9. Определение понятия «цивилизация». Цивилизация и культура
Нередко понятие «культура» выступает как синоним слова «цивилизация». Понятие «цивилизация» имеет достаточно большое число значений. Достаточно назвать имена известных культурологов, по-разному трактовавших это сложное понятие: Гольбах, Морган, Зиммель, Шпенглер, Тойнби, Хантингтон.
Этимологически это слово происходит то лат. Civitas, что означает «государство, расположенное в городе». Отсюда и прилагательное «цивилизованный» изначально имело смысл «городской», «образованный» в противоположность «необразованному», «грубому», «варварскому». Принято считать, что сам термин «цивилизация» был введен в научный обиход французскими просветителями в XVIII веке. В дальнейшем такое противоположение сохранилось и даже приобрело более детальное обоснование.
В русской литературе цивилизацией обычно называют не просто культуру как таковую, а общество, характеризующееся специфичной и достаточно развитой культурой – по крайней мере, достигшей письменности.
Многие ученые наиболее характерными признаками цивилизации считают:
отделение ремесла от земледелия;
возникновение классового общества;
наличие государства, городов, частной собственности и денег;
монументальное строительство, развитая религия и письменность.
Уже с эпохи Просвещения цивилизация все больше понималась как процесс совершенствования общества и государства. Такое понимание цивилизации сохраняется и поныне. Так, современный исследователь С.Хантингтон определяет цивилизацию как культурную общность высшего ранга. Он выделяет 8 цивилизаций: западную, конфуцианскую, японскую, исламскую, индуистскую, православно-славянскую, латиноамериканскую и африканскую. От их взаимодействия и будет зависеть, по мысли культуролога, дальнейшее движение человечества.
Постепенно в науке сложился цивилизационный подход, понимающий под цивилизацией единство определенного вида общества и соответствующего типа культуры. Такой подход потребовал некоторой типологии цивилизации. Основанием для выделения (сравнения) цивилизаций стали многие признаки: тип хозяйствования, структура общественных связей, религия (идеология), язык, историческая ментальность. Эволюция человечества также рассматривается как смена цивилизаций.
В первой четверти XX в.в., после опубликования известной книги О.Шпенглера «Закат Европы» многие стали считать цивилизацию последней стадией развития культуры, в которой достигается ощутимый перевес материальных интересов над духовными.
Цивилизация, несомненно, обогатила культуру, но и нанесла ей ощутимый вред, грозящий вселенской катастрофой. Первыми это почувствовали еще немецкие романтики (см.: Словарь, часть 2).
Если схематично представить историческую динамику соотношения культуры и цивилизации, то можно увидеть следующее:
Традиционная культура ---------- Цивилизация в культуре
Индустриальная цивилизация ---------- Культура в цивилизации
Постиндустриальное общество --------- Отождествление культуры и
Цивилизации.
Можно заметить, что цивилизация становится синонимом урбанизации, затмевающей духовную культуру. По мнению О.Шпенглера и Н.Бердяева, культура имеет душу, цивилизация – лишь методы и орудия. Еще более глубокое противопоставление цивилизации и культуры принадлежит Г.Маркузе. По его мнению, цивилизация – холодная, жестокая, повседневная реальность. Однако, противопоставляя эти два явления, ученые не могли не видеть их взаимообусловленности. Так возник оптимальный взгляд на эту проблему, сторонники которого признают различия между культурой и цивилизацией, но и не отрицают их взаимодействия. В рамках данного направления сложился взгляд на цивилизацию как на процесс эволюции культур в направлении к более сложным состояниям. При таком подходе культура и цивилизация существует в их единстве.
Реальные связи между ними выступают в определенных формах. Первая из них - генетическая (культура как наиболее ранняя форма создает цивилизацию, объективизируется в ней). Вторая форма связи - структурно-функциональная, так как культура и цивилизация, воплощая в себе материальную и духовную стороны жизни, не могут не взаимодействовать. Третья связь - дисфункциональная. При ней цивилизация подчиняет культуру, унифицирует ее, приводит к кризису. Но это означает в свою очередь, что могут появиться новые ценности, которые станут основой новейшей культуры.
- Часть 1. Теория культуры
- Раздел 1. Культурология как наука
- Раздел II. Основные понятия культурологии
- Раздел III. Типология культур
- Раздел IV. Особенности российского типа культуры
- Раздел V. Культура в современном мире
- Часть 2. История мировой культуры: словарь-справочник
- Введение
- Часть 1. Теория культуры
- Раздел 1. Культурология как наука
- 1. Культурология в системе гуманитарного знания
- 2. Междисциплинарные связи культурологи
- 3. Функции культурологии
- 4.Подходы к изучению культуры (методы исследования)
- 5. Языки культуры. Информационно-семиотическая концепция
- Классификация знаков
- 6. Морфология культуры
- Раздел II. Основные понятия культурологии
- 7.Функции культуры
- 8. Природа и культура
- 9. Определение понятия «цивилизация». Цивилизация и культура
- 10. Культурогенез
- 11. Культурная динамика
- 12. Культура и личность. Маргинализация
- 13. Интеграция, ассимиляция, аккультурация и траскультурация
- 14. Социализация и инкультурация
- 15. Творчество как индивидуальный мир человека
- 16. Определение культурной идентичности
- 17. Культурные нормы и ценности
- 18. Культура и общество
- 19. Определение социального института
- 20. Виды социальных институтов
- 21. Функции социальных институтов
- 22. Культура и религия
- 23. Традиции и новации в культуре
- Раздел III. Типология культур
- 24. Принцип типологизации культур
- 25. Миф как культурная форма
- 26. Национальная и этническая культуры
- 27. Региональные культуры. Запад и Восток Север и Юг
- 28. Культурный архетип, менталитет и национальный характер
- 29. Доминирующая культура, субкультура и контркультура
- 30. Молодежная культура
- 31. Сельская и городская культура
- 32. Массовая культура
- 33. Элитарная культура
- 34. Традиционная и современная культуры
- 35.Обыденная и специализированная культура
- 36. Политическая культура и ее проблемы на современном этапе
- 37. Постфигуративная, кофигуративная и префигуративная культуры
- Раздел IV. Особенности российского типа культуры
- 38. Россия в диалоге культур
- 39. Влияние геополитического фактора на специфику русской культуры
- Раздел V. Культура в современном мире
- 40. Доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная культуры
- 41. Принцип культурного релятивизма
- 42. Культура и техника
- 43. Техногенная цивилизация
- 44. Культурная универсализация: плюсы и минусы
- 45. Межкультурные контакты и их противоречия
- 46. Культура постмодернизма
- 47. Полилинейность и монолинейность исторического процесса
- 48. Глобальные проблемы современности и их причины
- 49. Пути решения глобальных проблем
- Глоссарий
- Часть 2. История мировой культуры: Словарь-справочник
- 1. Первобытная культура
- 2. Культура Месопотамии и Древнего Египта
- 3. Культура Древней Индии и Китая
- 4. Античная культура
- 6. Мир ислама. Культура Арабского Халифата
- 7. Культура Возрождения
- 8. Культура Просвещения
- 9. Европейская культура XIX-XX вв.
- 10.Особенности развития русской культуры
- Историческая и культурологическая периодизация и их различия
- Адрес издательства типографии: 450001, г. Уфа, ул.50 лет Октября, 34.