logo
23545культорология

5. Языки культуры. Информационно-семиотическая концепция

Семиотика – это наука о знаках, знаковых системах. В семиотике культура рассматривается как социальная информация, сохраняемая и накапливаемая в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств. Человек живет в мире знаков, им же созданных. Значит, язык культурысовокупность всех знаковых способов словесной и невербальной коммуникации, с помощью которых передается культурно значимая информация. Наиболее универсальной знаковой системой является язык. Основным средством познания и коммуникации является естественный язык (русский, французский, башкирский и т.д.). Наряду с ними существуют и искусственные языки (язык науки, дорожные знаки, условные сигналы) и вторичные моделирующие системы (ритуалы, искусство, миф и все совокупности социальных коммуникаций).

В лингвистике, откуда и отпочковалась семиотика, всякий знак – это система минимальных носителей языковой информации. Все знаки обладают материальной, чувственно воспринимаемой формой - означающим («экспонент знака» - от «экспонирую», «выставляю напоказ»). Это красный, желтый или зеленый огонь светофора, то или иное изображение, надпись и т.д. С другой стороны, материальный, чувственно воспринимаемый объект только в том случае является экспонентом какого-то знака, если с этим объектом (событием) связывается в сознании общающихся та или иная идея – означаемое (содержание знака). В иных учебниках употребляют близкие по значению термины и говорят о денотате (план выражения) и смысле (план содержания). Наиболее простым языковым знаком естественного языка является слово. Так у слова «дом» смыслом будет само это понятие «дом», а денотатом – некий абстрактный дом. Глубинным уровнем смысла является то непроявленное содержание, которое связывает человека с миром ценностей, законов и образцов поведения человека.

В семиотике имеется три раздела, в каждом из которых знаковые системы изучаются с трех разных точек зрения: семантика, синтактика и прагматика.

Семантика изучает смысловое содержание знаков и их комбинаций.

Синтактика изучает особенности строения знаков и их комбинаций (синтаксис знаковых систем).

Прагматика выявляет особенности использования знаков в процессе коммуникации, устанавливает правила действия знака в процессе той или иной знаковой ситуации.

В семиотической (знаковой) концепции культура выступает как:

а) Мир артефактов, или мир человеческой деятельности.

Артефакты – продукты и результаты человеческой деятельности; искусственно созданные людьми предметы и явления.

Человеческая деятельность отличается от действий животных:

Человек стал «человеком разумным» не потому, что у него исчезла шерсть, отпали когти или он стал прямоходящим, но благодаря функциональной асимметрии полушарий головного мозга. Левое полушарие «отвечает» за формально-логическую, абстрактную сторону мышления, а правое - за интуитивно-образную. Человек обрел язык, резко отличающийся от «языков» животных. Ведь если считать звуки, которые издают животные «знаками», то надо признать, что эти знаки принадлежат природе, а не человеческой деятельности (культуре). Главное заключается здесь не только в том, что человек мог придумать знаки для обозначения предметов или явлений, а в том, что эти знаки могут обозначать не только единичные предметы или конкретные явления, но и целые классы явлений. Кроме того, он получает возможность передавать эти знаки (сообщения) своим сородичам, те – другим. Находясь на самой высокой ступени развития жизни на Земле, благодаря своему разуму, человек способен, познавая предметы и явления окружающего мира, обобщать и выделять в них существенные признаки, закрепляя их в своем сознании в виде определенных образов. Человек получил возможность говорить не только о том, что происходит «здесь и сейчас», но и о том, что было и что может быть. Такое удивительное свойство человеческого языка отечественный лингвист В.Мартынов назвал «Действительностью-2». Именно ею создаются и передаются из поколения в поколение те слагаемые культуры, которые и позволяют ей развиваться.

в) мир смыслов

Человек вносит в свои творения нечто специфически человеческое – наделяет смыслом предметы и явления. Понять предмет отдельно от культуры невозможно.

Виды смыслов:

Знания – информация о свойствах объекта.

Ценности – фиксированные в человеческом сознании характеристики отношения к объекту.

Регулятивы – правила или требования, в соответствии с которыми люди строят свою жизнь. (Дополнительно об этом будет сказано в разделе «Социальная культура»).

c) мир знаков

Знак – предмет, выступающий в качестве носителя информации о других предметах и используемый для ее приобретения, хранения, переработки и передачи.

Явления культуры – знаки и совокупности знаков (тексты), в которых зашифрована социальная информация, т.е. вложенное в них людьми значение и смысл. Культурный текст является выражением глубинного смыслового поля культуры, синтетической обобщенной формой языка культуры. Проблемой раскодирования текстуальной информации занимаются семиотика и герменевтика.

Следовательно, культура – особый вид информационного процесса.

Сегодня культура в человеческом обществе – то же, что и информационное обеспечение в компьютере.