logo search
23545культорология

40. Доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная культуры

Можно выделить три основных исторических типа общества: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное.

Доиндустриальное общество – общество с аграрной экономикой, и патриархальной постфигуративной культурой. Здесь различают два подтипа: примитивные первобытные общества и появившиеся позже цивилизации, или «варварские» и «цивилизационные» общества. В первых люди ведут общинно-племенной образ жизни, который в целом характеризуется одинаковостью основных принципов социальной организации. Во вторых возникает государственность, но и при них нередко сохраняется и общинно-племенной образ жизни. Власть и собственность в таком обществе неразделимы, причем власть первична, а собственность вторична. Главное место в культуре занимает религия (на ранних стадиях – мифология). Древнейшая доиндустриальная культура бесписьменна. Экономика и культура развиваются замедленными темпами.

Зарождение индустриального общества происходило постепенно, в недрах старой культуры. Увеличивается городское население, формируются национальные культуры. Увеличивается миграция населения: люди часто покидают родные места в поисках работы и для учебы. Возрастает престиж умственного труда, в связи с чем большое значение получает образование.

Эпицентром развития индустриальной культуры стала Западная Европа. Уже в эпоху Средневековья был открыт простор для широкого применения машин и технических изобретений, которые впоследствии преобразовали жизненный мир людей, сделали его более комфортным и удобным.

Постепенно рациональное начало в культурном развитии стало доминирующим. Утрачивала свою универсальную роль религия. Исходным веком научно-технического прогресса принято считать XVII столетие. Именно на это время приходятся важные научно-технические открытия. Человек впервые предстает как преобразователь природы, целиком полагаясь на науку. В XVII в. возникают первые формы сциентизма, в рамках которого считалось, что законы развития мира и общества могут быть целиком познанными и жизнь общества можно организовать научно, подобно тому, как самоорганизовался мир природы. XIX век стал периодом наиболее активного развития науки и техники. Это привело к кардинальным изменениям и невиданным ранее достижениям в области производительных сил и материального производства.

Свою роль сыграло и появление новых источников энергий - пара, электричества, двигателя внутреннего сгорания. Повсюду использовались высокопроизводительные технологии. Утверждался новый капиталистический способ производства.

К XX в. индустриальная цивилизация стала в полной мере реализовывать свой потенциал во всех сферах культуры. Но в период расцвета индустриальной культуры постепенно стали проявлять себя и свойственные ей противоречия.

В XX в. разразились две мировые войны, экономический кризис 1930-х гг., кризис экологический - все это резко обесценило значимость рационализма. Эти и другие события и явления вызвали переход индустриальной эпохи в постиндустриальную. Эта эпоха – продукт научно-технической революции ХХ века, которая приводит к резкому росту производительных сил и общественного богатства. В постиндустриальную «электронную» эру главным объектом человеческой деятельности становится информация – человек получает, перерабатывает, передает ее, управляя информационными потоками. Культура развивается настолько быстро, что начинает в каких-то отношениях принимать префигуративный характер. Возрастает роль личности. В этих условиях обеспечение прав человека превращается в необходимый фактор общественного развития. По мнению Солонина и Кагана, эти три исторических типа и представляют собой вехи магистрального развития человечества. В разных странах каждый из них может выражаться по-разному. Но в ходе истории полилинейеность постепенно уступает место монолинейности (см. ниже). Переход к постиндустриальному обществу сопровождается процессом глобализации, которая представляет собой формирование целостной системы общественной жизни в масштабах всего земного шара, образование единого, охватывающего весь мир социального организма. Это является следствием выхода на единый человеческий аттрактор и в то же время необходимым условием для решения человечеством тех глобальных проблем, перед которыми оно было поставлено в ХХ столетии.