logo
23545культорология

10. Культурогенез

В современной науке культурогенезом обычно называют процесс зарождения культуры, заключающийся в создании новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы. Впрочем, трактови термина «культурогенез» разнообразны. Это и эволюционная, и орудийно-трудовая, символическая, игровая, религиозная, психоаналитическая и др.

В рамках орудийно-трудовой концепции (по Ф. Энгельсу) возникновение культуры связывается со становлением способности человека к труду и его умения создавать орудия труда. Трудовая концепция генезиса культуры остулирует, что создание искусственных орудий труда породило появление речи, языка, сознания, мышления и самой культуры.

Эволюционистская концепция (по Э. Тейлору, Дж. Фрезеру, Г. Спенсеру, Л. Г. Моргану и др.) исходит из того, что культура ведет свое начало из поступательного развития живой материи от простейших форм к более сложным.

Символическая концепция (по Э. Кассиреру) исходит из признания того, что человеческая культура есть синтез разнообразных символов. Истоки культуры человек ищет в способностях творить некий искусственный мир, обозная реальность определенными символами. Язык, письменность, наука, религия, искусство, мифы и т.п. являются составными частями символического круга, в котором живет человек. Таким обрзом, по сравнению с другими существами, человек находится как бы в другой действительности, живет не просто в физической, а в символической системе (см. также «семиотический подход»).

Игровая теория (по Й. Хейзинге и др.) исходит из признания того, что источник культуры находится в природной способности человека к игровой деятельности. Игра присуща и животным, но только у человека она стала осмысленным видом жизнедеятельности. Человек играющий, по мнению Й. Хейзинги, выражает такую же существенную функцию, как и человек созидающий.

Игра издревле заполняла жизнь и тем самым побуждала расти формы архаической культуры. Культ перерос в священную игру, игрой были музыка и танец.

Из обычаев социальной игры выделилось право. Эти наблюдения привели Й. Хейзингу к выводу, что культура зачиналась именно в игре.

Психоаналитическая концепция (по 3. Фрейду) подходит к раскрытию генезиса культуры через исследование феномена первобытной культуры.

Большое значение в данной концепции придается системе запретов- табу. Человек обрел особенности, которые не были присущи животному миру. Человеческое Я, по Фрейду, замкнуто между двумя противоположными полюсами: природой и культурой. С одной стороны, культура делает жизнь общества более безопасной, блокируя человеческие инстинкты, его агрессивность, однако плато за это оказывается психическое здоровье человека, который разрывается между природной психической стихией и культурными нормами, между сексуальностью и социальностью, агрессивностью и моралью.

Религиозная концепция связывает начало культуры с возникновением веры в Бога. Одна из центральных в христианстве тем - тема отделенности человека от Бога. Пустоту разрыва между Богом и людьми призвана была восполнять культура, именно она привносила в жизнь высокие смыслы. Ведь в основе христианского понимания культуры лежит стремление к самосовершенствованию путем избавления от греховности. Вера в Бога давала человеку силу преодолевать себя, наполнять свою жизнь моральными смыслами.