logo search
prog

Тема 5. Жан-Батист Симеон Шарден и Жан-Батист Грез и бытовой жанр во французской живописи.

Роль Салона в истории французского искусства - организация Салона, иерархия жанров, роль Академии художеств и художественной критики. "Салоны" Дидро и их роль в восприятии живописи Шардена и Греза современниками и потомками.

Жан-Батист Симеон Шарден (1699-1779). Жанр натюрморта во Франции до Шардена: Ф.Депорт и Ж.Б.Удри - живописцы "плодов и зверей", связь с традицией фламандского натюрморта. 1730-1733 -ранние натюрморты Шардена с кухонной утварью («Медный бак»). Переход от натюрморта к бытовому жанру. Связь сюжетов картин с голландской жанровой живописью ("Мыльные пузыри", "Карточный домик"). Образы детей в живописи Шардена ("Девочка с воланом", "Ребенок с волчком"). Подобно Грезу, Шарден пишет семейные сценки - "Утренний туалет", "Молитва перед обедом", "Гувернантка". Отсутствие сюжетной фабулы, слияние предмета изображения и самой живописной техники (выражение Дидро «магия живописи»). Поздние натюрморты, 1650-1660 гг. - "Бриошь", "Натюрморт с персиками", "Банка абрикосового варенья", "Корзина с земляникой". В отличие от ранних натюрмортов предметы не обыденные, а изысканные и дорогие, роль отражений и цветовых рефлексов, иное соотношение предмета и пространства. Аллегорические натюрморты - "Натюрморт с атрибутами искусств", поздние пастели («Автопортрет с козырьком»).

Жан-Батист Грёз (1725-1805) и жанровая живопись. Искусство Греза как социальный и эстетический феномен - ориентация на нового зрителя, так называемый "буржуазный" жанр, обращенный к "чувствительному зрителю". Литературность, предпочтение сюжетов из семейной жизни, интерес к темам воспитания и взаимоотношениям отцов и детей, связь с сентиментализмом. "Деревенская помолвка" (Салон 1861 года) - решение проблемы повествования (роль жеста, мимики, сценическая композиция), связь с буржуазной драмой, стремление возвысить жанровую картину до уровня исторической. Парные картины - возможность продолжения рассказа: "Балованное дитя" и "Тише" - пара, построенная по принципу контраста "плохая" - "хорошая" мать; "Отцовское проклятие" и "Наказанный сын" - два эпизода одного "сценария". Однофигурные жанровые картины Грёза: "Прачка" (картина в манере Шардена); "Разбитый кувшин", "Девушка, разбившая зеркало" - художник предлагает зрителю "домыслить" сюжет, подобно тому, как это сделал в одном из Салонов Дидро. Роль рисунка в творчестве Греза. Портреты Греза (портрет А.Шувалова, Портрет Наполеона ок. 1792). Русские заказчики Греза.