Запада: антидуховная, атеистическая, материалистическая, антропоцентрическая, гуманистическая, протестантская, либеральная, республиканская, модернистская... Обратите внимание на проблему: человек -природа - общество в восточной и западной культурах!
Разделение человечества на две культурные системы Запад и Восток осуществилось на определенном историческом этапе. Уясните для себя время, место, предпосылки формирования Западной культуры.
Обратите внимание на основные различия между Западом и Востоком: в исторической динамике, в месте и роли личности, в ее отноношении с миром и природой, а так же ценностных ориентациях; в структурных характеристиках культуры.
Многие исследователи говорят о "бинарности", "двоецинтрии" русской культуры. Эти два противоположных начала символизирует Восток и Запад.
Россия, занимая пограничное положение, постоянно испытывала их влияние; происходило взаимопроникновение черт обеих цивилизации. Первая рефлексия.
Роль России в мировом культурно-историческом движении осуществлена П.Я. Чаадаевым в "Философских письмах". Как он оценивает место России в мировой культуре? Проблема поставленная Чаадаевым вызвало противоречивое отношение к западной культуре в России. На каких позициях по этому вопросу находились славянофилы и российское западничество? Чем отличался культурно-исторический тип от других культур и каковы его перспективы в концепции Н.Данилевского? В.Соловьев о мессианском предназначении России? Различные проблемы русской культуры поставлены в творчестве Н.Бердяева, где получили отражение следующие вопросы: особенность русского характера и культуры; о судьбах реформ в России и т.д. Какой выход для России видит Н.Бердяев?
Дискуссия по поводу цивилизационной сущности России была продолжена в XX в. в концепции "евразийства". Какую роль сыграли Запад и Восток судьбах России? Какую позицию по отношению к ним должна занять Россия по их мнению? Интересна в рамках этого вопроса и точка зрения Г.В.Плеханова. Какую роль, по его мнению, сыграло в судьбе страны "срединное положение" России? Как современные исследователи оценивают такое положение России для судеб мировой цивилизации?
Современная культура многолика. Для нее характерны две важные особенности: культурная экспансия Запада, ведущая к универсализации культур, и, с другой стороны, борьба за культурную автономию и самобытничество незападных цивилизаций перед лицом "модернизации" и "вестарнизации".Космополитизм и идея конвергенции стали отражением процесса сближения культур. С конца XX в. культурная универсализация все чаще характеризуется как глобализация. Это понятие имеет два основных значения. Познакомьтесь с ними. На какие позитивные и негативные стороны этого процесса обращают внимание исследователи современной культуры, что включают в понятие «белая» и «черная» глобализация?
Сохранение культурного своеобразия в современном обществе является источником конфликтов в межкультурном взаимодействии. Познакомьтесь с концепцией "столкновения цивилизаций" С.Хантингтона. Опираясь на литературу ответьте на вопросы: есть ли культурный вектор истории и куда он направлен? Что ждет человечество: конвергенция или дивергенция? Возможны ли диалог культуры, метакультуры? Каковы современные представления об этой проблеме?
- 1. Цели и задачи дисциплины
- 1. Цели и задачи дисциплины
- 2. Теоретическая основа курса Программа курса Раздел 1. Культура: понятие, структура и функции
- Раздел II. Культурология в системе гуманитарных наук. Основные этапы развития культурологической мысли
- Раздел III. Морфология и динамика культуры
- Раздел IV. Исторические модели культуры. Культура и цивилизация
- Раздел V. Суперкультуры. Запад и Восток. Место России в мировом культурном процессе
- Материалы к разделам курса
- Раздел 1. Сущность культуры Многообразие и многозначность подходов в исследовании культуры
- Определения культуры.
- «Вторая природа»?
- Понятие артефакта
- Виды культуры как различные области применения понятия
- 1.Виды культуры по отношению к природе
- 2.Виды культурной деятельности в обществе
- 3.Понятие культуры по отношению к отдельному человеку
- 4.Предметный и личностный виды культуры
- Материальная и духовная культура. Культура и ее элементы
- 1.Духовная культура и ее элементы
- 2.Принцип деления, принятый нами
- 3.Основная и главная роли культуры
- 4.Содержание культуры
- 1.Познавательная и информативная функции культуры
- 2.Коммуникативная функция и культура общения
- 3.Регулятивная и оценочная функции культуры
- Раздел 2. Культурология в системе гуманитарных наук Что такое культурология?
- Проблемы культуры в трудах просветителей
- Концепции парадигмы культурологии
- 1.Эволюционистская парадигма
- 2.Анализ культурного сознания
- 3.Психологическая парадигма
- 4.Функционалистская парадигма
- 5.Структурно-антропологическая парадигма
- 6.Парадигма понимающей социологии
- 7.Парадигма постмодерна
- Школы культурологии
- Раздел 3.Морфология и динамика культуры Этнические и национальные культуры
- Массовая и элитарная культуры
- Формы духовной культуры и её основополагающие институты
- Религия как форма духовной культуры
- Генетические истоки религии
- Структурные элементы религии
- О понятии “религиозная культура”
- Наука как часть культуры
- Наука и мораль
- Искусство Искусство в контексте культуры
- Игровая природа искусства
- Оппозиционные культуры в обществе. Динамика культуры
- 1.Субкультура и контркультура
- Сложность феномена культуры
- 2.Культура и контркультура
- 3.Понятия субкультуры и контркультуры
- 4.Молодежная субкультура
- 5.Культурное творчество и сдвиги в культуре
- 6.История и культура
- Раздел 4. Исторические модели культуры Типология культуры
- 1. Понятия «тип» и «типология»
- 2. Историческая (линейная) типология культуры
- Локально-типологическое рассмотрение культуры
- Современные подходы в типологии культуры
- Культурологические концепции и типология н.Данилевского, ф.Ницше, о.Шпенглера и п.Сорокина
- Культура и цивилизации
- Внешняя и внутренняя культура, их взаимосвязь и взаимопревращение
- Раздел 5. Запад и восток Культура Запада и Востока
- 1.Запад и Восток как понятия культурологии
- 2. Отличия западной и восточной культур
- Содержание
- Материалы к разделам курса....................................................................................11
- Раздел 2. Культурология в системе гуманитарных наук.......................................29
- Раздел 3. Морфология и динамика культуры.........................................................65
- Раздел 4. Исторические модели культуры............................................................100
- Раздел 5. Запад и Восток.........................................................................................115
- Тема 1.
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Ссылки в Интернете
- Вопросы для самопроверки
- Тема II Мифология, религия, искусство и наука, как формы духовной культуры и ее основополагающие институты.
- Методические рекомендации
- Основная литература
- Ссылки в Интернете
- Вопросы для самопроверки
- Тема III Культура и история.
- Методические рекомендации
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Ссылки в Интернете
- Вопросы для самопроверки
- Литература Основная
- Дополнительная
- Ссылки в Интернете:
- 5. Контрольная работа Методические рекомендации по подготовке контрольной работы
- 6. Перечень контрольных вопросов
- 7. Глоссарий
- Ключи к тестам
- 9. Ким для контроля
- 10. Содержание вопросов для зачета
- Содержание
- 1. Цели и задачи дисциплины....................................................................................3