logo
ЭУМК

Методические рекомендации

Приступая к изучению типов культуры, помните, что в основу типологизации культуры часто закладываются разные принципы: _ хозяйственный, формационный, социальный, политический, исторический и т.д.

Выше перечисленные принципы имеют право на существование, но они относятся к сфере других дисциплин.

Культурология, как отмечалось ранее, рассматривает культуру как целостную систему. Следовательно, в основу типологии культуры должен быть заложен

принцип, позволяющий выделить типы по каким-то основополагающим принципам, фундаменту или идейно-смысловому ядру культуры. В истории культурологии такие попытки предпринимались некоторыми мыслителями. Здесь следует выделить концепции типов культур просветителя XVIII в. Гердера, философов XIX в. Гегеля, Маркса. Все перечисленные типологии сделали привычным взгляд на историю человечества как на однолинейный прогресс, в авангарде которого находится Запад. Такой подход стали выражать понятием "европоцентризм". Проблема типологии культуры оказалась тесно связанной с концепцией истории культуры.

Со второй пол. XIX в. - нач. XX в. появились концепции типов культур Н.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби, А.Сорокина, в которых, наряду с разработкой проблем типологии, отрицается идея одно линейности развития, культур и утверждается взгляд на самобытность и замкнутость культур. Под " воздействием каких наук утверждаются подобные взгляды? Возможно ли подходить с оценочными мерками к разным культурам, подразделяя их на "лучших" и "худших"? Совместимы ли понятия "замкнутые культуры" и "общемировой процесс"?

При изучении литературы, касающейся проблемы историко-культурных типов, столкнетесь с понятием "цивилизация". Для его уяснения следует обратиться к терминологическому словарю и рекомендованной литературе. Сопоставьте данное понятие с понятием "культура". Ознакомьтесь с основными теориями цивилизации. При этом обратите внимание на неоднозначность оценки цивилизации: с одной стороны, она выступает как более высокая ступень, которой предшествует варварство; с другой, согласно Шпенглеру, это упадок культуры. Как понимает марксизм сущность цивилизации? Какова современная трактовка антитезы "культура - цивилизация"?

Идея единства мировой истории и культуры вновь появилась в сер. XX в. в теории "осевого времени" немецкого философа К.Ясперса. У истока современных историко-типологических представлений о культуре стоит М.Вебер. Суммируя все позитивное, что содержится в различных периодизациях и типологиях культуры, выработанных за последние полтора столетия, современная наука выделяет ряд исторических этапов и типов культур. Определите соотношение понятий "культура - цивилизация", основные теории и концепции цивилизаций.

Сущность формы и результаты взаимодействия культур. Культуры тесным образом взаимодействуют друг с другом. Избежать процесса взаимосвязи разных культур невозможно. Поэтому необходимо поговорить о диалоге разных культур, как они взаимодействуют между собой. Уясните в чем сущность аккультурации и обратите внимание на следующие проблемы: области и уровни культурного взаимодействия; специфика и механизмы межкультурных контактов, миграция людей, предметов, идей; открытость и изоляция как возможные варианты поведения участников взаимодействия;

аккультурация как форма культурной инновации. Процесс взаимодействия культур имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Каковы их причины? Как избежать отрицательных последствии влияния других культур, чтобы их "встреча" приводила исключительно к взаимообогащению?

Запад и Восток в системе мировой цивилизации. На протяжении всей своей истории человеческая цивилизация находилась между двумя культурными полюсами: Западом и Востоком. В культуралогии эти две категории рассматриваются не как географические , а как культурно-исторические понятия. Эти два своеобразных культурных мира основаны на несовместимых принципах. В области экономических отношений, политического строя, менталитета, психологии и образа жизни. Парадигмы Востока: религиозная, духовная, геоцентрическая, консервативная, "идеалистическая", монархическая. Парадигмы Запада: антидуховная, атеистическая, материалистическая, антропоцентрическая, гуманистическая, протестантская, либеральная, республиканская, модернистская... Обратите внимание на проблему: человек -природа - общество в восточной и западной культурах!

Разделение человечества на две культурные системы Запад и Восток осуществилось на определенном историческом этапе. Уясните для себя время, место, предпосылки формирования Западной культуры.

Обратите внимание на основные различия между Западом и Востоком: в исторической динамике, в месте и роли личности, в ее отноношении с миром и природой, а так же ценностных ориентациях; в структурных характеристиках культуры.

Многие исследователи говорят о "бинарности", "двоецинтрии" русской культуры. Эти два противоположных начала символизирует Восток и Запад.

Россия, занимая пограничное положение, постоянно испытывала их влияние; происходило взаимопроникновение черт обеих цивилизации. Первая рефлексия.

Роль России в мировом культурно-историческом движении осуществлена П.Я. Чаадаевым в "Философских письмах". Как он оценивает место России в мировой культуре? Проблема поставленная Чаадаевым вызвало противоречивое отношение к западной культуре в России. На каких позициях по этому вопросу находились славянофилы и российское западничество? Чем отличался культурно-исторический тип от других культур и каковы его перспективы в концепции Н.Данилевского? В.Соловьев о мессианском предназначении России? Различные проблемы русской культуры поставлены в творчестве Н.Бердяева, где получили отражение следующие вопросы: особенность русского характера и культуры; о судьбах реформ в России и т.д. Какой выход для России видит Н.Бердяев?

Дискуссия по поводу цивилизационной сущности России была продолжена в XX в. в концепции "евразийства". Какую роль сыграли Запад и Восток судьбах России? Какую позицию по отношению к ним должна занять Россия по их мнению? Интересна в рамках этого вопроса и точка зрения Г.В.Плеханова. Какую роль, по его мнению, сыграло в судьбе страны "срединное положение" России? Как современные исследователи оценивают такое положение России для судеб мировой цивилизации?

Современная культура многолика. Для нее характерны две важные особенности: культурная экспансия Запада, ведущая к универсализации культур, и, с другой стороны, борьба за культурную автономию и самобытничество незападных цивилизаций перед лицом "модернизации" и "вестарнизации".Космополитизм и идея конвергенции стали отражением процесса сближения культур. С конца XX в. культурная универсализация все чаще характеризуется как глобализация. Это понятие имеет два основных значения. Познакомьтесь с ними. На какие позитивные и негативные стороны этого процесса обращают внимание исследователи современной культуры, что включают в понятие «белая» и «черная» глобализация?

Сохранение культурного своеобразия в современном обществе является источником конфликтов в межкультурном взаимодействии. Познакомьтесь с концепцией "столкновения цивилизаций" С.Хантингтона. Опираясь на литературу ответьте на вопросы: есть ли культурный вектор истории и куда он направлен? Что ждет человечество: конвергенция или дивергенция? Возможны ли диалог культуры, метакультуры? Каковы современные представления об этой проблеме?