10 Скульптура Древней Греции
Сложными путями раз¬вивалась архаическая скульптура. Вплоть до середины VI в. до н.э. создавались строго фронтальные статуи богов, слов¬но застывшие в торжественном покое. Таковы статуи «Артемида» с острова Делос и «Гера» с острова Самос. Лица греческих скульптур не пере¬давали индивидуальных черт, так как они изображали не конкретных людей, а воплощали обобщенные образы, об¬ладающие духовной красотой, портре¬ты героев и богов. К греческому типу лица можно отнести следующие чер¬ты: правильный овал, прямая линия носа, продолжающая линию лба; продолговатый разрез глаз; полные выпук¬лые губы, причем верхняя губа тонь¬ше нижней; подбородок крупный и круглый; волнистые волосы мягко и плотно облегают голову, не скрывая правильной округлой формы. Лицо оза¬ряет знаменитая «архаическая улыбка», выражающая состояние жизнерадост¬ности и уверенности, которым про¬никнут весь образный строй статуй. Архаический Аполлон всегда мо¬лод, ведь только в этот период жиз¬ненные силы находятся в полном рас¬цвете. Он обнажен, стоит прямо, но одна нога выдвинута вперед, словно готовясь к движению. Анатомическое строение фигуры показано четко и обобщенно. Лицо лишено индивидуальности, углы рта чуть приподняты, взгляд ничего не выражает. Для архаи¬ческих скульптур использовался жел¬товатый мрамор с зернистой поверх¬ностью, дающий нежные переходы светотени. Это создавало впечатление живого тела, казалось, что скульпту¬ры дышат. Знаменательно, что уже в архаиче¬ский период скульптурные изображе¬ния богов практически не отличаются от скульптур людей. Архаические Апол¬лоны и куросы (атлеты и воины) по¬хожи друг на друга. Художники искали средства для создания типических пре¬красных образов человека, органиче¬ски объединяя частное и обществен¬ное, жизненное и идеальное. Излюбленным образом греческих художников был обнаруженный строй¬ный юноша-атлет. Можно с уверен¬ностью сказать, что греческая скуль¬птура родилась на стадионе — там с победителей лепили статуи. По прави-лам все должны были быть нагими.
Молодые прекрасные девушки — коры — изображались в хитонах и пеплосах, так как красота обнаженного женского тела еще не воспевалась в искусстве. Рассмотрим статую коры в старинном хитоне, изящно задрапи¬рованном складками. Хотя мелкие складочки переданы условно, орнаментально, они имитируют мягкое волнообразное движение материи. Сложная прическа и головной убор также изображены орнаментально. Скульптор удачно использовал мрамор разного цвета для фигуры и одежды. Большинство знаменитых древне-греческих статуй известно нам по рим¬ским копиям, имеющимся во многих музеях мира. Однако копии далеко не всегда передавали красоту оригиналов. Греческая скульптура дошла до наше¬го времени частично, в основном в обломках и фрагментах. Однако сле¬ды, нанесенные прошедшими веками, даже придали ей какую-то особую по¬эзию. Взор пустых глазниц, утративших вставные зрачки, стал волнующе-таинственным. Когда-то волосы мрамор¬ных девушек подкрашивали золотистым цветом, щеки розовым, глаза синим. Но яркие краски стерлись, открыв естест¬венную красоту белого мрамора. Остат¬ки скульптур и обломки архитектуры заставляют живее работать воображение, дорисовывать нарушенную картину, представлять то, что когда-то было.
Со второй половины VI в. до н.э. в скульптуре начали более последова¬тельно выступать реалистические тен¬денции в изображении человека, сви¬детельствуя о приближении глубоких перемен в общественной жизни и ху¬дожественной культуре Греции.
Греки жили в окруже¬нии богов и героев, изваянных из мра¬мора и отлитых из бронзы. Статуи сто¬яли в храмах и на площадях, возле них проходили шествия, праздники, спор¬тивные игры.
Одним из шедевров строгого стиля является статуя «Дельфийский возничий» (автор неизвестен). Юноша изображен в полный рост. Можно предположить, что он управляет квадригой (колесни¬цей, в которую запряжена четверка лошадей), так как у него в руках поводья. На юноше длинный хитон, склад¬ки которого напоминают каннелюры колонн. Прекрасное лицо было прора¬ботано очень тщательно. Глаза инкру¬стированы, опушены бронзовыми рес¬ницами. Ноздри и зубы возницы были покрыты серебром, а губы, — вероят¬но, золотом. Тщательно выверены пропорции фигуры. Возница стоит спокой¬но, но в этом спокойствии — сдержан¬ная сила и энергия, концентрация во¬ли перед состязанием на колесницах. Героический идеал ранней класси¬ки получил яркое воплощение в бронзовой статуе Посейдона, готовящего¬ся метнуть копье. Взгляд скульптуры очень выразителен благодаря инкрус¬тации глаз смальтой. Живое, естествен¬ное движение значительно запечатлено в скульптуре «Мальчик, вынимающий занозу». Мифологическая тема продолжает занимать ведущее место в искусстве рассматриваемого периода, но в обра¬зах богов прежде всего раскрывается идеал красоты и силы реального че¬ловека. Характерный пример — рель¬еф с изображением рождения Афро¬диты из пены морской (так называе¬мый «ТронЛюдовизи»). В симметричной композиции еще чувствуются отго¬лоски архаического искусства. На бо¬ковых сторонах мраморного трона по¬мещены обнаженная девушка, игра-ющая на флейте, и женщина в дли¬ной одежде перед курильницей. Осо¬бенно выразительна центральная ком позиция, где две нимфы поддержи¬вают выходящую из воды Афродиту. Облегающая ее тело влажная одежда ложится тонкими складками, напо¬минающими струйки воды. Точно пе¬редан характер встречного движения: нимфы склонились вниз, а богиня уст-ремлена вверх.Среди известных ваятелей ранней классики выделяется скульптор Мирон. Его работы реконструированы по рим¬ским копиям и описаниям античных авторов. Он создал много статуй юно¬шей-атлетов. Мирон был мастером пе¬редачи мгновенных состояний.Метание диска издавна было очень распространенным в Греции видом состязаний. Скульптура Мирона Дис¬кобол передает напряжение мускулов атлета перед броском: секунда — и диск полетит. Поза свидетельствует об ог¬ромной внутренней энергии. Диско¬бол показан обнаженным, так как на Олимпийских играх юноши состяза¬лись без одежд. Согласно преданию это вошло в обычай, когда один бегун сбросил с себя одежды, чтобы опере¬дить соперников, и победил. Скуль¬птура была отлита из бронзы, но до нас она дошла в виде римской мраморной копии. Мирону не было необходимо¬сти вводить уродливые подпорки под руками, у ног и между пальцами рук, которые обычно использовали для придания прочности мраморным ко¬пиям. Помимо прочности бронза об¬ладала еще одним ценным качеством: ее темно-золотистый цвет соответство¬вал загару. Скульптурное убранство Парфено¬на и всего Акрополя создавалось под руководством и при участии Фидия, родившегося в Афинах и изваявшего здесь свои главные произведения. Оно дает яркое представление о скульпту¬ре периода расцвета классики. Гар¬мония и величественность фронтон¬ных скульптур Парфенона достигнуты единством композиций, прославляю¬щих красоту и совершенство челове¬ческого тела. Фидий тонко прочувствовал и отобрал для них естественные движения людей. Боги и люди изобра¬жены одинаково прекрасными. Дух гражданственности и общественного самосознания позволял афинянам гор¬до утверждать в искусстве эстетическое равенство человека и богов.
Скульптурная группа фронтона над восточным входом посвящена мифу о рождении Афины из головы Зевса. Эта сцена трактовалась Фидием как гран¬диозное событие: его созерцают божества солнца, ночи и богини судьбы — мойры. Статуи мойр сравнительно хо¬рошо сохранились (они находятся в Лондоне, в Британском музее). Эти фигуры были решены как круглые ста¬туи, а не рельефы, хотя располагались на плоском фоне фронтона. Непринуж-денное благородство движений мойр подчеркнуто красотой ниспадающих складок, за которыми ощущается богатейшая пластика тела.
Пракситель славился особенной мягкостью лепки, способностью в холодном мраморе и бронзе передавать теплоту живого тела. Он создал образы богов, героев и обычных юношей и девушек, иногда веселых и шаловливых, а порой задумчи¬вых. Наиболее яркая черта творчества Праксителя — умение сочетать глубокий внутренний мир своих героев с поразительным физическим совершен¬ством. Самыми выдающимися произ¬ведениями скульптора считаются «Гер¬мес с Дионисом» и прекрасная «Аф¬родита Книдская», послужившая впо¬следствии для создания многочислен¬ных копий и подражаний. Статуя «Гермес с Дионисом» была обнаружена при раскопках храма Геры в Олимпии и вполне может являться подлинником, а не копией. Вероятно, раньше у статуи были раскрашены во-лосы, лицо, глаза. Мраморный Гермес заботливо при¬держивает одной рукой малыша Дио¬ниса. Но мысли Гермеса витают где-то далеко, меланхолический взгляд сколь¬зит мимо ребенка, прекрасное лицо кажется печальным, а сильные мыш¬цы расслаблены. Пракситель изменил трактовку образов богов. Гермес не бородатый бог, а изящный юноша в расцвете своей молодости. Дионис не взрослый, а младенец, тянущий руч¬ки к кисти винограда. Мифологический сюжет трактуется отчасти как бытовой, но одухотворенность и совершенная красота возвышают его над повседнев¬ностью. Для эпохи заката классической культуры подобные образы были очень характерны. Творчество Праксителя проникну¬то духом утонченной гармонии и по¬этичности. Он использует способность мрамора передавать мягкую, мерцаю¬щую игру светотени, тончайшие фак¬турные нюансы. Лисипп был придворным скульптором Александра Македонского и создал вполне реалистический его портрет с приподнятыми бровями и низким лбом, рассеченным глубокими морщинками. Игра светотени придает лицу разные выражения: то безмятежное, то проникнутое предчувствием трагедии. Скульптору удалось передать характер Александра: его беспокойный дух и огромную одаренность. Лисипп, разносторонний и очень талантливый мастер, любил изображать мифологические сюжеты. Благодаря римской копии мы можем познакомиться со статуей «Отдыхающий Геракл»: герой стоит, опираясь на па лицу и, отведя за спину правую руку, голова его повернута влево. Статую необходимо обозреть со всех сторон, чтобы получить полное представление о содержании образа, каждый взгляд, на фигуру вносит новый оттенок в ее понимание. «Отдыхающий Геракл» несет на себе печать усталости, тягот жизни и трагической опустошенности.
От идеализированного образа человека в эпоху классики Лисипп пришел к постижению разнообразия человеческих характеров, к передаче особенностей возраста и психологических переживаний
- 1. Зарождение первобытного искусства: Живопись, пластика, керамика. Архитектурные сооружения: менгиры, дольмены, кромлехи
- 2. Гробничная арх-ра Древнего Египта: арх-ная композиция, скульптура, росписи.
- 3. Храмовая арх-ра Египта: композиция, символическое значение, средства выразительности
- 4. Рельефы и росписи Древнего Египта: каноны, условности, сюжеты, техника
- 5. Скульптура Древнего Египта: общая характеристика, типы изображений
- 6Амарнский период древнеегипетского искусства (архитектура, скульптура, живопись): традиции и новации
- 7 Греческая вазопись: геометрический, ориентализирующий, чернофигурный, краснофигурный стили. Эволюция изобразительности.
- 9. Афинский акрополь: композиционное решение, архитектурное сооружения, культурная значимость комплекса.
- 10 Скульптура Древней Греции
- 11. Типологическое разнообразие архитектуры Древнего Рима
- 12 Римский скульптурный портрет: средства выразительности, эволюция изображения
- 13. Арх-ра Др Рима: гражданские сооружения – виллы и инсулы, пространственная композиция, росписи.
- 14.Христианское мировоззрение и его отражение в стилистике византийский мозаик
- 16 Планировочные, конструктивные и образные особенности романской арх-ры
- 18. Основные принципы готической конструкции. Органическая связь конструктивных приемов и декоративных форм(на примере фр соборов)
- 15 Типологическое разнообразие византийских храмов
- 17 Романская скульптура
- Вопрос 19. Роль витража в ансамбле готического собора франция.
- Вопрос 20. Особенности готической скульптуры.
- Вопрос 21 Древнерусский храм 11-12вв. Стройматериалы и конструкции, худож-образное решение, эволюция.
- Вопрос 22. Древнерусская икона 12-14вв. Технология, язык, эволюция.
- Вопрос 24. Творчество Брунеллески как создателя нового архитектурного стиля.
- Вопрос 28. Принципы обновления живописного языка в творчестве Яна ван Эйка.
- Вопрос 29. Демократические основы творчества Питера Брейгеля Старшего, традиции и новаторство.
- Вопрос 30. Творчество Дюрера, (немецкое Возрождение).
- Вопрос 32. Идея русского централизованного государства в архитектуре и иконописи15-16 века.
- Вопрос 33. Переходный характер русского искусства 17века.
- Вопрос 34. Черты русского искусства Петровской эпохи.
- Вопрос 35. Отражение просветительской идеологии в русском портрете второй половины 18века.
- Вопрос 36. Стиль Классицизм в русской архитектуре второй половины 18-первой трети 19вв; исторические предпосылки, принципы, периоды, основные мастера.
- 37: Особенности русского романтизма (на примере живописи).
- 38. Творчество а. Г. Венецианова как пример раннего реализма.
- 40. Товарищество передвижников : предпосылки создания, цели и задачи, специфика жанров.
- 43. Творчество в.М. Васнецова как пример создания «русского» стиля.
- 45. Серов
- 46. «Мир искусства».
- 47. Стиль барокко в итальянской арх. 17 века
- 51. Диего де Сильва Веласкес
- 52. Принципы классицизма во французской живописи 17 века
- 54: Рококо во франц. Живописи 18 века.
- Вопрос 55. Жак Луи Давид
- 58. Реализм во Франции 19 века.
- 59. Проблемы традиций и новаторства в творчестве э. Мане.
- 60. Французский импрессионизм: общая характеристика, основные мастера.
- 61. Постимпрессионизм: принципы и творческий метод на примере живописи п. Гогена, в. Ван Гога, п. Сезанна.
- 62.«Абстракционизм» в.Кандинского.
- 64. Творческий метод «аналитического искусства» п. Филонова.
- 65. Роль вхутемаСа – вхутеиНа в формировании в 1920х годах новой российской художественной культуры.
- 66. Ассоциац.Худ-ов революц. России.
- 68. «Суровый стиль» - новое направление в советском искусстве. Его живописно-пластическое и жанровое своеобразие. Лидирующие художники и произведения.
- 70. Новые черты в образно – пластической структуре художественных произведений 1970х годов, философское и ассоциативно - метафорическое искусство. Лидирующие художники и произведения.