logo search
ЭУМК

Игровая природа искусства

В чем назначение искусства? Искусство, как уже отмечалось, вызвано к жизни духовной потребностью человека удовлетворять эстетические запросы. Человек так устроен, что он всегда стремится к красоте, совершенству, гармонии, а искусство — одна из наиболее ярких форм их воплощения. Поэтому, воспринимая искусство, человек удовлетворяет важнейшую из насущных духовных запросов своего бытия.

Отличительной чертой искусства является не только его эстетическая, но и игровая природа. Игра издавна понималась как способ деятельности, связанный с развлечением, получением удовольствия. Игра — свободно организованный процесс. Игры бывают разные: детские, азартные, спортивные. Детские игры наиболее свободны от правил. Дети входят и выходят из игры практически без подготовки. Для них жизнь в игре органична и естественна. Их игры отличаются бескорыстностью, импровизационностью, стремлением примерить на себя мир взрослых, стать мамой, играя в «дочки-матери», выбрать себе профессию — врача, продавца, милиционера, артиста и сымитировать их деятельность или, разделив мир на своих и чужих, играть в казаки-разбойники.

Ребенок без проблем может перевоплотиться в любой неодушевленный предмет или представителя флоры и фауны. Игра детей разнообразит, расцвечивает их жизнь, делает ее интересней и привлекательней, поэтому дети так любят играть.

В детстве игра — способ существования, она занимает достаточно много времени и не всегда требует партнеров и зрителей. Ребенок очень часто играет себе в удовольствие, один на один со своими мыслями, он «сам с собой ведет беседу».

Как известно, потребность в игре существует и у взрослых. Шиллер высоко ценил игровые способности человека, независимо от его профессии. По его убеждению, «счастлив человек играющий», т.е. способный уйти на некоторое время из реальности в обстоятельства вымышленного мира. В игре такой чедовек получает возможность освободиться от общепризнанных норм поведе­ния, он раскрепощается и тем самым сбрасывает с себя груз повседневных забот и тревог. По мнению Шиллера, человек счастлив в игре, потому что может позволить себе не слишком серьезно относиться к миру. Этот элемент несерьезности переносится из игры в реальность с помощью чувства юмора. В этом смысле юмор — защитная реакция человека, способ сохранения душевного равновесия, оберег. В юморе всегда присутствует игровое начало.

Психологи справедливо подчеркивают, что, по большому счету, степень выраженности игрового начала является неотъемлемой частью творческого процесса во всех без исключения сферах человеческой деятельности.

А. Бахтин писал: «Этот «другой» мир — мир игры — реальный феномен человеческой цивилизации на всех этапах». Другими словами, нет и не будет такого времени в истории человеческой культуры, когда не будет игры.

Не удивительно, что игровой момент в известном смысле характерен и природе, в особенности всему живому в ней.

Мы часто говорим об игре солнечных лучей на различных зеркальных поверхностях, об игре света и тени в лесной чаще. Мы завороженно можем наблюдать за игрой домашних любимцев котят и щенят, которые с упоением играют друг с другом или каким-либо пришедшимся им по нраву предметом, здесь же будет уместно вспомнить знаменитые брачные игры животных. Игра сюжетов, игра случая, обстоятельств, игра цвета и на­строения, игра в воспоминание, спортивные игры. Игра слов: «Мне нравится ставить слова в глупое положение, сочетать их шутовской свадьбой каламбура, выворачивать наизнанку, заставать их врасплох. Что делает ветер в слове ветеринар? Откуда томат в автомате? Как из зубра сделать арбуз?».

Известный голландский культуролог Й. Хейзинга написал книгу «Ноmo Ludens» — «Человек Играющий». Поставив в названии слово «Играющий» с большой буквы, автор особым образом подчеркнул, что для человека игра является важной формой его бытия, атрибутивным свойством его жизни. Игра, по Хейзингу: «Действие, протекающее в определенных рамках места, времени и смысла в обозримом порядке по добровольно принятым правилам и вне сферы материальной пользы или необходимости. Настроение игры есть отрешенность и восторг — священный или просто праздничный, смотря по тому, является ли игра сакральным действием или забавой. Само действие сопровождается чувствами подъема и на­пряжения и несет с собой радость и разрядку».

Важно еще одно замечание Хейзинга, касающееся игры, о том, что существенным ее признаком, будь то культ, представление, состязание, празднество, является то, что они к определенному моменту кончаются.

Игровой момент проявляется и в социальных ролях, которые призван исполнять человек в обществе. Каждый олицетворяет ту или иную родственную роль: ребенок, родитель, сестра, брат. Наряду с этим он занимает место в иерархической лестнице на службе. Подобное осмысление ролевого начала трансформирует игровой мотив в несколько другое качество. Здесь в меньшей степени выражен момент притворства, лицедейства. В жизни взрослых людей момент игры наиболее ярко и выразительно проявляется на праздниках, когда человек имеет полное основание отдыхать, вести себя иначе, чем обычно, повалять дурака, раскрепоститься, повеселиться, но об этом более подробно мы говорили несколько ранее.

Игровой момент наиболее полно реализуется в искусстве вследствие того, что для искусства чрезвычайно важными моментами являются свобода фантазии и воображения.

«Искусство — это божественная игра, поскольку оно остается искусством лишь до тех пор, пока мы помним, что в конце концов это всего лишь вымысел, что актеров на сцене не убивают, пока ужас и отвращение не мешают нам верить, что мы, читатели или зрители, участвуем в искусной и захватывающей игре; как только равновесие нарушается, мы видим, что на сцене начинает разворачиваться нелепая мелодрама».

Правомерно говорить о правовом своеобразии, характерном для художественных жанров, направлений в искусстве. Так, совершенно очевидны дионисийские истоки античной комедии; через гиперболу и деформацию «выигрывается» карикатура; остросюжетные построения и невероятные события присущи детективному и фантастическому жанрам; алогизм, безрассудство диалогов и поведения персонажей являются неотъемлемой чертой громко заявившего о себе художественно-сценического направления второй половины XX в. — «театра абсурда».

Под углом зрения игрового начала может быть рассмотрена история художественных стилей, начиная с античности и завершая современным искусством. Обстоятельнее всего эта особенность прослеживается в книге Й. Хейзинга «Человек Играющий», где природа и основные принципы игры в искусстве барокко, классицизма, рококо, романтизма и сентиментализма тесно сопряжены с культурными кодами соответствующих исторических эпох (Возрождение, Просвещение).

Искусство, будучи игрой, преодолевает материал действительности (Л.С, Выготский); преобразует объективно данные формы, порой существенно видоизменяя их. В этом глубоко субъективном процессе интерпретации окружающего мира и самовыражения художника искусство весьма часто пренебрегает так называемым «здравым смыслом» и логикой жизни. Человек приходит в мир искусства, отдаляясь и вновь возвращаясь к реальности, но уже с дистанции вымысла, идеала, «игры воображения» (И. Кант). Чтобы это, как и всякая игра, состоялось, «необходима доля творческого простодушия» (А. Довженко).

Игровое начало в искусстве проявляется во всем: в игре смыслов, намеков, подтекстов, интриг, загадочности и неожиданности сюжетных построений, в том, как могут перемежаться и сосуществовать шутовское, развлекательное, фривольное и грустное, лирическое, серьезное.

В различных видах и жанрах искусства есть свои специфические правила игры, изначально обусловленные языком, изобразительно-выразительными средствами, особенностями формообразования. Поэт играет словами, рифмой, ритмом, живописец — красками, цветовыми контрастами, колористической палитрой, кинематографист — монтажом, планами и ракурсами подвижного изображения, музыкант — звуком, мелодическим рисунком, тоном. Игра ритма, рефрена и гармонии части и целого особенно характерны музыке, танцу, поэзии, архитектуре. В литературе, изобразительных искусствах весьма распространены метафоры, аллегории, гиперболы, ассоциации, сравнения.

Но, пожалуй, ярче всего игровая природа искусства проявляется в театре, творчестве актера. Здесь господствует принцип маски, подражания, перевоплощения, лицедейства, притворства. Все это знакомо каждому человеку с самого раннего детства. Едва ли будет преувеличением считать театральный спектакль наиболее наглядной художественной моделью игры не только в искусстве, но и в жизни. Ведь с подражания начинаются и наши детские игры, и взрослые «забавы», шутка, пародия. Практически все искусства, за небольшим исключением, в той или иной мере являются различными формами подражания кому или чему-либо.

Но есть и другая — состязательная форма художественной игры. Это сложившиеся еще в древности поединки сказителей и певцов, современные конкурсы музыкантов, танцоров, вокалистов.

Религия и искусство

Общеизвестно, что духовная жизнь общества представляет собой сложное переплетение различных форм и элементов духовной культуры. Их связь в реальности настолько тесна, что порой отделить одно явление от другого бывает крайне сложно. «Поверить гармонию алгеброй», говоря словами пушкинского героя из «Моцарта и Сальери», дано не каждому. Такой подход более характерен научному анализу, чем бытовому рассуждению.

В различные культурно-исторические эпохи связь между искусством и религией была не одинакова. Иногда искусство столь сливалось с религией, что в результате рождалось то, что именуется религиозным искусством. Понятие религиозного искусства имеет широкое и узкое толкования. В широком значении религиозным является такое искусство, в котором обнаруживается влияние той или иной религиозной системы: в сюжетах, темах, идеях, образах общей направленности. Такое искусство амбивалентно, и в нем часто возможно некое равновесие между религиозным и эстетическим, иногда даже эстетическое может превалировать над религиозным, а в ряде случаев приближаться к искусству мирскому.

Узкое значение понятия религиозного искусства подразумевает произведения, «которые включены в систему религиозного культа и выполняют в нем определенные функции». Такое искусство называют культовым. Религиозный культ (напомним) — это система особых ритуальных действий, с помощью которых верующие пытаются влиять на сверхъестественные объекты их веры.

Культовые действия носят сакральный характер, они понятны, как правило, только посвященным.Их актуализация требует особых условий. Одним из таких требований является специально организованное пространство — пространство христианского храма, мусульманской мечети, буддийской пагоды. Оно совершенно отлично от привычного мирского, где религиозный человек пребывает большую часть своей жизни. Необходимость создания такого особого пространства привело к появлению специфического типа архитектурных строений — культовых. Внешние формы культовых строений выражали основную идеологию и философию соответствующей религии.

Общим для христианского зодчества было создание на земле Божьего дома, своеобразного места встречи и общения с Богом. Это было характерно еще в древние времена язычества.

Как бы значимы ни были внешние формы храма, главное все-таки было связано с внутренним убранством, т.е. интерьером. Именно внутреннее убранство способно удивлять, поражать, завораживать, вызывать самые сильные эмоциональные чувства верующих. Вспомните сами свои первые впечатления от посещения действующего храма.

Внутреннее убранство храма всегда наполнено различными религиозными атрибутами, символами и образами веры, многие из которых создаются руками художников.

Наряду с культовым зодчеством на определенном этапе развития в истории культуры возникает культовое изобразительное искусство: живопись — иконы, фрески, мозаики, библейские иллюстрации, культовая скульптура, мелкая пластика, а также клерикальная литература, драматургия и музыка.

Фрески и мозаики были известны еще с языческих времен, хотя потом стали частью христианского культа, а вот иконы — явление исконно христианское. Икона — изображение Бога или святых, объект поклонения верующих. Отношение к изображению Бога и святых не было однозначным. Известно, что в иудаизме и исламе запрещено изображать Бога и святых. В исламе, например, даже животных запреще­но изображать, потому что функция творения трактуется как монополия Бога.

В христианстве существовало две тенденции в отношении к иконографическим изображениям. Одна — отрицательная, другая — положительная. Обе эти тенденции стали основанием идеологической борьбы в Византийской империи VII—IX вв., где христианство стало официальной религиозной доктриной. Борьба эта получила название борьбы иконоборцев и иконофилов. Первые настаивали на исключении из религиозного культа иконы как объекта почитания, так как она творилась руками человека, а не Бога. Другим их аргументом было то, что божественная субстанция не имеет оснований для материализации через изображение.

Иконофилы или, как еще их называли, иконопочитатели придерживались противоположной точки зрения. Они считали, что Иисус Христос — богочеловек и потому имеет все качества человека, в том числе и телесные. Иконофилы одержали победу. Икона закрепилась в религиозном сознании православных как неотъемлемый культовый атрибут, ее часто трактуют как «умозрение в красках» — по определению князя Е. Трубецкого, отечественного богослова, написавшего одноименную книгу.

Иконографическое изображение — бифункционально, в нем органически сочетается культовое и художественное. Но в иконе главенствует религиозное содержание. Эстетическое безусловно присутствует, однако не оно определяет значимость иконы. На этом настаивают практически все богословы. Тезис «иконой не любуются, на нее молятся» является магистральным в отношении всего культового искусства: и архитектурного, и скульптурного, и живописного, и музыкального. Отец Павел Флоренский, автор знаменитой работы «Иконостас», категорически утверждал: «Глубоко ложно то современное направление, по которому в иконописи подлежит видеть древнее художество»22. Аналогичную позицию занимают многие отечественные искусствоведы (Алпапов, Лазарев). Не случайно и сегодня идут ожесточенные дискуссии между официальной православной церковью и музеями России. Отстаивая свой подход к культовому искусству, отцы церкви требуют вернуть иконы, хранящиеся долгие годы в музеях, даже в Третьяковской галерее, в лоно церкви. Тяжба касается и древнейшей иконы Владимирской Божьей Матери. Музей — светское учреждение, но именно в нем созданы все оптимальные условия для сохранности древнейшей иконы.

Культовое искусство может иметь определенные особенности, касающиеся художественной стороны дела. Культовое произведение, и в этом заключается парадокс, не всегда может быть художественно ценным. Сколько по Руси великой было богомазов. Иконы и сейчас, как это ни крамольно звучит, являются товаром. На ее изготовление всегда затрачивается определенный материал, и икону, как и многие другие ремесленно-культурные атрибуты, можно купить в церковной лавке. И в этом случае икона — товар. Но один — у Андрея Рублева или Дионисия, а другой — у деревенского богомаза, для которого его дело, дело простого ремес­ленника, а в некоторых случаях и халтурщика (испортил Божью Матерь, бороду прицепил, будет Николай Угодник, не пропадать же добру). Однако даже такая икона, лишенная эстетического, художественного ореола, будет предметом культа.

По большому счету, чтобы икона воздействовала подобающим образом, эстетическое чувство должно пробуждать и поддерживать религиозное. Поэтому многие великие художники обращались к культовому искусству, и в результате их творчества рождались шедевры, но для культового искусства на первом месте стоит религиозное начало. Как говорится: Богу — Богово, а кесарю — кесарево.

В истории религиозной культуры отношение к тем, кто писал иконы, было различным. Был период, когда иконописцев возвышали до поклонения, считая их дар — уникальным божественным даром, но был период, когда к иконописцам относились даже с пренебрежением, предполагая, что рукой иконописца водил Бог. Поэтому имена их уходили в лету безвозвратно. Редкие мастера заслужили того, чтобы их иконы до сих пор сохраняли авторство.

Оганов А.А. Хангельдиева И.Г. Теория культуры: Учеб. Пособие для вузов –М., 2001 с 189-192,285-289,294-298.