50. Развитие рекламы в России в начале XX в. Влияние стиля «модерн» на развитие рекламного плаката.
Влияние стиля «модерн» на развитие рекламного плаката. Время модерна определяют как «золотой век» плакатной графики. Русский плакат быстро воспринял декора-тивно-графическую систему нового стиля, отличающуюся утончённостью, изысканностью, одухотворённостью.Как и во многих других произведениях этого направления, в РП стиля модерн заметно происходит перестановка акцентов с функциональной значимости предмета на его декоративно-художественные качества. Их самодо-влеющая ценность превратила РП в один из элементов украшения интерьера или улицы, а стиль этого оформления стал качеством, которое, часто затмевая предмет рекламирования, выступало как отличительный признак магазина, фирмы, признак его модности и респектабельности.
Национально-романтическое направление русского модерна, так называемый неорусский стиль, представлен в РП работами И.Я. Билибина, М.А. Врубеля, В.М. Васнецова. Источником неорусского стиля послужило русское народное творчество — лубок, набойка, вышивка, резьба по дереву. Его отли-чительной чертой была декоративность — обилие орнамента и узора. Художники «Мира искусств» создали множество выдающихся РП, некоторые из которых сегодня признаны шедеврами своего жанра.
РП М. Врубеля «Выставка 36 художников». Мастера «Мира искусства» и их единомышленники рассматривали текст как важнейший компонент РП, что подтверждает плакат к открытию «Выставки работ 36-ти художников» (1901) М. Врубеля. Это прекрасный образец русского шрифтового модерна. При всей скупости средств, он не выглядит сухим и строгим. По форме — это шрифтовая афиша. В ней Врубель мастерски использует шрифт и цвет для четкого смыслового разделения текста, акцентировки отдельных слов и фраз и одновременно — для создания совершенной, законченной орнаментальной композиции. Рисунок шрифта разработан на основе стилизации славянской вязи, цветовое решение построено на сочетании трех красок: серой (бумага), черной и красной (буквы). Текст четко членится на три самостоятельные части — название выставки, список имен участников, сведения о работе выставки,— в каждой из которых особый размер шрифта, свое цветовое решение. Ни один текстовой раздел не повторяет другой ни размерами, ни конфигурацией, и вместе с тем они органически слиты.
РП В. Серова «Анна Павлова». Один из самых прекрасных русских РП является литография В. Серова, созданная в связи с «Русскими сезонами» С. Дягилева в Париже, на которой изображена знаменитая балерина Анна Павлова. Работа Серова по-настоящему плакатна – она создает образ, передающий характерные черты танца звезды русской сцены: легкость движения, изящество жеста, красоту линий. Это один из немногих РП, получивших всеобщее признание и имевших шумный успех, многочисленные отклики в печати. А. Бенуа писал: «Каким прелестным, каким благородным казался этот огромный синий лист с рисунком порхающей «Жизели» среди крикливых ярмарочных реклам парижских улиц. Как напоминает он мне теперь прошлогоднюю весну, наши «триумфы», как отвечал он благородному успеху русского искусства в столице мира». Другой современник писал: «Французы сами большие мастера по части художественных реклам, но они были поражены тем, что сделал Серов […]».
Социальный плакат. Как самостоятельное явление социальный плакат оформляется лишь в период первой мировой войны. Его тематика и стиль имеют много общего с массовым искусством политической агитации Европы и Америки: аналогичность задач (мобилизация армии, сбор средств, помощь раненым и тому подобное), в равной мере остро стоящих перед прави-тельствами воюющих государств, обусловила близость, порой идентичность сюжетов и художественных решений. Национальные особенности искусства плаката отходят на второй план, уступая место общим чертам - одни и те же лозунги; близки образные системы; варьируются плакатные ходы. Но у русского плаката были свои отличительные особенности. Рассчитанный на массовую аудиторию, он не высказывается прямо и непосредственно. Политический лозунг, как правило, подведен под друго - более нейтральный и традиционный - призыв к благотворительности или подписке на военный заем. Именно в этих «оболочках», этих искусственных формах развивается в 1914—1917 гг. русский социальный плакат.
Для достижения своих целей социальный плакат апеллирует к патриотическим чувствам граждан, трактуемым как чувства общенародные. Тема патриотизма связывается многовековой историей России. Так на плакате К. Коровина «Всероссийского земского союза помощи больным и раненым...» (1914 г.) изображена фигура Дмитрия Донского. В плакате «Сибирский день. 1582—1915» А. Васнецов изобразил Ермака Тимофеевича, который трубит сбор войскам, а текст сообщает о благотворительных сборах. В благотворительном плакате наряду с былинными богатырями и славными витязями встречаются и реальные образы - это солдат, раненый, увечный, достойный сочувствия. Среди таких плакатов особое место занимает известная работа Л. Пастернака «На помощь жертвам войны» (1914). Художник не показывает боя, не акцентирует внимание на ранах, он видит в солдате не храбреца, яростно уничтожающего врага, а прежде всего — человека, уставшего от тяжелой работы, от моральной ответственности за пролитую кровь. В сторону отставлена винтовка, бессильно опущена голова. Пацифизм художника оказался настолько созвучным настроениям масс, работа обрела черты символа времени.
Начало фоторекламы. В начале века фотография становится новым техническим средством рекламы. Прежде всего фотографию стали использовать в кинорекламе – в киноплакатах и в изданиях, рекламирующих киноновинки. Появляется принципиально новый вид печатной рекламы — брошюры, буклеты и каталоги с фотоиллюстрациями. Но главные успехи фотографии в сфере рекламы были еще впереди. Фотоколлаж, фотомонтаж — лишь начальные опыты такого рода выходили на страницы газет и журналов и применялись в киноплакатах еще крайне редко. Не было и опыта использования |рекламе цветных фотоизображений. Всему этому предстояло утверждаться в следующую эпоху.
- 1.Основные этапы развития рекламной деятельности.
- 2. Формационная шкала
- 3. Предпосылки возникновения рекламы в обществе.
- 4. Развитие рекламных средств. Виды рекламных средств.
- 5. Формы рекламы в государствах Древнего мира
- 6. Развитие рекламы в условиях западноевропейского средневековья.
- 7. Торговая эмблематика и вывеска в эпоху средневековья.
- 10. Развитие рекламы в Западной Европе в XVII –XVIII вв. Социально-экономические предпосылки развития рекламы в Новое время.
- 11. Возникновение прессы и рекламы в прессе в Западной Европе в XVII –XVIII вв.
- 12. Развитие рекламы в XVII - XVIII вв. В Англии.
- 13. Развитие рекламы в XVII в. Во Франции. Общеевропейская реклама моды на французские товары.
- 14. Развитие рекламы в XVIII в. Во Франции. Живописные вывески-картины в Париже.
- 15. Развитие рекламы в XVIII в. В России. Развитие печатных технологий.
- 16. Развитие рекламы в XVIII в. В России. Пропагандистские и политические функции лубка.
- 17. Развитие рекламы в XVIII в. В России. Акции паблисити. Массовые праздники и «потешные» зрелища.
- 18. Екатерининская эпоха (хviii в.). Вывески и корпоративная реклама ремесленных цехов.
- 19. Екатерининская эпоха (хviii в.). Рост потребности в газетных объявлениях и развитие издательского дела.
- 20. Екатерининская эпоха (хviii в.). Театральная афиша и рекламные функции лубочных картинок.
- 21. Развитие рекламы в России в первой половине XIX в. Рекламные вывески.
- 22. Развитие рекламы в России в первой половине XIX в. Реклама в прессе. Практика скрытой рекламы в газете «Северная пчела».
- 23. Развитие рекламы в России в первой половине XIX в. Фольклорные формы рекламы ярмарок, праздников и народных гуляний.
- 24. Развитие рекламы в Западной Европе во второй половине XIX в. Предпосылки развития современных форм рекламной деятельности.
- 25. Развитие рекламы в Западной Европе во второй половине XIX в. Развитие рекламного плаката в Западной Европе.
- 26. Развитие рекламы в Западной Европе во второй половине XIX в. Развитие рекламного плаката во Франции.
- 27. Развитие рекламы в Западной Европе во второй половине XIX в. Влияние стиля «Ар нуво» на развитие рекламного плаката.
- 28. Развитие рекламы в Западной Европе во второй половине XIX в. Плакаты Теофиля Стейнлейна
- 29. Развитие рекламы в Западной Европе во второй половине XIX в. Плакаты Альфонса Мухи.
- 29. Развитие рекламы в Западной Европе во второй половине XIX в. Творчество а. Тулуз-Лотрека
- 30. Развитие рекламы в Западной Европе во второй половине XIX в. Творчество ж. Шере.
- 31. Развитие рекламы в сша во второй половине XIX века. Рекламный бизнес независимых агентов и первые агентства объявлений (Advertising Agensy).
- 32. Развитие рекламы в сша во второй половине XIX века. Агентство «Эйер энд Сан» (n.W. Ayer & Son). Рк галет «Юнида».
- 33. Развитие рекламы в сша во второй половине XIX века. Сети магазинов и реклама магазинов розничной торговли. Деятельность д. Уэйнамейкера и д. Э. Пауэрса.
- 34. Развитие рекламы в сша во второй половине XIX века. Утверждение торговых марок (тм) и упаковки. Тм «Тетя Джемайма» (1893г.).
- 35. Развитие рекламы в сша во второй половине XIX века. Рк овсяной каши «Квакер оутс».
- 36. Развитие рекламы в сша во второй половине XIX века. Утверждение торговых марок (тм) и упаковки. Возникновение и продвижение тм Coca-Cola (1896г.).
- 37. Развитие рекламы в сша во второй половине XIX века. Возникновение общенациональной рекламы. Реклама в журналах и каталог посылочной торговли.
- 38. Развитие рекламы в сша во второй половине XIX века. Эпоха торговых марок в конце XIX - начале XX века. Значение и роль упаковки как средства продвижения торговой марки.
- 39. Развитие рекламы в сша во второй половине XIX века. Приемы продвижения торговой марки в конце XIX - начале XX века.
- 40. В Развитие рекламы в сша во второй половине XIX века. Озникновение партнерской модели взаимоотношений «рекламодатель- агентство» во второй пол. XIX в.
- 41. Развитие рекламной деятельности в России во второй половине XIX. Рекламный бум в пореформенный период. Рекламный бум в прессе.
- 42. Развитие рекламной деятельности в России во второй половине XIX. Художественный язык и стиль вывесок.
- 43. Развитие рекламной деятельности в России во второй половине XIX. Сюжетный канон живописных вывесок.
- 44. Развитие рекламной деятельности в России во второй половине XIX. Товарные знаки (тз) и торговые марки (тм). Упаковка.
- 45. Развитие рекламной деятельности в России во второй половине XIX. Печатная реклама. Рекламный плакат (рп).
- 46. Развитие рекламной деятельности в России во второй половине XIX. Малые формы печатной рекламы.
- 47. Развитие рекламной деятельности в России во второй половине XIX. Промышленные выставки и ярмарки.
- 49. Развитие рекламы в России в начале XX в. Развитие торгово-промышленной рекламы.
- 50. Развитие рекламы в России в начале XX в. Влияние стиля «модерн» на развитие рекламного плаката.
- 51. Реклама в ссср в XX веке. Государственная монополия и идеологизация рекламы в ссср. Деятельность советских ра в период нэПа.
- 52. Реклама в ссср в XX веке. Конструктивизм – стиль советской рекламы.
- 53. Реклама в ссср в XX веке. Реклама в ссср в XX веке. Творчество в.В. Маяковского и а.М. Родченко.
- 54. Реклама в ссср в XX веке. Развитие политического плаката и киноплаката в 1930-е годы.
- 55. Реклама в ссср в XX веке. Советская упаковка.