logo search
prog

Тема 4. Ведута.

Венецианский городской пейзаж - ведута. Традиция изображения архитектуры в эпоху Возрождения, роль "перспективистов", изучение оптики, геометрии, использование камеры-обскура. Два типа ведуты - топографическая (veduta esatta) и каприччо (veduta di fantasia / ideata). Влияние северных мастеров на сложении жанра - немец Йозеф Хайнц, Гаспар ван Виттель (Ванвителли), работавший в Риме. Основные заказчики - англичане, живущие или совершающее путешествие в Венецию.

Джованни Антонио Каналетто (1697-1768). Создатель "классического типа" венецианской ведуты. Обучение в Риме (1719-1720), влияние ван Виттеля и Луки Карлевариса (сборник гравюр "Строения Венеции"). Фиксация важных событий, праздничных моментов в жизни Венеции, создание больших серий пейзажей (избрание дожа, приезды почетных гостей). Особенности композиционного построения ведут Каналетто – панорамы, угловые точки зрения. Топографические ведуты и каприччо (чаще по мотивам римских памятников). Английский период - 1746-50, 1751-56 («Уилтонский мост», «Замок Уоррик», «Процессия перед Вестминстерским аббатством»).

Бернардо Белотто (1720-1780) и распространение ведуты за пределами Венеции. Работа на севере Италии (виды Турина, Флоренции), серия пейзажей, исполненная для Августа III в Дрездене и Пирне (так наз. "Королевская серия"), работа в Вене, Мюнхене, Варшаве. Индивидуальная колористическая гамма (преобладание коричневато-желтых оттенков), прозаизм трактовки.

Франческо Гварди (1712-1793) и завершение традиции ведуты. Ранний период творчества - сотрудничество с братом Джан Антонио, работа над копиями с картин старых мастеров. Проблема атрибуции – сложность разграничения ранних работ Франческо и Джан Антонио Гварди («Александр Македонский с телом царя Дария»). 1750-е годы - обращение к жанру ведуты. Ранние ведуты - влияние Каналетто, использование гравюр Карлевариса и гравюр по картинам Каналетто для композиционных решений. Расцвет творчества - 1770-1790- годы. Особенности живописной манеры - живопись alla prima, особая роль фактуры, вибрация красочной поверхности, разнообразный характер мазка. Передача меняющейся атмосферы Венеции, состояния неба, движения воды, скольжения гондол. Эмоциональная насыщенность пейзажей. Роль графического наброска в творческом методе. Топографические пейзажи, в которых всегда важен фактор претворения натуры, и каприччи, значение которых возрастает в 1780-90-е годы. Серия картин по заказу Пьетро Эдвардса, посвященная визиту в Венецию графа и графини Северных в 1782 году ("Концерт" из старой пинакотеки, Мюнхен). Поздние пейзажи - "Пейзаж с воздушным шаром", "Пожар складов в квартале Сан Маркуола", "Серая лагуна". Влияние пейзажей Гварди на восприятие Венеции в XIX-XX веках.