Тема 5. Жан-Батист Симеон Шарден и Жан-Батист Грез и бытовой жанр во французской живописи.
Роль Салона в истории французского искусства - организация Салона, иерархия жанров, роль Академии художеств и художественной критики. "Салоны" Дидро и их роль в восприятии живописи Шардена и Греза современниками и потомками.
Жан-Батист Симеон Шарден (1699-1779). Жанр натюрморта во Франции до Шардена: Ф.Депорт и Ж.Б.Удри - живописцы "плодов и зверей", связь с традицией фламандского натюрморта. 1730-1733 -ранние натюрморты Шардена с кухонной утварью («Медный бак»). Переход от натюрморта к бытовому жанру. Связь сюжетов картин с голландской жанровой живописью ("Мыльные пузыри", "Карточный домик"). Образы детей в живописи Шардена ("Девочка с воланом", "Ребенок с волчком"). Подобно Грезу, Шарден пишет семейные сценки - "Утренний туалет", "Молитва перед обедом", "Гувернантка". Отсутствие сюжетной фабулы, слияние предмета изображения и самой живописной техники (выражение Дидро «магия живописи»). Поздние натюрморты, 1650-1660 гг. - "Бриошь", "Натюрморт с персиками", "Банка абрикосового варенья", "Корзина с земляникой". В отличие от ранних натюрмортов предметы не обыденные, а изысканные и дорогие, роль отражений и цветовых рефлексов, иное соотношение предмета и пространства. Аллегорические натюрморты - "Натюрморт с атрибутами искусств", поздние пастели («Автопортрет с козырьком»).
Жан-Батист Грёз (1725-1805) и жанровая живопись. Искусство Греза как социальный и эстетический феномен - ориентация на нового зрителя, так называемый "буржуазный" жанр, обращенный к "чувствительному зрителю". Литературность, предпочтение сюжетов из семейной жизни, интерес к темам воспитания и взаимоотношениям отцов и детей, связь с сентиментализмом. "Деревенская помолвка" (Салон 1861 года) - решение проблемы повествования (роль жеста, мимики, сценическая композиция), связь с буржуазной драмой, стремление возвысить жанровую картину до уровня исторической. Парные картины - возможность продолжения рассказа: "Балованное дитя" и "Тише" - пара, построенная по принципу контраста "плохая" - "хорошая" мать; "Отцовское проклятие" и "Наказанный сын" - два эпизода одного "сценария". Однофигурные жанровые картины Грёза: "Прачка" (картина в манере Шардена); "Разбитый кувшин", "Девушка, разбившая зеркало" - художник предлагает зрителю "домыслить" сюжет, подобно тому, как это сделал в одном из Салонов Дидро. Роль рисунка в творчестве Греза. Портреты Греза (портрет А.Шувалова, Портрет Наполеона ок. 1792). Русские заказчики Греза.
- Рабочая программа
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 5. Содержание дисциплины Западноевропейское искусство 17 века
- 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
- 7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
- 8.Методические рекомендации для проведения промежуточных и итоговой контрольной работ:
- Раздел I. Введение
- Тема 1. Общая периодизация развития пространственных искусств.
- Тема 2. “Европа столиц” (д. К. Арган). Основные художественные центры. Рим - космополитическая столица мира.
- Тема 3. Своеобразие ведущих национальных школ.
- Раздел II. Искусство Италии в 17 веке.
- Тема 1. Академия братьев Карраччи. Болонский академизм: теория и практика.
- Тема 2. Караваджо и концепция реализма Нового времени.
- Тема 3. Европейский караваджизм.
- Тема 4. Барокко - система художественного видения и стиль.
- Тема 5. Лоренцо Бернини и Франческо Борромини.
- Раздел III. Искусство Фландрии.
- Тема 1. Петер Пауль Рубенс.
- Тема 2. Фламандская живопись 17 века
- Раздел IV. Искусство Испании
- Тема 1. Рибера и Сурбаран.
- Тема 2. Веласкес.
- Раздел V. Искусство Голландии.
- Тема 1. Ф.Халс и голландская живопись первой половины хvii века.
- Тема 2. Живопись «малых голландцев».
- Тема 3. Рембрандт Харменс ван Рейна (1606 – 1669)
- Тема 4. Ян Вермер и делфтская школа.
- Раздел VI. Искусство Франции.
- Тема 1. Феномен "лотарингской школы".
- Тема 2. Французская архитектура и живопись 1630-1650-х годов.
- Тема 3. Классицизм в архитектуре
- Тема 4. Классицизм в живописи
- Тема 5. Искусство конца XVII века. Комплекс Версаля и связанные с ним мастера.
- Примерные темы курсовых работ
- Раздел I. Искусство Франции
- Тема 1. Французская архитектура первой половины XVIII века.
- Тема 2. Французская архитектура неоклассицизма.
- Тема 3. Антуан Ватто и французская живопись первой трети XVIII века.
- Тема 4. Франсуа Буше (1703-1770) и живопись французского рококо.
- Тема 5. Жан-Батист Симеон Шарден и Жан-Батист Грез и бытовой жанр во французской живописи.
- Тема 6. Французский пейзаж XVIII века. Робер и Верне.
- Тема 7. Жан-Оноре Фрагонар
- Тема 8. Французская скульптура.
- Раздел II. Искусство Италии
- Тема 1. Итальянская живопись рубежа XVII и XVIII веков.
- Тема 2. Джованни Баттиста Тьеполо.
- Тема 3. Доменико Тьеполо и Пьетро Лонги. Жанровая живопись в Венеции.
- Тема 4. Ведута.
- Тема 5. Неоклассицизм в Риме.
- I. Искусство Франции
- II. Искусство Италии