logo
23545культорология

9. Определение понятия «цивилизация». Цивилизация и культура

Нередко понятие «культура» выступает как синоним слова «цивилизация». Понятие «цивилизация» имеет достаточно большое число значений. Достаточно назвать имена известных культурологов, по-разному трактовавших это сложное понятие: Гольбах, Морган, Зиммель, Шпенглер, Тойнби, Хантингтон.

Этимологически это слово происходит то лат. Civitas, что означает «государство, расположенное в городе». Отсюда и прилагательное «цивилизованный» изначально имело смысл «городской», «образованный» в противоположность «необразованному», «грубому», «варварскому». Принято считать, что сам термин «цивилизация» был введен в научный обиход французскими просветителями в XVIII веке. В дальнейшем такое противоположение сохранилось и даже приобрело более детальное обоснование.

В русской литературе цивилизацией обычно называют не просто культуру как таковую, а общество, характеризующееся специфичной и достаточно развитой культурой – по крайней мере, достигшей письменности.

Многие ученые наиболее характерными признаками цивилизации считают:

отделение ремесла от земледелия;

возникновение классового общества;

наличие государства, городов, частной собственности и денег;

монументальное строительство, развитая религия и письменность.

Уже с эпохи Просвещения цивилизация все больше понималась как процесс совершенствования общества и государства. Такое понимание цивилизации сохраняется и поныне. Так, современный исследователь С.Хантингтон определяет цивилизацию как культурную общность высшего ранга. Он выделяет 8 цивилизаций: западную, конфуцианскую, японскую, исламскую, индуистскую, православно-славянскую, латиноамериканскую и африканскую. От их взаимодействия и будет зависеть, по мысли культуролога, дальнейшее движение человечества.

Постепенно в науке сложился цивилизационный подход, понимающий под цивилизацией единство определенного вида общества и соответствующего типа культуры. Такой подход потребовал некоторой типологии цивилизации. Основанием для выделения (сравнения) цивилизаций стали многие признаки: тип хозяйствования, структура общественных связей, религия (идеология), язык, историческая ментальность. Эволюция человечества также рассматривается как смена цивилизаций.

В первой четверти XX в.в., после опубликования известной книги О.Шпенглера «Закат Европы» многие стали считать цивилизацию последней стадией развития культуры, в которой достигается ощутимый перевес материальных интересов над духовными.

Цивилизация, несомненно, обогатила культуру, но и нанесла ей ощутимый вред, грозящий вселенской катастрофой. Первыми это почувствовали еще немецкие романтики (см.: Словарь, часть 2).

Если схематично представить историческую динамику соотношения культуры и цивилизации, то можно увидеть следующее:

Традиционная культура ---------- Цивилизация в культуре

Индустриальная цивилизация ---------- Культура в цивилизации

Постиндустриальное общество --------- Отождествление культуры и

Цивилизации.

Можно заметить, что цивилизация становится синонимом урбанизации, затмевающей духовную культуру. По мнению О.Шпенглера и Н.Бердяева, культура имеет душу, цивилизация – лишь методы и орудия. Еще более глубокое противопоставление цивилизации и культуры принадлежит Г.Маркузе. По его мнению, цивилизация – холодная, жестокая, повседневная реальность. Однако, противопоставляя эти два явления, ученые не могли не видеть их взаимообусловленности. Так возник оптимальный взгляд на эту проблему, сторонники которого признают различия между культурой и цивилизацией, но и не отрицают их взаимодействия. В рамках данного направления сложился взгляд на цивилизацию как на процесс эволюции культур в направлении к более сложным состояниям. При таком подходе культура и цивилизация существует в их единстве.

Реальные связи между ними выступают в определенных формах. Первая из них - генетическая (культура как наиболее ранняя форма создает цивилизацию, объективизируется в ней). Вторая форма связи - структурно-функциональная, так как культура и цивилизация, воплощая в себе материальную и духовную стороны жизни, не могут не взаимодействовать. Третья связь - дисфункциональная. При ней цивилизация подчиняет культуру, унифицирует ее, приводит к кризису. Но это означает в свою очередь, что могут появиться новые ценности, которые станут основой новейшей культуры.