10.Особенности развития русской культуры
АНДЕРГРАУНД – общее название неофициальной литературы 1970-1985 гг., не предназначенной для печати, функционирующей в рукописях и копиях и остро полемичной по отношению к канонам соцреализма. В изобразительном искусстве – не признанное властями творчество художников-авангардистов и концептуалистов этого же периода. Выставки живописцев андерграунда проводились на частных квартирах, в подвалах или на окраинах города.
АНДРЕЙ РУБЛЕВ (ок. 1360-ок.1430) – крупнейший мастер московской художественной школы, чьи иконы и фрески отличают глубокая человечность и одухотворенность образов, идеи согласия и гармонии, совершенство художественной формы.
АПТЕКАРСКИЙ ПРИКАЗ – сформирован в ХV11 в. в Москве, в нем началась подготовка русских врачей.
«БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ» - сравнительно недолго просуществовавшее, но оставившее яркий след в истории русской живописи объединение художников-авангардистов. Первоначально «Бубновый валет» - название выставки картин, устроенной в 1910 г. в Москве М.Ларионовым, П.Кончаловским, А.Лентуловым, И.Машковым и Н.Гончаровой. Эпатирующее название объединения было дано живописцами в противовес утонченному эстетизму мирискуссников. Творческую практику художников «Бубнового валета» отличает опора на народное искусство (вывесочный примитив, лубок, ярмарочный фольклор, древнерусская архитектура) в сочетании с новейшими достижениями западноевропейской живописи.
«ВЛАДИМИРСКАЯ БОГОМАТЕРЬ» - византийская икона Х11 в., привезенная на Русь из Константинополя; первоначально находилась в Киеве, потом во Владимире, после чего была перевезена в Москву.
ГОДУНОВСКАЯ ШКОЛА – стилистическое направление в русской живописи конца ХV1 в., явленное в памятниках монументальной живописи и иконостасных комплексах; отличительной чертой направления является нарочито архаический стиль с ориентацией на росписи домонгольского периода.
ДЕИСУС – ряд в иконостасе, где находились образы Христа, Марии, Иоанна Предтечи, архангелов и апостолов.
«ДИВНОЕ УЗОРОЧЬЕ» - новое явление в русской архитектуре ХV11в., отраженное в стремлении к нарядности, красочности и декоративности гражданских и культовых строений.
ДИДАКТИКА – произведения разных жанров, предназначенных поучать, наставлять.
ДИССИДЕНСТВО – движение инакомыслия в советском обществе в 1960-1980-е гг. В целом диссиденское движение было порождением хрущевской оттепели, докладом Н.С.Хрущева на ХХ и ХХ11 съездах партии о культе личности Сталина и репрессиях НКВД.
ДИОНИСИЙ (ок. 1440-после 1502) - известный русский живописец, фрески и иконы которого отличаются праздничностью, нарядностью, необыкновенным изяществом и легкостью.
ЕВРАЗИЙСТВО – идейно-философское течение, рассматривавшее русскую культуру как уникальный феномен, не относящийся ни к западному, ни к восточному типам культуры. Расцвет евразийства приходится на первую четверть ХХ в., однако интерес к этой версии периодически вспыхивает и до сего дня. После 1917 г. группа русских мыслителей-эмигрантов (Н.Трубецкой, В.Ильин, П.Савицкий, М.Шахматов, Г.Вернадский, Л.Карсавин и др.) стала называть себя «евразийцами» и опубликовала программный сборник под характерным заглавием «Исход к Востоку». Евразийство осмысливалось как «специфическая форма, тип культуры, издревле укоренившийся именно на пространстве огромного евроазиатского государства – России». Евразийский тип мышления не ограничен (подобно западному) какими-либо государственными и политическими рамками, но допускает непредсказуемые социальные эксперименты и взрывы народной стихии. Истоками русской государственности и культуры были, как полагают евразийцы, Золотая Орда и Византия.
«ЖИТИЕ ПРОТОПОПА АВВАКУМА» - написанное самим протопопом в 1672-1675 гг. первое в русской литературе автобиографическое, мемуарное произведение.
ЖИТИЯ СВЯТЫХ – биографии духовных или светских лиц, канонизированных христианской церковью.
ЗАПАДНИКИ– представители направления русской общественно-философской мысли в 30-40-е гг. Х1Х в., связывавшие культурно-историческое развитие России с безоговорочным усвоением западноевропейского опыта (Т.Грановский, С.Соловьев, К.Кавелин и др.).
ИВАН ФЕДОРОВ (1510-1583) – русский первопечатник, в 1564 г. вместе с П.Мстиславцем выпустивший первую русскую датированную печатную книгу «Апостол».
КЕНТАВР– эмблема, зримый облик амбивалентности развития русской культуры и русского национального характера (дикости и культурности, зла и добра, стихии и гармонии). В работе «Дом Евразия» М.Я.Гефтер писал: «Любой народ, любая страна – заложники своих начал. Мы же - не страна. Мы – страна стран. Мы наследники сугубо разных начал. Мы кентавр отроду, встроенный напрямую в мировой процесс. Отсюда наша особая зависимость от судьбы тех проектов, суммарное название которых – «человечество»: единственное единство». Эта антиномичность российского культурного развития России была проанализирована Н.Бердяевым в «Судьбе России»: «Корень этих глубоких противоречий – в несоединенности мужественного и женственного в русском духе и русском характере. Безграничная свобода оборачивается безграничным рабством, вечное странничество – вечным застоем, потому что мужественная свобода не овладевает женственной национальной стихией в России изнутри, из глубины. Мужественное начало всегда ожидается извне, личное начало не раскрывается в самом русском народе. Отсюда вечная зависимость от инородного».
КОНЦЕПТУАЛИЗМ– направление в литературе и искусстве последнего двадцатилетия советского строя, возникшее как реакция на социалистический реализм. Концепт – это хрестоматийные образы советского искусства и литературы, ставшие для представителей этого направления предметом карнавального смеха. Российский, точнее, советский, концептуализм иногда называют соцартом. Русские концептуалисты, бывшие одновременно и авангардистами «второго призыва» и примыкавшие к европейскому постмодернизму, были хорошо известны в Европе, а ныне являются признанными во всем мире художниками. Среди них - И.Кабаков, Э.Булатов, В.Пивоваров, В.Комар и А.Меламед. Концептуализму, как и всему постмодернизму, свойственны сочетания разных, несочетаемых пространственно-временных планов, шаржированное заострение лозунговых образов и патриотических мотивов и т.п. К примеру, на одной из картин Э.Булатова на фоне голубого неба с безмятежно плавающими облаками огромными алыми буквами написано: «Слава КПСС!». Вот что пишет В.Руднев о концептуалистских произведениях В.Сорокина: «Вначале идет обыкновенный, слегка излишне сочный пародийный соцартовский текст: повествование об охоте, комсомольском собрании, заседании парткома – но вдруг совершенно неожиданно и немотивированно происходит прагматический прорыв в нечто ужасное и страшное, что и есть, по Сорокину, настоящая реальность. Как будто Буратино проткнул своим носом холст с нарисованным очагом, но обнаружил там не дверцу, а примерно то, что показывают в современных фильмах ужасов». Карнавализированный пафос соцарта чрезвычайно характерен для музыкального творчества Гарика Сукачева и «Митьков», в несколько меньшей степени – Вили Токарева.
ЛЕТОПИСЬ – повествовательное сочинение, в котором в хронологическом порядке по годам (летам) излагаются исторические события.
МЕНТАЛИТЕТ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ – совокупность и взаимодействия ментальностей межнационального характера, складывающихся на протяжении веков в результате совместного проживания славян, кочевых народов Востока (печенегов, половцев, хазар, татаро-монголов Золотой Орды, различных финно-угорских и тюркских народностей Евразии), затем - оседлых народов ближайшего Запада (болгары, греки Византии, поляки, литовцы и др.).
«МИР ИСКУССТВА» - 1) объединение петербургских художников (1898-1924), близких к литературному символизму и театру; 2) название журнала этого объединения, в котором печатались преимущественно символисты. Художники «Мира искусства» отвергали и салонный академизм, и передвижничество, а в своем творчестве опирались на новейшие образцы западноевропейской живописи. Вождем объединения был блестящий знаток искусства А.Бенуа; в группу входили Л.Бакст, М.Добужинский, Е.Лансере, К.Сомов, позже - Б.Кустодиев и З.Серебрякова. Мирискуссники были участниками знаменитых «русских сезонов» во Франции, организованных С.Дягилевым.
«МОГУЧАЯ КУЧКА» - творческое объединение видных деятелей музыкальной культуры второй пол. Х1Х в., устремленных к созданию произведений, народных по содержанию, своеобразных и новых по форме. В кружок входили М.Балакирев, Ц.Кюи, М.Мусоргский, Н.Римский-Корсаков, А.Бородин, искусствовед и музыкальный критик В.Стасов.
НАРЫШКИНСКОЕ (МОСКОВСКОЕ) БАРОККО – стилевое направление в русской архитектуре конца ХV11- нач. ХV111 вв., имеющее внешнее сходство с западноевропейским барокко (см. барокко). Роль соответствующих архитектурных форм ограничивалась декоративными элементами, не затрагивая композиционных принципов (церковь Покрова в Филях, Новодевичий монастырь, Сухарева башня). Большинство храмов этого стиля построено по заказу бояр Нарышкиных.
«ОБМИРЩЕНИЕ» КУЛЬТУРЫ – начавшийся в ХV11 в. в России процесс отделения мирской жизни от жизни религиозной. ХV11 в., вошедший в русскую историю как «век бунташный», отразил трагическое мироощущение человека, стоящего на грани двух эпох – средневековья и Нового времени. Смена картины мира вела к смене типа культуры: от внеличностного, освященного религиозной традицией, к личностному, светскому (см. реформы Никона). В художественной жизни происходит кризис византийских канонов, искусство теряет свою анонимность и художник осознает себя как творческую индивидуальность.
ОБЭРИУ (ОБЪЕДИНЕНИЕ РЕАЛЬНОГО ИСКУССТВА) – литературно-театральная группа, существовавшая в Ленинграде с конца 20-х до нач. 30-х гг., куда входили Д.Хармс, А.Введенский, К.Вагинов, Н.Заболоцкий, И.Бахтерев, Ю.Владимиров, Б.Левин. К обэриутам примыкали поэты Н.Олейников, философы Я.Друскин и Л.Липавский. Объединение было оригинальной поэтической школой и последней авангардисткой группой в СССР. В работе над поэтическим словом обэриуты превзошли своих учителей – футуристов и предвосхитили концептуализм и европейский театр абсурда за 40 лет до его возникновения. На протяжении всех лет советской власти обэриуты оставались непризнанными и неизвестными; их произведения начали издавать на Западе лишь в 1960-е, а в России – в конце 1980-х гг. В своем творчестве обэриуты ориентировались на детский фольклор, виршевую демократическую поэзию ХV11-ХV111 вв., на заумь В.Хлебникова и А.Крученых, а также на сочинения К.Пруткова. Объединяющим началом в творчестве обэриутов стала нетерпимость к обывательскому смыслу (что в известной мере роднит их с М.Зощенко) и активная борьба с насаждаемом большевиками соцреализмом. Абсурдный, сюрреалистический мир поэтов противостоял советскому абсурдистскому режиму, «карнавализировал» его; в поэтике ОБЭРИУ – сплошное сочетание несочетаемого, мир шиворот-навыворот, эпатирующий обывательское сознание. Судьба почти всех поэтов объединения была трагичной.
ОБЩЕРУССКИЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ – формируется с конца ХV в. в условиях объединяющегося Российского государства; отличается органическим сочетанием простоты, монументальности и усилением внешней декоративности.
ПАРСУНЫ (от лат. persona – личность) - условное наименование первых в русском искусстве произведений портретного жанра ХV11 в., еще сохраняющих черты иконописи.
ПЕРВЫЙ ПРИДВОРНЫЙ ТЕАТР – возник при дворе царя Алексея Михайловича в ХV11 в.; задумывался как развлечение иностранного образца, как «потеха» для царя и членов его семьи.
«ПЕРЕДВИЖНИКИ» - название идейно-художественного направления в живописи, связанного с образованием в 1871 г. «Товарищества передвижных выставок», куда вошли И.Крамской, И.Репин, А.Суриков, В.Перов, Н.Ге, В.Поленов, А.Саврасов, И.Шишкин, В.Васнецов, И.Левитан, А.Куинджи, К.Савицкий и др. Передвижники ставили целью организацию передвижных выставок в различных городах России с целью ознакомить широкую общественность с достижениями отечественной живописи. Товарищество возникло как реакция на академизм, т.е. насаждаемые Академией греческие образцы при полном забвении русского национального искусства. Однако сами передвижники, за исключением немногих художников, не столько развивали исконно национальные традиции, сколько занимались бытописательством, что и привело вскоре к кризису направления. Русский лубок, язык иконописи, балаганно-фольклорное искусство – все эти сокровища народной культуры, не востребованные передвижничеством, будут с восторгом восприняты и творчески переработаны лишь в нач. ХХ в.
ПЕРИОДИЗАЦИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ. Историю русской культуры отличает постоянно воссоздаваемая нестабильность, несбалансированность социальных предметов и культурных значений, и потому – их непредсказуемость (см. кентавр). Бердяев насчитывал в истории России «пять разных Россий»: Россию киевскую, Россию татарского периода, Россию московскую, Россию петровскую, императорскую и новую, советскую Россию. Каждый из перечисленных периодов резко отличается от предыдущего и последующего и характеризуется внутренним единством. Переход же от одного замкнутого в себе социо-культурного этапа к последующему каждый раз представляет собой «ломку» всей системы. В истории русской культуры таких ломок было несколько: 1) крещение Руси; 2) начало монголо-татарского ига; 3) создание Московского царства и учреждение русского самодержавия; 4) религиозный раскол и начало Петровских реформ; 5) крестьянская реформа (отмена крепостного права); 6) Октябрьская революция 1917 г.; 7) «Великий перелом» - сталинский термидор (начало советского тоталитаризма); 8) август 1991 г. – крушение тоталитарного режима и начало «реставрации капитализма».
ПРОЛЕТКУЛЬТ – созданный в 1917 г. Союз пролетарской культуры, целью которого было создание особой культуры, противостоящей «прогнившим» буржуазным духовным ценностям.
РЕФОРМА ПАТРИАРХА НИКОНА – сводилась в основном к унификации культа и богослужебной литературы по общим для православного мира образцам (греческим), которые существенно отличались от традиционно утвердившихся на Руси стереотипов. Однако эти реформы представляли собой решительный шаг в сторону «обмирщения» культуры и ударяли по важнейшим принципам средневекового сознания – по каноничности и символизму. Упрощение богослужения было воспринято многими как искажение всего сакрального, магического, всего того, что почиталось на Руси священным. Это породило движение раскольников, категорически отрицавших реформы патриарха.
«РУССКИЙ КОСМИЗМ» - ряд естественнонаучных теорий, связывающих зарождение и существование культуры непосредственно с явлениями космического характера. Среди авторов русской теории космизма выделяют обычно К.Циолковского, Г.Вернадского и А.Чижевского. Эти замечательные русские мыслители внесли огромный вклад в понимание взаимосвязи всех происходящих на земле и в космосе процессов. В центре теории Вернадского – учение о ноосфере; однако это понятие впервые ввел в научный оборот не Вернадский (к сожалению, это утверждение встречается в некоторых учебниках), а французский философ и математик Эдуар Леруа в 1927 году под влиянием идей Вернадского о биосфере. Тогда же понятие ноосферы принял и развил Тейяр де Шарден, а позже и существенно в ином направлении – Вернадский. Слово ноосфера (от греч. «ум» и «сфера») образовано по аналогии с биосфера. Если биосфера образовалась в связи с жизнедеятельностью живых организмов земли, то постепенно заменяющая ее ноосфера есть результат интеллектуальной деятельности человека, его творческих открытий, которые ведут к преобразованию природы. Современное состояние человеческого общества, по Вернадскому, лишь начальный этап зарождения ноосферы.
Циолковский в построении своей «антропокосмической» теории во многом отталкивался от идей своего учителя – самобытного русского религиозного философа Н.Федорова, учение которого захватило многих замечательных художников Серебряного века – В.Соловьева и В.Брюсова, М.Горького и А.Платонова, В.Маяковского и В.Чекрыгина, В.Хлебникова и А.Гастева. Говоря о бесконечном разнообразии материи, Циолковский отмечал, что смерть человека – лишь разрушение его сознания, памяти, оболочки, составляющие же человека атомы бессмертны и будут впоследствии жить в других комбинациях, в составе иных жизненных форм. Истинная жизнь для них начнется в мозге высших, бессмертных существ космоса. Учение Циолковского о бесконечных комбинациях атомов внутри мыслящего космического целого ляжет в основу художественной системы поэта-натурфилософа Н.Заболоцкого. С идеями русского космизма перекликаются и философско-художественные искания Н.Рериха.
Автор стройной теории гелиотараксии (от греч. гелиос – «солнце» и тараксио – «возмущать») Чижевский был блестящим знатоком архаичных культур и, в частности, солярных (солнечных) мифов. В ходе изложения своей концепции он проводит параллели между наблюдениями древнего человека и своими умозаключениями. Основная мысль теории Чижевского метафорически передана заглавиями его книг «Эхо солнечных бурь» и «Земля в объятиях солнца», т.е. речь идет о зависимости всех происходящих на земле процессов (биологических, психических, политических и т.д.) от активности солнца. (Вот только судьба автора этой замечательной теории, ныне признанной во всем мире, к сожалению, была не столь звездной, как это представляется авторам некоторых учебников.)
Говоря о русском космизме, нельзя обойти вниманием еще одного представителя этого уникального явления мировой культуры – Велимира Хлебникова, который еще в 1904 г. в своих прозаических заметках употреблял слово «мыслезем» в том же значении, в каком спустя 23 года Леруа употребит термин ноосфера. Мысли Хлебникова о влиянии солнца на исторические процессы на земле, также подкрепленные аналогичными мотивами из древнейших религиозно-мифологических систем в сочетании с современными научными данными, в значительной мере предвосхищают более поздние открытия Чижевского.
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК – данное Н.Бердяевым (вслед за В.Пястом и С.Маковским) название периода в истории русской художественной культуры с конца Х1Хв. до 1917 г. (другое определение «русский культурный ренессанс»). Этот небольшой отрезок времени стал целой эпохой в жизни России. Это время блестящих философов, музыкантов, литераторов и художников, имена которых известны всему миру. Это время эксперимента в искусстве, время беспрецедентного сближения науки, литературы, театра, живописи и фольклора. Синтез искусств, о котором мечтали немецкие романтики в конце ХV111в., был блестяще осуществлен именно в Серебряном веке. Одно за другим возникали художественные объединения и направления, каждое из которых внесло огромный вклад в мировую культуру. Живописцы из разных стран учились и работали во Франции и Германии. Европейские коллекционеры и антрепренеры с удовольствием приглашали к себе представителей русского искусства. Произведения русских художников покупались с выставок коллекционерами западной Европы, а полотна французских живописцев пополняли собрания Щукина или Морозова. Особенно тесным было сближение новейших художественных течений. Единодушное неприятие «левых» полотен европейской публикой и критикой служило истоком своеобразной солидарности новых европейских художественных объединений и группировок. Потребность во взаимной поддержке перед лицом более традиционно настроенных кругов соединялась с потребностью в обмене достижениями; открытия французских или немецких живописцев немедленно делались достоянием русских, и наоборот. Русские художники стояли у истоков возникновения такого сложного мировоззренческого направления, как экспрессионизм; русские писатели и художники после вынужденной эмиграции в 20-е годы в считанные годы покорят европейскую публику и станут гордостью европейской и американской культуры (см. также обзор художественных направлений ХХ в. в 11 гл.).
СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ – первое образовательное высшее учреждение в Москве, основанное в 1687 г.
СЛАВЯНОФИЛЫ – представители направления русской общественно-философской мысли в 30-40-х гг. Х1Х в., выступавшие за исконно славянский, самобытный путь развития русской культуры и отрицавшие возможность повторения Россией западноевропейского опыта (А.Хомяков, К. и И.Аксаковы, П. и И. Киреевские и др.).
«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» - вершина древнерусской литературы, написанное неизвестным автором вскоре после похода князя Игоря на половцев в 1185 г. Патриотическая идея «Слова» - призыв к князьям прекратить раздоры и объединиться для отпора кочевников.
СОЛЖЕНИЦЫН А.И. – прозаик, публицист, лауреат Нобелевской премии (1970), почетный гражданин многих городов Европы и США; первооткрыватель «лагерной» темы в русской литературе ХХ в. Хроника преступлений советского тоталитаризма в романе-эпопее «Архипелаг Гулаг» открыла глаза на сущность советского режима широкой читательской аудитории и в значительной мере предопределила падение коммунистического строя в СССР и странах Восточной Европы.
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ – творческий метод в советском искусстве, представляющий собой в формулировке 1934 г. «правдивое и исторически конкретное изображение действительности в сочетании с задачей идейной переделки трудящихся в духе социализма». Противоречие, заложенное уже в самом этом определении («правдивое, но…»), ставило писателей в тупик, в результате чего появлялись произведения либо просто в духе реализма, либо вульгарные агитки-однодневки, ныне забытые и в историю литературы не попавшие. Как заметил по поводу соцреализма писатель-диссидент А.Синявский, это «полуклассическое полуискусство, не слишком социалистического совсем не реализма». Все негативное, сплошь и рядом наблюдаемое в СССР, объявлялось «нетипичным» и в литературу не допускалось. К примеру, руководитель высшего партийного звена (комиссар, секретарь горкома и т.д.) уже по определению не мог быть плохим; отрицательными персонажами обычно становились зажиточные крестьяне, бывшие офицеры, священники или их дети. Отношение к интеллигенции было отрицательным или, по крайней мере, подозрительным. Положительным героем социалистического реализма, как правило, становился человек, всегда готовый ради партии пожертвовать своими близкими (тип Павлика Морозова, донесшего на своего отца в ГПУ) и своей жизнью (тип Павла Корчагина, паранойяльно-возбудимого психопата). Поэтика соцреализма стала неиссякаемым источником ерничества поэтов и художников концептуализма 1960-1980-х гг.
СТРОГАНОВСКАЯ ШКОЛА – стилистическое направление в живописи конца ХV1 в. (сугубо элитарное искусство), предназначенное для частных молелен, знатоков и ценителей живописи узкого круга высокопоставленных лиц. Характерная особенность произведений этого направления состоит не в выявлении религиозного смысла, но в самой живописи, «живописи как таковой».
ТОТАЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА – В России - тип идеологизированной и политизированной культуры, насаждаемый правящей партией в сталинскую эпоху. Характерными ее чертами были вульгарная классовость, категоричность, подозрительность по отношению к интеллигенции и недоверие к культуре в целом как источнику инакомыслия. Любые проявления индивидуализма и гуманизма объявлялись враждебными делу рабочего класса. Российская тоталитарная модель провозглашала построение «светлого будущего» (которое удалялось по мере приближения к нему), создание «нового человека», жизненные интересы которого неотделимы от интересов партии. (см. Социалистический реализм, Концептуализм, Андерграунд).
«ТРОИЦА» - икона кисти Андрея Рублева, написанная для Троице-Сергиева монастыря.
ХОЖДЕНИЯ – жанр путешествий, получивший особое развитие в новгородской литературе Х1V– сер. XV вв.
ПРИЛОЖЕНИЕ
- Часть 1. Теория культуры
- Раздел 1. Культурология как наука
- Раздел II. Основные понятия культурологии
- Раздел III. Типология культур
- Раздел IV. Особенности российского типа культуры
- Раздел V. Культура в современном мире
- Часть 2. История мировой культуры: словарь-справочник
- Введение
- Часть 1. Теория культуры
- Раздел 1. Культурология как наука
- 1. Культурология в системе гуманитарного знания
- 2. Междисциплинарные связи культурологи
- 3. Функции культурологии
- 4.Подходы к изучению культуры (методы исследования)
- 5. Языки культуры. Информационно-семиотическая концепция
- Классификация знаков
- 6. Морфология культуры
- Раздел II. Основные понятия культурологии
- 7.Функции культуры
- 8. Природа и культура
- 9. Определение понятия «цивилизация». Цивилизация и культура
- 10. Культурогенез
- 11. Культурная динамика
- 12. Культура и личность. Маргинализация
- 13. Интеграция, ассимиляция, аккультурация и траскультурация
- 14. Социализация и инкультурация
- 15. Творчество как индивидуальный мир человека
- 16. Определение культурной идентичности
- 17. Культурные нормы и ценности
- 18. Культура и общество
- 19. Определение социального института
- 20. Виды социальных институтов
- 21. Функции социальных институтов
- 22. Культура и религия
- 23. Традиции и новации в культуре
- Раздел III. Типология культур
- 24. Принцип типологизации культур
- 25. Миф как культурная форма
- 26. Национальная и этническая культуры
- 27. Региональные культуры. Запад и Восток Север и Юг
- 28. Культурный архетип, менталитет и национальный характер
- 29. Доминирующая культура, субкультура и контркультура
- 30. Молодежная культура
- 31. Сельская и городская культура
- 32. Массовая культура
- 33. Элитарная культура
- 34. Традиционная и современная культуры
- 35.Обыденная и специализированная культура
- 36. Политическая культура и ее проблемы на современном этапе
- 37. Постфигуративная, кофигуративная и префигуративная культуры
- Раздел IV. Особенности российского типа культуры
- 38. Россия в диалоге культур
- 39. Влияние геополитического фактора на специфику русской культуры
- Раздел V. Культура в современном мире
- 40. Доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная культуры
- 41. Принцип культурного релятивизма
- 42. Культура и техника
- 43. Техногенная цивилизация
- 44. Культурная универсализация: плюсы и минусы
- 45. Межкультурные контакты и их противоречия
- 46. Культура постмодернизма
- 47. Полилинейность и монолинейность исторического процесса
- 48. Глобальные проблемы современности и их причины
- 49. Пути решения глобальных проблем
- Глоссарий
- Часть 2. История мировой культуры: Словарь-справочник
- 1. Первобытная культура
- 2. Культура Месопотамии и Древнего Египта
- 3. Культура Древней Индии и Китая
- 4. Античная культура
- 6. Мир ислама. Культура Арабского Халифата
- 7. Культура Возрождения
- 8. Культура Просвещения
- 9. Европейская культура XIX-XX вв.
- 10.Особенности развития русской культуры
- Историческая и культурологическая периодизация и их различия
- Адрес издательства типографии: 450001, г. Уфа, ул.50 лет Октября, 34.