logo
23545культорология

1. Первобытная культура

АНТРОПОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ – мифы о происхождении человека и вселенной. Во многих антропогонических мифах первоначально все имеет антропоморфный облик – птицы, животные, предметы и явления (солнце, луна, звезды). Смертью своего первого антропоморфного существа («первочеловека») объясняется само создание вселенной. Так, в скандинавской мифологии плоть убитого богами первопредка - великана Имира стала землей, кости – горами, его череп – небом, кровь – морем, реками, волосы – травами, кустарниками и деревьями. Аналогичные версии встречаются в мифологиях едва ли не всех народов мира.

ГРАФИКА – древнейший вид изобразительного искусства, в основе которого лежит воспроизведение образов окружающего мира посредством линии.

ЖИВОПИСЬ – появившийся после графики вид изобразительного искусства, использующего цветовые сочетания в качестве основы воспроизведения образа.

МАГИЯ – обряды, связанные с верой в особые способности человека воздействовать на людей и явления природы. Многие магические действия основываются на антропогонических мифах, вере во всеобщую взаимосвязь всех явлений природы

МЕГАЛИТЫ – культовые сооружения из громадных необработанных или полуобработанных камней. Самые древние из них – менгиры, каменные столбы, расставленные в строгом, предопределенным ритуалом порядке.

МИФ – в школьном понимании античные, библейские и другие сказания о древних богах и героях, сотворении мира и человека. В науке миф – это осмысление мира и эмоциональное вживание в его явления, факт мироощущения, который может принимать различные формы – повествования, песни, действа. Порождение мифа тесно связано с формированием языка и ограниченностью общественной практики. Именно изучение языка наглядно показывает, как могли строиться суждения в раннюю эпоху человечества. Воспринимая воздействовавший на человека мир, пытаясь осмыслить его (а мышление и язык – две стороны одной медали), человек сталкивался с тремя главными трудностями. Во-первых, у него не было достаточных языковых средств для выражения общих понятий, и он выражал общее через отдельное (см.: персонификация) Так, чтобы сказать «открыть», шумеры говорили «дверь толкнуть», даже если речь шла об открытии морского пути; вместо «убить», говорили «голову палкой ударить». Во-вторых, за причинно-следственную связь нередко принималась связь по смежности, или связь части и целого и т.д. И, наконец, третья трудность заключалась в ограниченности общественной практики. Коллективный опыт, мудрость предков не мог быть опровергнут; вера не подлежала проверке и не нуждалась в ней.

Мифологическое мышление ассоциативно и в процессе умозаключения допускает замену одного понятия другим. И если их связь с точки зрения современной логики недостаточно очевидна, то в историко-лингвистическом плане раскрывается как вполне уместная «метафорическая» ассоциация. Так возникают целые ассоциативные ряды, в которые входят взаимозаменяемые понятия (уподобления, мифемы). Осмыслением и обобщением явлений мира, происходящим по таким ассоциативным рядам, и объясняется кажущаяся произвольность мифологической фантазии. Так, в египетском мифе в один ассоциативный ряд попадают солнце, птица-сокол, глаз бога и т.д. Важным источником мифем становятся антропогонические и тотемические мифы. Этот удобный универсальный язык мифа, в котором все предметы и явления мира оказываются связанными скрытыми нитями, привлечет в конце XV111 в. романтиков, а затем и символистов.

ПАЛЕОЛИТИЧЕСКИЕ ВЕНЕРЫ – обобщенное название первых образцов скульптуры, маленьких статуэток- изображений женского тела, изготовленных из бивня мамонта или мягкого камня. Характерные признаки этих древнейших образцов скульптурного творчества (гиперболизированные признаки женского, детородного начала и природной мощи) обусловлены их магической фукцией - таким образом осуществлялась попытка добиться от природы воплощения этого идеала в реальность.

ПЕРСОНИФИКАЦИЯ (СИМВОЛИЗАЦИЯ) – важнейшая черта мифологического мышления, состоящая в замене абстрактного понятия конкретным, одушевленным. Так, в заговорах от лихорадки различные симптомы этой болезни осмысливались в виде Трясеи, Огнеи, Ледеи, Глухеи и Холодеи.

РИТУАЛ – исторически сложившаяся форма символического поведения, отражающая культовые взаимоотношения и ценности. Ритуалы совершаются по поводу важнейших событий в жизни – рождения, посвящения (юношей во взрослых охотников и др.), смерти. Ритуал тесно связан с мифом, образуя с ним единое целое: обряд составляет как бы инсценировку мифа, а миф выступает как объяснение, истолкование обряда. В обрядах разыгрываются в лицах эпизоды священных преданий о предках, пророках и др.; каждому действию, каждому движению исполнителей обряда соответствует тот или иной эпизод в мифе-повествовании о предках.

СИНКРЕТИЗМслитность, нерасчлененность разных видов человеческой деятельности, характерная для первобытной культуры.

ТАБУ – запреты. Обычай табуирования возник вместе с тотемизмом и выступал в виде важнейшего механизма контроля и регулирования социальных отношений. Так, пищевое табу определяло характер пищи и налагало запреты, скажем, на мясо определенного животного; половозрастное табу регулировало половые связи в коллективе и т.д. Непоколебимой была вера в то, что нарушение табу влечет за собой гибель человека или коллектива, и за нарушения табу полагалась смерть.

ТОТЕМИЗМ – комплекс верований и обрядов родового общества, обусловленный представлениями о родстве между группами людей и животными (реже – растениями) – тотемами.

ЭКЗОГАМИЯ (от exo – снаружи, вне и gamos – брак) – сформировавшийся на основе системы табуирования обычай, запрещающий браки внутри определенной общественной группы, рода.