logo search
ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО XIX - XX ВЕКОВ

Тема 8. Сюрреализм - концепции искусства. Основные направления и мастера.

Социальная и творческая атмосфера в Париже накануне создания сюрреализма. Направления и мастера в истории европейского искусства, оказавшие влияние на сюрреализм. Вопрос об его предшественниках и истоках и, вместе с тем, о принципиальной новизне его интенций. Роль дадаизма и метафизической школы. Формирование и изложение теоретических концепций сюрреализма в Манифесте Андре Бретона (1896-1966), опубликованном в 1924 г. Представления о сущности творческой деятельности, природе и функциях искусства как средства постижения и репрезентации истины. Формулировка целей и поиск адекватных средств. Слагаемые творческого метода и их связь с психоанализом Зигмунда Фрейда. Вопрос о распространении метода в словесных и пластических искусствах. Проблема вербализации и визуализации разных уровней психической реальности, их корреляция. Разные формы визуализации: кино, коллективные игры и действия, изобразительные искусства. Широкое применение в сюрреализме альтернативных форм творчества, сложившихся в дадаизме, и создание новых (автоматическое письмо или психический автоматизм, декалькомания, параноико-критический метод, песчаные картины, фроттаж, фюмаж, коллективные игры и др.). Инструменты деятельности: манифесты, журналы, выставки.

Развитие, периодизация и распространение сюрреализма в Европе и Америке. Основные направления. Причины выбора альтернативных стратегии в живописи – иллюзионистическое изображение, абстрактные формы. Сюрреализм в скульптуре и проблема адаптивных возможностей разных видов искусства к его методу. Объекты, инсталляции, ready-mades. Участники сюрреалистического движения и их творчество. Андре Массон (1866-1987), Сальвадор Дали (1904-1989), Поль Дельво (1897-), Рене Магритт (1898-1967), Ив Танги (1900-1955), Макс Эрнст (1891-1976), Роберто Матта (1911-), Хуан Миро (1893-1983), Альберто Джакометти (1901-1966), Луис Бунюэль (1900-1983), Ман Рэй, Ганс Арп

Влияние сюрреализма на искусство второй половины XX века, в частности на европейский и американский абстрактный экспрессионизм.