logo search
ответы по госэкзамену по истории искусств

66. Ассоциац.Худ-ов революц. России.

АХРР-АХР( ассоциация художников революционной России), ее программа и тврческие цели. Лидирующие художники и произведения.

Организация, открыто, программно стоявшая на революционных позициях, пользовавшаяся официальной поддержкой государства. АХРР с 1928, АХР с 1922г. На основе товарищества передвижных худ. выставок, ассоциации по изучению современного революционного быта. В декларации АХРР обьявлялось гражданским долгом « художественно-документальное запечатление величайшего момента истории в его революционном порыве». Члены ассоциации стремились «художественно- документально» запечатлеть жизнь и быт рабочих, крестьян, красноармейцев, о чем говорят названия их выставок: «жизнь и быт рабочих», «жизнь и быт красной армии», «жизнь и быт рабочих СССР» Они выдвинули лозунг «героического реализма» как фундамент будущего мирового искусства. «Ахровцы» работали во всех основных жанрах советской живописи. Основное место в их творчестве занимала революционная тема, отражающая гос. политику в исскустве. Через этот жанр происходила и определенная мифологизация истории. Ведущую роль в развитии советской живописи 1920 г, в историко-революционоам жанре, сыграл Исаак Бродский, работавший прямо по политическому заказу и создавший свою живописную «лениниану». Его произведения «вождь и народ», «Ленин и манифестация», «Выступление Ленина на митинге рабочих путиловского завода в 1917г», «Ленин в Смольном» ( изображение вождя в кабинете).

«Художественно- документально» события первых лет революции запечатлел в своих бытовых картинах Чепцов. «Заседание сельской ячейки» -скромное маленькое произведение отразило целую эпоху в жизни страны, Чепцов необдуманно безоглядно приветствовал разрушение традиционного уклада русского крестьянства. В романтическом ключе решает батальные темы Греков. «Тачанка»- безудержный гимн первой конной армии Буденного. «Трубачи первой конной армии». Греков искренне воспринял идеи революции, невольно способствуя созданию некой легенды, мифа- о первой конной армии буденного. В 1929 создал первую в советском искусстве диораму «Взятие Ростова».Он оказал большое влияние на формирование советской батальной живописи. В портретном жанре работали Малютин и Ряжский. Малютин пишет портреты, где находит свое разрешние старая русская проблема «Интеллигенция и революция», показаны люди, сумевшие вписаться в новую жизнь. В 1920 гг. закономерно обращение к портрету, в котором делается попытка сочетать сугубо индивидуальные черты с типическими, характерными для определенной эпохи, отражающими социально- общественное лицо модели. Ряжский оставил след в живописи своим обобщенным образом советской женщины, принявшей свмое деятельное участие в строительстве нового мира. «Делегатка», «Председательница»- это не индивидуальный портрет, а портрет- картина, представляющая тип людей , рожденных новой жизнью, которую они сами и строят, волевых почти фанатичных. В пейзажном жанре, основное внимание уделяется образу строящейся страны, налаживающей свою жизнь и восстанавливающей хозяйство. (Яковлев). «Транспорт налаживается». Лирический пейзаж в эти годы получил развитие в творчестве Юона «Купола и ласточки», Осмеркина «Мойка. Белые ночи», Бакшеев «Голубая весна».

Вопрос 67. Общество станковистов (ОСТ) - объединение художников, основанное в 1925 г. в Москве группой выпускников Вхутемаса мастерской Д. П. Штеренберга (1881 - 1948). Члены ОСТа ставили целью отражение типических явлений советской действительности.

Ядро будущего общества станковистов сложилось после «Первой дискуссионной выставки объединений активного революционного искусства», состоявшейся в 1924 г.. Его составили участники выставки студенты ВХУТЕМАСа, входившие в состав следующих группировок:

• «проекционисты» (С.Лучишкин, С.Никритин, К.Редько, Н.Тряскин, А. Тышлер).

• «конкретивисты» (П.Вильяме, К.Вялов, В.Люшин, Ю.Меркулов).

• «группа трех» (А. Дейнека вместе с Ю. Пименовым и А. Гончаровым).

Учредителями общества художников-станковистов выступили: Анненков Ю. П..Дейнека А. А., Вильяме П. В., Денисовский Н. Ф., Костин С. Н., Лабас А. А., Пименов Ю. И., Штеренберг Д. П.. Председателем ОСТа, как наиболее почтенный и «старшина», был выбран Штеренберг.

Название группировки было связано с бурными дискуссиями о судьбах и назначении искусства. Группа современных остовцам живописцев принципиально отвергла станковые формы творчества ради художественно-производственных задач. Представители будущего ОСТа были против такого подхода, что и отразилось в названии объединения.

В 1929 г. был принят Устав организации, В качестве основного положения идеологической направленности деятельности объединения провозглашалось: «...в жоху строительства социализма активные силы искусства должны быть участниками этого строительства и одним из факторов культурной революции в области переустройства и оформления нового быта и создания новой социалистической культуры».

Общество вело активную выставочную деятельность. Большие выставки его членов прошли в апреле-мае 1926 г., в апреле 1927 и 1928 г. Наряду с членами ОСТа в них участвовали А. Д. Гончаров, И. В. Клюн, Н. И. Купреянов, С. А. Лучишкин, А. Г. Тышлер и др.. Параллельно, входящие в ОСТ, художники экспонировали свои работы на объединенных всесоюзных выставках: "10 лет Октября", 1927; "10 лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии" (1928), "Жизнь и быт детей Советского Союза" (1929); выставке советского изобразительного искусства в Нью-Йорке (1929) и др.

В связи с определенными разногласиями в 1928 г. внутри общества четко определились две группы художников, отличавшихся своими творческими позициями:

• первая группа - в нее входили Вильяме, Дейнека, Лучишкин. Пименов и др. - тяготела к изображению городской жизни, новой техники, индустриального пейзажа, спорта, молодых, физически развитых людей. Их работы отличала динамичность, четкость композиции, графичность в передаче форм.

• вторая группа, объединявшаяся вокруг Штеренберга (Гончаров. Лабас. Тышлер, Шифрин и др.). работала в более свободной манере, предпочитая лиричность и живописность рациональной организации произведений.

Первоначально профессиональные дебаты и полемика между членами обеих групп вскоре приобрели политическую окраску. В 1931 г. Общество станковистов раскололось на два объединения — ОСТ ( группа Штеренберга ) и «Изобригада».

В 1932 г. общество художников-станковистов было распущено в связи с созданием Московского отделения Союза советских художников.