66. Ассоциац.Худ-ов революц. России.
АХРР-АХР( ассоциация художников революционной России), ее программа и тврческие цели. Лидирующие художники и произведения.
Организация, открыто, программно стоявшая на революционных позициях, пользовавшаяся официальной поддержкой государства. АХРР с 1928, АХР с 1922г. На основе товарищества передвижных худ. выставок, ассоциации по изучению современного революционного быта. В декларации АХРР обьявлялось гражданским долгом « художественно-документальное запечатление величайшего момента истории в его революционном порыве». Члены ассоциации стремились «художественно- документально» запечатлеть жизнь и быт рабочих, крестьян, красноармейцев, о чем говорят названия их выставок: «жизнь и быт рабочих», «жизнь и быт красной армии», «жизнь и быт рабочих СССР» Они выдвинули лозунг «героического реализма» как фундамент будущего мирового искусства. «Ахровцы» работали во всех основных жанрах советской живописи. Основное место в их творчестве занимала революционная тема, отражающая гос. политику в исскустве. Через этот жанр происходила и определенная мифологизация истории. Ведущую роль в развитии советской живописи 1920 г, в историко-революционоам жанре, сыграл Исаак Бродский, работавший прямо по политическому заказу и создавший свою живописную «лениниану». Его произведения «вождь и народ», «Ленин и манифестация», «Выступление Ленина на митинге рабочих путиловского завода в 1917г», «Ленин в Смольном» ( изображение вождя в кабинете).
«Художественно- документально» события первых лет революции запечатлел в своих бытовых картинах Чепцов. «Заседание сельской ячейки» -скромное маленькое произведение отразило целую эпоху в жизни страны, Чепцов необдуманно безоглядно приветствовал разрушение традиционного уклада русского крестьянства. В романтическом ключе решает батальные темы Греков. «Тачанка»- безудержный гимн первой конной армии Буденного. «Трубачи первой конной армии». Греков искренне воспринял идеи революции, невольно способствуя созданию некой легенды, мифа- о первой конной армии буденного. В 1929 создал первую в советском искусстве диораму «Взятие Ростова».Он оказал большое влияние на формирование советской батальной живописи. В портретном жанре работали Малютин и Ряжский. Малютин пишет портреты, где находит свое разрешние старая русская проблема «Интеллигенция и революция», показаны люди, сумевшие вписаться в новую жизнь. В 1920 гг. закономерно обращение к портрету, в котором делается попытка сочетать сугубо индивидуальные черты с типическими, характерными для определенной эпохи, отражающими социально- общественное лицо модели. Ряжский оставил след в живописи своим обобщенным образом советской женщины, принявшей свмое деятельное участие в строительстве нового мира. «Делегатка», «Председательница»- это не индивидуальный портрет, а портрет- картина, представляющая тип людей , рожденных новой жизнью, которую они сами и строят, волевых почти фанатичных. В пейзажном жанре, основное внимание уделяется образу строящейся страны, налаживающей свою жизнь и восстанавливающей хозяйство. (Яковлев). «Транспорт налаживается». Лирический пейзаж в эти годы получил развитие в творчестве Юона «Купола и ласточки», Осмеркина «Мойка. Белые ночи», Бакшеев «Голубая весна».
Вопрос 67. Общество станковистов (ОСТ) - объединение художников, основанное в 1925 г. в Москве группой выпускников Вхутемаса мастерской Д. П. Штеренберга (1881 - 1948). Члены ОСТа ставили целью отражение типических явлений советской действительности.
Ядро будущего общества станковистов сложилось после «Первой дискуссионной выставки объединений активного революционного искусства», состоявшейся в 1924 г.. Его составили участники выставки студенты ВХУТЕМАСа, входившие в состав следующих группировок:
• «проекционисты» (С.Лучишкин, С.Никритин, К.Редько, Н.Тряскин, А. Тышлер).
• «конкретивисты» (П.Вильяме, К.Вялов, В.Люшин, Ю.Меркулов).
• «группа трех» (А. Дейнека вместе с Ю. Пименовым и А. Гончаровым).
Учредителями общества художников-станковистов выступили: Анненков Ю. П..Дейнека А. А., Вильяме П. В., Денисовский Н. Ф., Костин С. Н., Лабас А. А., Пименов Ю. И., Штеренберг Д. П.. Председателем ОСТа, как наиболее почтенный и «старшина», был выбран Штеренберг.
Название группировки было связано с бурными дискуссиями о судьбах и назначении искусства. Группа современных остовцам живописцев принципиально отвергла станковые формы творчества ради художественно-производственных задач. Представители будущего ОСТа были против такого подхода, что и отразилось в названии объединения.
В 1929 г. был принят Устав организации, В качестве основного положения идеологической направленности деятельности объединения провозглашалось: «...в жоху строительства социализма активные силы искусства должны быть участниками этого строительства и одним из факторов культурной революции в области переустройства и оформления нового быта и создания новой социалистической культуры».
Общество вело активную выставочную деятельность. Большие выставки его членов прошли в апреле-мае 1926 г., в апреле 1927 и 1928 г. Наряду с членами ОСТа в них участвовали А. Д. Гончаров, И. В. Клюн, Н. И. Купреянов, С. А. Лучишкин, А. Г. Тышлер и др.. Параллельно, входящие в ОСТ, художники экспонировали свои работы на объединенных всесоюзных выставках: "10 лет Октября", 1927; "10 лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии" (1928), "Жизнь и быт детей Советского Союза" (1929); выставке советского изобразительного искусства в Нью-Йорке (1929) и др.
В связи с определенными разногласиями в 1928 г. внутри общества четко определились две группы художников, отличавшихся своими творческими позициями:
• первая группа - в нее входили Вильяме, Дейнека, Лучишкин. Пименов и др. - тяготела к изображению городской жизни, новой техники, индустриального пейзажа, спорта, молодых, физически развитых людей. Их работы отличала динамичность, четкость композиции, графичность в передаче форм.
• вторая группа, объединявшаяся вокруг Штеренберга (Гончаров. Лабас. Тышлер, Шифрин и др.). работала в более свободной манере, предпочитая лиричность и живописность рациональной организации произведений.
Первоначально профессиональные дебаты и полемика между членами обеих групп вскоре приобрели политическую окраску. В 1931 г. Общество станковистов раскололось на два объединения — ОСТ ( группа Штеренберга ) и «Изобригада».
В 1932 г. общество художников-станковистов было распущено в связи с созданием Московского отделения Союза советских художников.
- 1. Зарождение первобытного искусства: Живопись, пластика, керамика. Архитектурные сооружения: менгиры, дольмены, кромлехи
- 2. Гробничная арх-ра Древнего Египта: арх-ная композиция, скульптура, росписи.
- 3. Храмовая арх-ра Египта: композиция, символическое значение, средства выразительности
- 4. Рельефы и росписи Древнего Египта: каноны, условности, сюжеты, техника
- 5. Скульптура Древнего Египта: общая характеристика, типы изображений
- 6Амарнский период древнеегипетского искусства (архитектура, скульптура, живопись): традиции и новации
- 7 Греческая вазопись: геометрический, ориентализирующий, чернофигурный, краснофигурный стили. Эволюция изобразительности.
- 9. Афинский акрополь: композиционное решение, архитектурное сооружения, культурная значимость комплекса.
- 10 Скульптура Древней Греции
- 11. Типологическое разнообразие архитектуры Древнего Рима
- 12 Римский скульптурный портрет: средства выразительности, эволюция изображения
- 13. Арх-ра Др Рима: гражданские сооружения – виллы и инсулы, пространственная композиция, росписи.
- 14.Христианское мировоззрение и его отражение в стилистике византийский мозаик
- 16 Планировочные, конструктивные и образные особенности романской арх-ры
- 18. Основные принципы готической конструкции. Органическая связь конструктивных приемов и декоративных форм(на примере фр соборов)
- 15 Типологическое разнообразие византийских храмов
- 17 Романская скульптура
- Вопрос 19. Роль витража в ансамбле готического собора франция.
- Вопрос 20. Особенности готической скульптуры.
- Вопрос 21 Древнерусский храм 11-12вв. Стройматериалы и конструкции, худож-образное решение, эволюция.
- Вопрос 22. Древнерусская икона 12-14вв. Технология, язык, эволюция.
- Вопрос 24. Творчество Брунеллески как создателя нового архитектурного стиля.
- Вопрос 28. Принципы обновления живописного языка в творчестве Яна ван Эйка.
- Вопрос 29. Демократические основы творчества Питера Брейгеля Старшего, традиции и новаторство.
- Вопрос 30. Творчество Дюрера, (немецкое Возрождение).
- Вопрос 32. Идея русского централизованного государства в архитектуре и иконописи15-16 века.
- Вопрос 33. Переходный характер русского искусства 17века.
- Вопрос 34. Черты русского искусства Петровской эпохи.
- Вопрос 35. Отражение просветительской идеологии в русском портрете второй половины 18века.
- Вопрос 36. Стиль Классицизм в русской архитектуре второй половины 18-первой трети 19вв; исторические предпосылки, принципы, периоды, основные мастера.
- 37: Особенности русского романтизма (на примере живописи).
- 38. Творчество а. Г. Венецианова как пример раннего реализма.
- 40. Товарищество передвижников : предпосылки создания, цели и задачи, специфика жанров.
- 43. Творчество в.М. Васнецова как пример создания «русского» стиля.
- 45. Серов
- 46. «Мир искусства».
- 47. Стиль барокко в итальянской арх. 17 века
- 51. Диего де Сильва Веласкес
- 52. Принципы классицизма во французской живописи 17 века
- 54: Рококо во франц. Живописи 18 века.
- Вопрос 55. Жак Луи Давид
- 58. Реализм во Франции 19 века.
- 59. Проблемы традиций и новаторства в творчестве э. Мане.
- 60. Французский импрессионизм: общая характеристика, основные мастера.
- 61. Постимпрессионизм: принципы и творческий метод на примере живописи п. Гогена, в. Ван Гога, п. Сезанна.
- 62.«Абстракционизм» в.Кандинского.
- 64. Творческий метод «аналитического искусства» п. Филонова.
- 65. Роль вхутемаСа – вхутеиНа в формировании в 1920х годах новой российской художественной культуры.
- 66. Ассоциац.Худ-ов революц. России.
- 68. «Суровый стиль» - новое направление в советском искусстве. Его живописно-пластическое и жанровое своеобразие. Лидирующие художники и произведения.
- 70. Новые черты в образно – пластической структуре художественных произведений 1970х годов, философское и ассоциативно - метафорическое искусство. Лидирующие художники и произведения.