8. Природа и культура
Культуру принято называть «второй природой». Это может приводить к конфликту двух начал - культуры и натуры.
Культура, будучи второй природой, не утрачивает материального существования, т.к. отсутствие материальности сделало бы проблематичным само существование духовного состояния.
Человек вышел из природы, и поэтому природа определяет многие стороны жизнедеятельности человека. Все необходимое для удовлетворения потребностей физического существования человек находит в природе. Используя ресурсы природы, человек раскрывает собственный природный потенциал.
Из взаимодействия человека и природы рождается культура. Все предметы культуры имеют природную, материальную основу. В этой связи культура хотя и противостоит природе как возделанная природа, но в то же время составляет с ней единство, поскольку в ее основе лежит природный компонент, а сама природа выступает предпосылкой и условием существования культуры. Словом, культура преобразует то, что дано природой.
В результате человеческой деятельности природа изменяется и достраивается, а жизнь человека делается более удобной и комфортной. Но освоение природы включает в себя и овладение внутренней природой самого человека, что связано с появлением определенных норм и запретов, регулирующих человеческую жизнь, рождением духовной культуры - морали, религии, искусства.
В настоящее время не абсолютизируются материальные и духовные стороны культуры. Большое внимание уделяется исследованию целостного процесса превращения одной формы бытия в другую, взаимосвязи этих сторон.
Отношения в системе «природа - культура» могут быть различными. По отношению к природе человек может проявлять смирение, поклоняться ей, обожествлять ее. Но более распространенным стало идущее из эпохи Просвещения прагматическое отношение к природе - покорение и подчинение ее человеку («Природа – не храм, а мастерская, и человек в ней работник», - типичная позиция человека, воспитанного в духе эпохи Просвещения).
Активное развитие этого подхода привело современную цивилизацию к экологическому кризису, поставившему под угрозу само существование не только природы, но и человечества. Эта тревожная ситуация требует существенного пересмотра логики развития современной цивилизации.
Радикальные преобразования культурой натуры привело к тому, что человек, по мнению известного ученого А. Печчеи, оказался неспособным в культурном отношении идти в ногу со временем и полностью приспособиться к тем изменениям, которые он сам же и внес в этот мир. Многие проблемы природно-культурного взаимодействия могут быть решены не вне человеческого существа, а изнутри него самого – воспитанием «экологии души». Поэтому большинство исследователей видят выход из критической ситуации в совершенствовании природы самого человека, в движении к личностной экологической самодостаточности человека.
- Часть 1. Теория культуры
- Раздел 1. Культурология как наука
- Раздел II. Основные понятия культурологии
- Раздел III. Типология культур
- Раздел IV. Особенности российского типа культуры
- Раздел V. Культура в современном мире
- Часть 2. История мировой культуры: словарь-справочник
- Введение
- Часть 1. Теория культуры
- Раздел 1. Культурология как наука
- 1. Культурология в системе гуманитарного знания
- 2. Междисциплинарные связи культурологи
- 3. Функции культурологии
- 4.Подходы к изучению культуры (методы исследования)
- 5. Языки культуры. Информационно-семиотическая концепция
- Классификация знаков
- 6. Морфология культуры
- Раздел II. Основные понятия культурологии
- 7.Функции культуры
- 8. Природа и культура
- 9. Определение понятия «цивилизация». Цивилизация и культура
- 10. Культурогенез
- 11. Культурная динамика
- 12. Культура и личность. Маргинализация
- 13. Интеграция, ассимиляция, аккультурация и траскультурация
- 14. Социализация и инкультурация
- 15. Творчество как индивидуальный мир человека
- 16. Определение культурной идентичности
- 17. Культурные нормы и ценности
- 18. Культура и общество
- 19. Определение социального института
- 20. Виды социальных институтов
- 21. Функции социальных институтов
- 22. Культура и религия
- 23. Традиции и новации в культуре
- Раздел III. Типология культур
- 24. Принцип типологизации культур
- 25. Миф как культурная форма
- 26. Национальная и этническая культуры
- 27. Региональные культуры. Запад и Восток Север и Юг
- 28. Культурный архетип, менталитет и национальный характер
- 29. Доминирующая культура, субкультура и контркультура
- 30. Молодежная культура
- 31. Сельская и городская культура
- 32. Массовая культура
- 33. Элитарная культура
- 34. Традиционная и современная культуры
- 35.Обыденная и специализированная культура
- 36. Политическая культура и ее проблемы на современном этапе
- 37. Постфигуративная, кофигуративная и префигуративная культуры
- Раздел IV. Особенности российского типа культуры
- 38. Россия в диалоге культур
- 39. Влияние геополитического фактора на специфику русской культуры
- Раздел V. Культура в современном мире
- 40. Доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная культуры
- 41. Принцип культурного релятивизма
- 42. Культура и техника
- 43. Техногенная цивилизация
- 44. Культурная универсализация: плюсы и минусы
- 45. Межкультурные контакты и их противоречия
- 46. Культура постмодернизма
- 47. Полилинейность и монолинейность исторического процесса
- 48. Глобальные проблемы современности и их причины
- 49. Пути решения глобальных проблем
- Глоссарий
- Часть 2. История мировой культуры: Словарь-справочник
- 1. Первобытная культура
- 2. Культура Месопотамии и Древнего Египта
- 3. Культура Древней Индии и Китая
- 4. Античная культура
- 6. Мир ислама. Культура Арабского Халифата
- 7. Культура Возрождения
- 8. Культура Просвещения
- 9. Европейская культура XIX-XX вв.
- 10.Особенности развития русской культуры
- Историческая и культурологическая периодизация и их различия
- Адрес издательства типографии: 450001, г. Уфа, ул.50 лет Октября, 34.